Зачем на второй день свадьбы купают родителей

У каждого региона, даже у каждого населённого пункта свой менталитет. Везде свои нравы и обычаи. Не знаю есть ли в других регионах такой обычай, но у нас на Кубани есть.

Я говорю о свадьбе, вернее о её втором дне, который посвящён родителям молодых.

Фото автора

Начинается день с того, что некоторые из гостей переодеваются в ряженых и перекрывают калитку в оговорённое время. Опоздавшие, чтобы пройти во двор и продолжить веселье, должны внести символическую плату — 50-100 рублей.

Тех у кого нет денег не впускают, пока не покатают на покрывале. Всё проходит в лёгкой и весёлой атмосфере.

В последние годы этот обычай слегка видоизменился и ещё вечером в первый день сваты спрашивают у гостей будут ли они завтра и собирают деньги на одежду для родителей, но ряженых на калитке и катание на покрывале пока не отменили.

Когда все гости собрались и позавтракали ряженые идут на рынок и по магазинам, чтобы на собранные за вход деньги купить родителям одежду, в которую их переоденут после купания.

Второй день свадьба

В это время сваты готовят место для купания. Тут уже всё зависит от полёта фантазии сватов. Кто-то просто наливает лужу перед двором, кто-то организует выезд на пруд, кто-то ставит бассейн и наполняет его водой.

17 лет назад мы гуляли на одной свадьбе, так там родителей купали из пожарной машины.

Иногда перед купанием родителям организуют катания — тут тоже кто во что горазд. Кто-то катает родителей на ручной тачке, кто-то на автомобильном прицепе.

Тачку или прицеп обязательно украшают цветами, застилают ковром, чтобы родителям было удобно.

А когда настаёт момент купания тут уже иногда начинается настоящий беспредел. Многие гости стремятся принять участие в этом захватывающем действе.

Некоторые в процессе пытаются сдёрнуть с мужчин брюки, женщинам задрать платье, некоторые почистить зубы кирпичом, другие вылить на голову помои из ведра. А если свадьба поздней осенью или зимой — стараются облить холодной водой, да так, чтобы обязательно на голову побольше налить.

Одному из наших кумовьёв так на свадьбе зуб выбили.

Главное, что остальные гости стоят в сторонке и под дружный хохот наблюдают за происходящим.

После купания переодевают родителей в новую, только что купленную одежду. Обычно это трико и майки для отцов и ночные рубашки и простые халаты для матерей. Обязательно покупают всем родителям трусы. Качество одежды зависит от количества собранных на калитке денег.

Затем идёт традиционный танец родителей — Чоботы. Родители танцуют, а зрители при желании бросают им деньги.

Вот, знаете, мне всё нравится, кроме купания, а вернее беспредела, который иногда разворачивается во время этого действа.

Меня возмущает почему родителей, организовавших свадьбу, накормивших и напоивших гостей до отвала нужно так чествовать? Вместо того, чтобы поблагодарить их поливают грязью и пытаются унизить.

Вот не знаю, каким был этот обычай изначально, но сейчас он явно изменился и стал по меньшей мере странным.

Купание родителей ВДВшника на второй день свадьбы!

Все друзья и кумовья, на свадьбах чьих детей мы гуляли, относятся к этому, как к неизбежности. Мне очень не хочется стать звездой такого купания, а если сказать, что купания не будет — гости и не только они осудят.

Надеюсь, что, когда у нас дойдёт дело до свадеб детей обычай изменится или его вообще перестанут соблюдать.

Спасибо, что прочитали до конца. Благодарю за подписки, лайки, комментарии. Будьте здоровы и счастливы.

С уважением Ирина Попова

Источник: dzen.ru

Ой заграй, кубаньска свадьба! Родительское воскресенье

На второй день свадьбы на Кубани принято рядиться. Второй день — форменное безобразие и веселье. В этот день гуляли только взрослые гости — нечего молодежи делать на родительской свадьбе. А именно в этом ключе и проводилось свадебное воскресенье.

