Зачем разбивают бокалы на свадьбе евреи

Узнайте больше о церемонии еврейской свадьбы и обязательно расскажите об этом другим! Традиционная еврейская свадебная церемония полна значимых ритуалов, которые символизируют красоту отношений мужа и жены, а также их обязательства друг перед другом и в то же время перед еврейским народом. Цель этого путеводителя объяснить важные нюансы еврейских свадебных традиций.

День свадьбы

Рассвет в день свадьбы знаменует собой начало самого счастливого и святого дня в жизни еврея. Этот день считается личным Йом Кипуром для жениха – на иврите его называют хатан, и невесты – на иврите она кала, в преддверии свадьбы им прощаются все их прошлые ошибки и грехи.

А объясняется это тем, что жених и невеста перестают быть двумя отдельными людьми, какими были до этих пор, и сливаются в новую, совершенную и пока еще безгрешную душу. Как и в Йом Кипур, жених с невестой постятся (если канун свадьбы не выпадает на одну из особых дат еврейского календаря, то этот пост длится с рассвета и до завершения свадебной церемонии). Кроме того, жених облачается в киттель, традиционную белую одежду, которую мужчины носят в Йом Кипур. Однако справедливости ради важно отметить, что среди сефардов не принято ни поститься, ни надевать киттель.

ХУПА | что такое еврейская свадьба?

Кабалат паним

Обычно в течение недели, предшествующей свадьбе, хатан и кала не видят друг друга и встречаются только непосредственно во время бракосочетания. Это усиливает их ожидания и волнение от предстоящего мероприятия. Поэтому перед началом свадебной церемонии жених и невеста приветствуют гостей по отдельности. Такой торжественный ритуал называется Кабалат паним.

Еврейская традиция сравнивает пару, которая собирается заключить брак, с королем и королевой. Невеста сидит на специально украшенном кресле, словно на троне принимая своих гостей. А жених в своей части праздничного зала окружен гостями, которые поют и произносят в его честь тосты. Существует ашкеназская традиция, согласно которой в это время две матери, невесты и жениха, встают вместе и разбивают тарелку. Причина этого обычая заключается в том, чтобы показать всю серьезность обязательств, которые берут на себя молодожены: точно так же, как разбитую тарелку невозможно полностью склеить, так и разрушенные отношения никогда не могут быть до конца восстановлены.

Бадекен

Затем наступает момент бадекен, когда жених покрывает фатой лицо невесты. Это действие символизирует скромность и преподает урок, ведь каким бы привлекательным ни был внешний вид, первостепенное значение имеют душа и характер. К тому же это напоминает поступок нашей праматери Ривки, которая прикрыла свое лицо перед встречей с Ицхаком, ожидавшим ее в поле. 1 Согласно обычаям ашкеназов, жених в сопровождении семьи и друзей идет туда, где в ожидании него сидит невеста, и накрывает фатой ее лицо. Это также свидетельствует о том, что будущий муж готов одевать свою жену и оберегать.

Хупа

Свадебная церемония проходит под хупой – специальным балдахином, символизирующим дом, который новая пара построит вместе. Он открыт со всех сторон – подобно шатру великих праведников Авраама и Сары, которые, выражая свое уникальное гостеприимство, держали все его входы открытыми, чтобы иметь возможность приветствовать и принимать путников, приходящих со всех сторон света.

У ашкеназов принято, чтобы церемония хупы проходила на улице под открытым небом – в знак благословения, данного Всевышним праотцу Аврааму, что его потомки будут многочисленны «как звезды небесные». 2 Сефарды обычно проводят хупу в помещении. Согласно некоторым традициям, стоя под хупой, жених и невеста не должны иметь на себе каких-либо украшений.

Их новые взаимные обязательства основаны на том, кем они являются как люди, а не на том, каким материальным имуществом они владеют. Невеста следует к месту проведения церемонии вслед за женихом. Обоих обычно сопровождают их родители. Во время ашкеназской хупы кала обходит вокруг хатана семь раз.

Подобно тому, как мир был построен за семь дней, невеста как бы строит стены нового мира, который образует их пара. Кроме того, число семь символизирует целостность и завершенность, которых люди не могут достичь по отдельности, но только образовав семью. Затем кала встает справа от хатана. Сефардская традиция состоит в том, что в начале праздничного вечера жених произносит благословение Шеехеяну на свой новый талит, подразумевая, что это благословение также распространяется и на весь брак. После этого четверо его друзей растягивают этот талит над головой жениха и невесты, образуя из него хупу.