На пороге гостей встречали ряженые: цыгане, «дохтура», «гиниколух» (это был поздний персонаж) и прочие размалеванные и веселые личности. Каждому пришедшему подносилась рюмочка для лечения. В качестве зарабатывания денег чаще всего использовали катание: двое ряженых брали рядно (ткань) за края, гостя сажали в эту люльку и катали. За это требовалось заплатить.

Все деньги шли в фонд родительской свадьбы. Проще говоря, в этот день главными героями гуляний выступали родители жениха и невесты, которых как бы женили заново.

После того как подтянулись основные гости, родителям начинали мыть ноги. Этим занимались сами гости, которые и платили за такую честь. На самом деле все это более похоже на веселый фарс.

Потом родители танцевали «чоботочки» (пляшут кто во что горазд, а гости за это им под ноги бросают деньги). В общем, все в общий котел.

Потом ряженые ехали за обновками на базар. На собранные деньги закупались вещи для родителей — от трусов до шапки. При этом особым шиком для ряженых всегда было что-то украсть. И почти всегда получалось.

Приехав с обновками домой, предстояло переодеть родителей в новое для новой жизни, но перед этим… выкупать. Ряженые сажали родителей в тачку и с гиканьем и песнями везли к ближайшему водоему. Чаще к луже. Там их попросту вываливали из возка в воду и «помогали помыться». «Вымытых» родителей везли домой — переодевать. Этот глумливый процесс и объясняет отсутствие молодежи на втором дне свадьбы.

Немаловажной частью в свадебной церемонии было «забивание кола». Когда в семье женился последний сын или выходила замуж младшая дочь, перед воротами дома забивался символичный кол. Таким образом родители хотели уберечь семьи от разводов.

Обращает на себя внимание и факт ряжения в войлочные маски и вывернутые овчинные шубы. Маска позволяла участнику представления скрыть свое человеческое начало и быть инкарнированными в образ первопредка. Получалось своеобразное совмещение в одном лице ряженого и объекта ряжения, что создавало условную символику, в основе которой лежала магия подобия.

Установлено также, что шерсть (шкура) и одежда из нее являются у многих народов символом благополучия, обильного урожая и плодородия в целом, заменяющими живые жертвенные существа. При помощи этих важнейших атрибутов ряжения происходила временная инкарнация ряженого в тотем, в предка. Такой непосредственный контакт с целью войти в особые отношения, заручиться поддержкой и обеспечить благополучие определял сущность обрядового ряжения.

Одежда ряженых выполняет уже названную функцию «антиповедения», когда одеждой становились вещи, непригодные для одеяний по своему размеру, качеству, родовой принадлежности.

1. Одевались кто как, в любую одежду:

«На Старый Новый год вечером собираются девочки и ребята, те, которые постарше, с 14 лет, кому уже, позволяли ходить на улицу. Вот они одевались, кто во что горазд, колядовали».

2. Надевали вещи не своих размеров, например, дети — взрослых:

«На Рождество дети собирались небольшими группами и ходили колядовать. Они для смеху одевали родительские шубы, большие шапки. Мальчишки помазывались сапухой, девочки красились. Заходили они в каждый двор с пожеланиями счастья, богатства, хорошего урожая летом».

3. Надевали вещи не своего рода, например, женщины одевались в мужчин и наоборот: «Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы — в мужиков, мужики — в баб. Дети не рядились».

«Рано утром на Рождество ходили по домам и христославили. При этом одевались в широкие юбки, женщины переодевались в мужчин и наоборот. Христославили в доме перед иконой: «Нынче Бог родился. » Хозяева обязаны были дать тем, кто христославил деньги, блинцы, конфеты».

Из этого приведенного примера видно, что рядились даже утром на Рождество, когда ходили христославить.

4. Одевались в вывернутую наизнанку одежду, мехом наружу:

«В Новый год с утра парни и девушки собирались улицей и шли на «щедровку», значит — поздравлять с Новым годом. Щедровщики наряжались в праздничные одежды. Парни были в вывернутых наизнанку полушубках, валенках, а девушки надевали юбки с широкими лентами, казачки, полушубки, разноцветные шали на голову. Лица раскрашивали сажей и красной краской»

5. Делали из конского волоса усы:

«На Святки водили танки, катались на салазках с яра. Пели щедровку: «Щедрики — ведрики, дайте вареники». Ходили ряженые. Наряжались в конский волос, приклеивали усы»

6. Зимой обували лапти, делали головной убор из соломы:

«Наряжались в вывороченные шубы, соломой обвёртывают голову, одевают лапти и ходят по домам».

По мнению Г.В. Лобковой солома в качестве головного убора неслучайно фигурирует в ряженье: «Солома как атрибут святочных обрядовых действий подчеркивает общность отмеченных персонажей с мифологическими представлениями о духах, населяющих житные поля, овины, амбары и т. д. Связь обнаруживается и при сопоставлении с деталями и образным строем пожиналь-ных обрядов».

Не только внешний облик, но и поступки ряженых можно было отнести к «антиповедению». Например: «В первый день Нового года ходили компаниями по домам ряженые с песнями и шутками. Они поздравляли хозяев, желали благополучия и счастья, пели колядки. Часто в шутку обменивали ворота у дворов, угоняли телеги, а днем их искали».

4. К весенне — летнему периоду (Юрьеву дню, Вознесению, Троице, Ивану Купале) приурочены обряды вождения ряженого, главным элементом наряда которого служила зелень — ветки деревьев, цветы, венки. Особенностью их было участие одного (реже — двух) главного ряженого, которого вели остальные участники процессии.

Такими персонажами, полностью скрытыми под зеленым нарядом или имевшими лишь венок на голове (как единственный знак ряжения), были у восточных славян «Куст», «Тополя», «Весна», «Русалка»; у западных славян — «Троицкий король» или «Король и королева»; у южных — «Зеленый Юрий», «додолы», «пеперуды». Этих ряженых водили по дворам (в дома они обычно не заходили), либо с ними шествовали по селу, выходили за границу села, обходили вокруг полей. Центральный персонаж двигался первым или его вели под руки сопровождающие. Лицо было закрыто платком, волосами, зеленью венка, высокой конусообразной корзиной, густо утыканной ветками. Хозяева старались щедро одарить ряженого, облить его водой, потанцевать с ним для обеспечения себе хорошего урожая.

В завершение свадьбы, а также во многих обрядовых играх устраивалось пародийное венчание ряженых «жениха» и «невесты» с участием «попа», «дьяка», «родителей новобрачных» и других персонажей.

5. Женщины часто рядились в мужчин, мужчины — в женщин. Старались, чтобы их не узнали: лицо закрывали маской из бумаги либо мазали сажей или свеклой, рисовали усы, приделывали бороды. Изменяли голос — брали в рот пуговку или копейку, «чтобы язык был шепелятый» или молчали.

Одевались «всяким манером»: надевали решето на голову, подвязывали его — получалось, как большая голова в шляпе. Ряженые приходили и на молодежные гулянья («вечера»), где также плясали, шутили или пугали, разыгрывали сцены. Среди способов РЯЖЕНИЯ этих персонажей часто упоминается чернение лица сажей, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, ношение необычных остроконечных шапок, обкручивание соломой рук и ног, чтобы сделать их толстыми и кривыми; навешивание на костюм старых веников, лаптей, колокольчиков и т. п. Нередко ряженые старались подчеркнуть особенно устрашающие черты своей внешности — закутывались в белое полотно, вставали на ходули, приделывали длинные зубы из репы. Носили на голове тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой.

Часто рядились в кожух, вывернутый шерстью наружу. Так рядили в разных местах «козу», «медведя», «вожака», который водил их на поводке; «мехоношу» — участника колядной группы, который носил собираемые по домам продукты; «святого Николая». Например, в Московской обл. нарядившийся «курицей» или «журавлем» ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, в руках держал кочергу наподобие клюва.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженный «покойником»: его одевали в белое, натирали лицо мукой, вставляли в рот торчащие зубы из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. Иногда двое участников составляли одну фигуру «коня» и вместе подражали поведению животного. Следует обратить внимание на такую характерную деталь, отмечаемую этнографами, что ряженые изменяют свой природный голос, при обращении к хозяевам дома. Это фиксировалось и в обходах русских ряженых, которые «сообразно принятым на себя личинам, говорят не своим голосом».