Обручение (Кидушин)

В течение свадебной церемонии используются два бокала вина. Один из них сопровождает благословения, которые раввин читает во время обручения. После того, как они произнесены, молодожены по очереди отпивают вино из этого бокала. Вино – символ радости в еврейской традиции, и, в первую очередь, он ассоциируется с Кидушем – молитвой освящения особого дня, которую произносят в Шабаты и праздники. Ритуал обручения называется Кидушин, в сущности, это посвящение мужчины и женщины друг другу.

Кольцо

В иудаизме брак становится официально признанным в тот момент, когда хатан передает своей кале какой-либо ценный предмет. Традиционно это совершается при помощи кольца.

Кольцо должно быть сделано из чистого золота, без изъянов, но и без дополнительных украшений (например, драгоценных камней) – это подобно тому, как, заключая брак, пара надеется, что их отношения будут простыми и чистыми. Жених берет в руку обручальное кольцо и на глазах у двух свидетелей объявляет невесте: «Вот – ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля».

Затем он надевает его на указательный палец правой руки невесты. Согласно Галахе (еврейскому Закону), это центральный момент свадебной церемонии. Именно на этом этапе пара соединяется в единое целое и считается женатой. Если кала тоже хочет подарить хатану кольцо, это делается только потом, а не под хупой – дабы избежать путаницы в отношении того, как заключается настоящий брак по предписанию Торы. Однако, надо заметить, что в большинстве общин не принято, чтобы мужчины носили обручальные кольца.

Ктуба (брачный договор)

Теперь дело подходит к чтению брачного контракта – ктубы, в оригинале он написан на арамейском языке. Ктуба перечисляет различные обязанности жениха: обеспечивать свою жену едой, кровом, одеждой, супружеской близостью и быть внимательным к ее эмоциональным потребностям.

Защита прав еврейской жены настолько важна, что брак не может быть заключен до тех пор, пока ктуба не будет подписана. Документ подписывают два свидетеля. Она имеет статус юридически обязывающего соглашения. Ктуба – собственность калы, она должна иметь доступ к ней на протяжении всего брака.

Нередко этот договор оформляется как настоящее произведение искусства – его пишут каллиграфическим почерком, украшают орнаментом. Некоторые вешают его дома на стену в специальной красивой раме. Чтение ктубы служит неким перерывом между первой частью церемонии – Кидушин, обручение, и второй – Нисуин, бракосочетание.

Семь благословений

Теперь над вторым бокалом вина читают семь благословений – на иврите это называется Шева Брахот. В этих благословениях проводится параллель между женихом и невестой и нашей верой в Бога как Создателя мира, который дарует радость и любовь и искупает Свой народ. Эти благословения произносят раввины или другие люди, которым семьи молодоженов хотят оказать почтение. По завершении семи благословений хатан и кала снова выпивают из бокала немного вина.

Разбивание бокала

Теперь бокал для вина или стакан – по традиции на свадьбе этот сосуд должен быть стеклянным, кладут на пол, и жених разбивает его ногой. Так выражается печаль из-за разрушенного святого Иерусалимского Храма, а кроме того, это отождествляет только что образовавшуюся пару с духовной и национальной судьбой еврейского народа.

Даже в момент величайшего ликования еврей обязан помнить наставление псалмопевца «вознести Иерусалим во главу веселья своего». 3 В шутку некоторые говорят, что это последний раз, когда жених может «топнуть ногой». У ашкеназов, живущих в Израиле, принято разбивать бокал раньше, еще до чтения ктубы.

А вот сефарды всегда делают это именно в конце церемонии, даже те, что живут в Израиле. Этот ритуал знаменует собой завершение свадебного обряда. Под возгласы «Мазаль тов!» и многочисленные поздравления гостей хатан и кала покидают место хупы.

Йихуд

Оттуда пара отправляется в хедер йихуд – комнату уединения, где остаются на некоторое время только друг с другом. Этот момент, когда, согласно Галахе, молодожены впервые могут остаться без свидетелей, укрепляет их новый статус как мужа и жены. Поскольку пара с раннего утра соблюдала пост, обычно в хедер йихуд заранее приносят немного еды, чтобы жених и невеста могли хотя бы немного отдохнуть и подкрепиться. Интересно, что в сефардской традиции нет такого обычая. Хатан и кала после церемонии хупы сразу проходят в праздничный зал, где будет проходить торжественный банкет.

Праздничная трапеза (Сеуда)

  1. Берешит, 24.
  2. Берешит, 15:5.
  3. Теилим, 137:6.

Источник: imrey.org

Зачем разбивают бокалы на свадьбе евреи

Традиции и обычаи еврейской свадьбы

Пару недель назад я побывала на свадьбе. Сочетались браком двое молодых людей по еврейской традиции. Для меня это было внове. Я никогда раньше не присутствовала на еврейской церемонии бракосочетания.