Интересно также, что в некоторых вариантах обряда в состав ряженых включалась молчаливая фигура, которой нельзя было произносить ни слова.

Источник: vuzlit.com

Про второй день свадьбы. В том числе и про катание на тачки.

Традиции второго дня свадьбы существенно видоизменились с прошлых времен, ведь раньше традиции подразумевали подготовку ко второму дню еще со свадебного вечера.

Ряженые на второй день свадьбы отсутствовали, зато жениха и невесту навещали родственники, и в первую очередь сваха.

Моя бабушка рассказала что за мамой невесты ходила целая делегация(кроме невесты) !
С начала немного пели,плясали в доме жениха,потом шли за свахой ,там гуляли немного ,а потом уж все вместе шли обратно в дом жениха.

По обычаю на второй день свадьбы молодым предстояла помывка в бане, ритуальное омовение, позволяющее смыть с себя грязь прошлых прегрешений. ( Напомню,что до свадьбы молодые проходили обряды омовения в бане по отдельности).Парились в бане вениками, заблаговременно подаренными невестой жениху.
Обряды свадьбы на второй день соблюдались неукоснительно, поскольку были частью целого цикла ритуалов.
Традиции второго дня свадьбы говорят и о том, что после бани муж и жена шли домой друг за другом: сперва шел муж, он же первым ступал на порог дома. За ним следовала жена. Такой обряд подчеркивал главенство супруга в доме. В доме его встречали тесть, теща, которые накрывали стол к приходу молодых из баньки, угощали сваренной полбой в горшочках; жених приглашал новых названных родителей к столу, затем садились свекр и свекровь, и уже после этого к продолжению застолья призывались и гости.

Цитата пользователя Сестрица Алёнушка:
«12)остальные рушники уходили на приданное. Все для дома жениха!
На второй день свекровь вывешивала на всеобщее обозрение! Хвастаясь рукодельной невесткой!»

А еще одевала подаренную ей вышитую рубаху! Если всекровь не одевала рубаху,то это считалось позором,значит не понравилась невестка!

А теперь по поводу «катания на тачке»

Да такая традиция действительно была на Украине!
В том случае если родители женят последнего ребенка в семье, им устраивают катание на тачанке (тележке) или возике.
Родители наряжаются как молодые.Им специально плетут венки, одевают на голову; садят их в застеленную тележку и катают городом или селом. Если позволяет погода и рядом есть река, не исключено, что родителей завезут в воду и там сбросят из транспорта. Катают родителей или специально подобраны мужчины, «кони», или дети родителей.

А еще жених омывает ноги свекрови- в знак уважения!

На самом деле в интернете,не так много по поводу купания..
Скорей всего это новоделки!
вот что нашла «одевают их садят на телегу и всем миром с подружками и дружками везут к колодцу ноги мыть маме! все с шутками и прикольными атрибутами!»
Так что скорей всего так и было,а потом решили не заморачиваться и окунать родителей в речку полностью!)))

Так что дорогие невесты не волнуйтесь!

Поделиться в соцсетях

Комментарии 10

В древнем мире фиолетовый цвет был редкостью. Греки знали только один способ получить фиолетовый краситель — он добывался из определённого вида морской улитки. Для получения красителя нужно было собрать и переработать огромное количество улиток, что определяло очень высокую стоимость фиолетового. На протяжении многих веков его могли себе позволить только очень богатые люди, поэтому во многих культурах фиолетовый цвет ассоциировался с монархией и властью.

Цвет свадьбы- Фиолетовый.