И это настолько поразило и увлекло меня, что я написала небольшой очерк, снабдив его несколькими фотографиями, чтобы хоть чуточку приоткрыть завесу над таинственными и малознакомыми обычиями моего родного народа. Неудивительно, что посыпалось много вопросов с просьбой объяснить ритуал и значение тех или иных традиций. У меня закружилась голова от понимания серьёзности задачи.

Ответов на многие вопросы у меня просто не было. И я принялась расспрашивать девочек на моей работе. (Ни родственники, ни мои знакомые, также не были в курсе и помочь мне ничем не могли). Мне повезло. Одна из наших сотрудниц заинтересовалась и стала припоминать, как ей когда-то один знакомый раввин объяснял обычай разбивать бокал сразу же после окончания свадебной церемонии.

Но сколько она ни пыталась вспомнить его очень оригинальное (по её словам) объяснение, ничего не получалось. Так я и осталась бы в неведении, если бы на днях она не принесла мне книгу «The Jewish Book of Why», что в переводе означает «Еврейская книга, отвечающая на все вопросы». Для меня это была просто находка! Я и раньше знала немножко о наших обычаях и традициях. Но этого было недостаточно.

И вот я здесь. Всю книгу, конечно, я не собираюсь приводить здесь. Но несколько самых интересных обычаев, которые соблюдались на свадьбе, я здесь приведу. Начнём с того, что супружество для еврейской традиции, является высшим соблюдением божественного закона о размножении человечества. Помните? «Плодитесь и размножайтесь».

Таково было напутствие Адаму и Еве. Что они, в принципе не нарушили и свято соблюдали. (Б.1:28) Иудаизм очень трезво и разумно подходит к институту брака, как здоровому образу жизни и альтернативе одиночества. (Другое дело, как оно потом оборачивается для каждого индивидуума, но не это тема нашей статьи). Зато в Талмуде написано: «Тот, кто не имеет жены, живёт не зная радости, не зная блаженства, не зная счастья». (Yevamot 62b) Вот так-то, неженатые наши мужчины! Одним словом, женатым быть хорошо, а счастливым ещё лучше. Но, продолжим наш рассказ.

Первое, самое необычное, что сразу бросается в глаза каждому, попавшему на еврейскую свадьбу, это нечто, наподобии палатки, или небольшой беседки, открытой с четырёх сторон и накрытой покрывалом. На свадьбе, которую я посетила, это была даже не палатка, а четыре высоких стройных столбика, покрытых сверху куском материи — балдахином, свешивающейся почти до пола. Это и есть хупа.

Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Её можно поместить где угодно. Даже под открытым небом. Что в летнюю пору и делают. Не имеет значения. Главное, чтобы присутствовали четыре человека: жених, невеста, раввин и кантор.

Значение хупы объясняют по разному. Широко распространено мнение, что это напоминание о том древнем времени, когда наши предки-евреи жили в шатрах и пасли стада овец и баранов. Бытует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение.

В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другие авторитетные лица верят в то, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем.

В Германии семнадцатого века и во Франции зачастую хупой служил талит (молитвенная шаль мужчин). Её держали над головой невесты, как знак покровительства и защиты со стороны её жениха, будущего мужа. Неизвестно, да и не важно, что тут верно на самом деле. Красивый обычай.

Невеста обходит несколько раз жениха

Во время чтения раввином молитв, я увидела, что невеста стала медленно обходить жениха несколько раз по кругу. Меня заинтересовало, что бы это могло означать. Книга даёт несколько интерпретаций старинного обычая. Скорее всего, невеста обходит жениха по кругу, чтобы отогнать злых духов. Те хотят помешать счастливому сближению новобрачных.

Но не в силах проникнуть в круг. (Интересно здесь напомнить, хотя может и не совсем к месту, что когда Иисус спасался в пустыне, он тоже обвёл круг вокруг себя!) По другой концепции жениха сравнивают с королём. Так же, как короля окружают и защищают его солдаты, так и невеста защищает и охраняет его. Мне лично показалось, что это должно символизировать Солнце и Землю.

Жених, конечно, Солнце. Но это мои догадки. Можете не принимать их во внимание.

И вот, наконец, мы подошли к самой интересной, заключительной части церемонии — жених каблуком разбивает бокал. Что ЭТО обозначает? Что символизирует? И опять я обращаюсь к книге, моему путеводителю по лабиринту обычаев, традиций, законов еврейского образа жизни. В самом начале, во вступлении к этой книге сказано: «Иудаизм — больше, чем религия.

Это образ жизни.» А жизнь верующего еврея не легка. Она обязывает его соблюдать 613 заповедей. 248 из них утвердительных, и 365 — запретов. Вернёмся к разбитому бокалу. Раньше жениху предлагалось разбить бокал, из которого он пил вино во время брачной церемонии. Теперь делается то же самое, но только более цивилизованным образом.

Бокал заворачивают в салфетку и только тогд каблук жениха разбивает его ко всеобщему удовольствию. Все кричат: Мазлтов! (Поздравляем, Счастья!) — а осколки бокала не летят во все стороны, заботливо и предупредительно спрятанные в салфетке. Что же означает этот обычай?

И как тут не вспомнить русских офицеров, который разбивали в дребезги хрустальные бокалы, сказав тост и откушав вина. На счастье! Так понимался этот жест. На счастье! Примерно так же объясняется этот обычай и на еврейской свадьбе.

Но есть более древнее, популярное пояснение. Разбивание бокала отражает скорбь по поводу разрушенного Храма в Иерусалиме. А хрустальный звон разлетавшихся осколков напоминает о потере национальной независимости в 70 г. от рук римлян. Как я уже говорила, существует множество объяснений этому загадочному ритуалу. И вот ещё одно из них.

Звук разбитого бокала предостерегает опьянённого своим счастьем жениха всецело предаваться своему счастью. Поскольку в жизни бывает не только радость, но и печаль. И к этому надо быть всегда готовым. В талмуде существует предание, как известный мудрец Раббина удивил гостей на свадьбе своего сына, внезапно и неожиданно для всех разбив очень ценную вазу на их глазах.

Его поступок был ничем иным, как отражением старинного поверья, что умерив радость, отгоняешь от себя несчастье. Но скорее всего, настоящее объяснение этого старинного обычая кроется в древних суевериях. В Средние Века жениху полагалось отведать вина, после семи свадебных благословений.

Затем он давал отпить из своего бокала и невесте, после чего, жених разворачивался к северной стене и разбивал об неё бокал! Древние евреи верили, что злые духи приходят с севера, и самым лучшим средством победить демонов является шум, включая и звон разбитого стакана. Каббала даёт схожее объяснение обычаю разбивания стакана.

Согласно каббале, демоны и злые духи намереваются разрушить счастье молодых. Но звона разбитого стекла достаточно, чтобы их удовлетворить и умилостивить. Талмуд учит: «Придя в незнакомый город, соблюдай его обычаи.» Многие традиции, сохранившиеся со стародавних времён, и сегодня ещё живы. Не всегда мы знаем и понимаем их значение. Но во многих случаях, особенно на таких торжествах, как свадьба, они украшают праздник и объединяют людей. 1

Источник: samlib.ru

Как проводится еврейская свадьба, какие традиции, почему невесте.

— это целый большой, подробно разработанный ритуал, как, впрочем, и свадьба христианская, и мусульманская, и еще какая хотите. Описывать его здесь подробно нет никакой возможности, поэтому упомяну лишь основные моменты.

Сначала составляется и подписывается брачный контракт — «ктуба». Основное его назначение — обеспечить права женщины в случае развода. Поэтому в нем указывается сумма, которая будет выплачена ей при разводе. Надо заметить, что разводы в еврейских религиозных семьях вещь крайне редкая, но тем не менее. «Ктуба» составляется так, чтобы соответствовать законам той страны, где это происходит. Ее подписывают жених, его отец и отец невесты, раввин, ведущий церемонию, а так же два свидетеля.

Сама церемония начинается с обряда «бадекен», что можно перевести как «закрывание невесты»: он должен опустить ей фату на лицо. Смысл этого обряда в том, что она отделяется от всего мира и будет отныне принадлежать только ему.

Потом он поднимает фату и смотрит на невесту. Истоки этого обычая в библейской истории о том, как наш праотец Яаков хотел жениться на Рахели, но отец невесты подменил ее сестрой Леей. Поэтому жених смотрит в лицо невесте, как бы убеждаясь, что это именно она.

Затем она обходит вокруг жениха, им вручается бокал вина, жених говорит благословение на вино и они отпивают понемногу. Он надевает ей обручальное кольцо и произносит традиционную фразу:

Собственно, эта фраза и есть квинтэссенция всей церемонии, все остальное лишь ее «обрамление». С этого момента они становятся мужем и женой.

Раввин зачитывает вслух «ктубу», произносится семь благословений, жених (уже муж) разбивает бокал или стакан, наступив на него ногой. Разбитый стакан — символ воспоминания о разрушенном 2000 лет назад Храме, который не восстановлен до сих пор. Такое смешение радости и грусти вообще характерно для еврейской культуры и традиции.

Затем молодые (уже муж и жена) уединяются на несколько минут в отдельной комнате, после чего они выходят к гостям и тут начинается праздничное веселье — накрытые столы, танцы, поздравления и так далее.

Это, конечно, только общая схема, отдельные детали могут отличаться — в зависимости от страны, обычаев той или иной общины и прочего.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Оцените статью
Добавить комментарий