Этот цвет сочетает в себе стабильность синего и энергию красного.
Фиолетовый цвет ассоциируется с понятием мира Luxury. Он символизирует силу, благородство, роскошь и честолюбие. Он передает роскошь и экстравагантность.
Фиолетовый цвет ассоциируется с мудростью, достоинством, независимостью, творчеством,тайной и волшебством.
На протяжении многих веков так и остается самым загадочным чарующим и желанным.
Фиолетовый сложный цвет для восприятия, им не следует злоупотреблять, но правильно комбинируя, можно достичь невероятного эффекта.

1 июля 2014 Ответить

это я так понимаю из Индии? раз уж Luxury.
не знаю как у них,а наши предки пользовались только теми цветами,которые дает нам природа! как они добывали сиреневый или фиолетовый лично мне не известно! да их использовали,в том числе и в нарядах!
Но так как речь идет о свадьбе..тут сложнее.
Основные цвета были белый и красный!потом появились и золотые,у богатых!
Тем более кто же пойдет в церковь в ярком платье,сарафане!

да и декора как такового не было! В основном украшали рушниками. В каждом регионе использовали свои цвета..но основа это- красный и синий.

так что ни чего страшного если вы украсили зал в фиолетовых тонах! и как я уже писала фиолетовый бывает разный!

1 июля 2014 Ответить

есть задумка написать про головные уборы и украшения!
кто-нибудь вообще читает? писать?

6 июля 2014 Ответить

Писать-писать очень интересно, просто отписаться не всегда есть возможность

7 июля 2014 Ответить

читает-читает, напиши, пожалуйста.

7 июля 2014 Ответить

Девочки, доброго времени суток. Моя мама настоящий кладезь заморочек. Предыстория.
Моя мама — дама крупная, с учетом того, что самые симпатичные модели вечерних нарядов кончаются на 58 размере (у нее больше), найти что-то на нее сложно. Решили, что она просто возьмет красивую блузку или пиджак под уже имеющуюся юбку или брюки. Но на днях она позвонила и с грустью сказала, что придется искать платье. Нашла примету, что мамы молодых, особенно мама невесты ни в коем случае не должны надевать на свадьбу раздельный наряд, а брюки вообще категорически нельзя — к разводу. Обязательно платье.
На мой взгляд логика конечно есть, но насколько мне известно, в русских деревнях уже веке в 19 замужние женщины уже носили в основном юбку и верхнюю рубаху, плюс поневу. Так что странно, что юбку нельзя.. или это для того, чтобы выделить свадьбу из череды обычных дней?

11 июля 2014 Ответить

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды — многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность.
Издавна основой основ любого русского костюма являлась длинная, туникообразная, с широкими рукавами, рубаха. В центральных районах России сверху надевался сарафан, а в южных — понева.
Поверх рубахи и поневы надевали передник — «занавеску», завязывавшуюся сзади тесемками — «мутозками».
Завершал ансамбль шушпан из шерстяной, полушерстяной или холщовой ткани с очень деликатным украшением: в основном соединительные швы и окантовка вышивкой красным узором. Дополнялся костюм сложным головным убором.Для всей территории России характерны две резко различающихся категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы.

Россия в правление Александра I, убаюканная патриархальным устоем, «спала». Русская аристократия во всем подражала Франции: говорила и одевалась по-французски.
После смерти Александра I в декабре 1825 года к власти пришел Николай I.
Патриотизм был в моде, указом от 27 февраля 1834 года царским особам и фрейлинам предписывалось носить при дворе парадное бархатное платье в русском стиле «а-ля бояр» со шлейфом и «долгими» рукавами.
в конце 19 появились и раздельные костюмы.Постепенно среди дворянства и интеллигенции нарастало критическое отношение к западной моде. Славянофилы широко пропагандировали возврат к народным истокам. Женщины увлекались «парочками» (так называли платье из двух частей — лифа и юбки) с русскими вышивками и кружевами. Надевали их летом, на пикник или на дачу, в них фотографировались на память. Так наши соотечественники осознавали необходимость обращения к своим истокам.

В любое время праздничный костюм отличался от повседневного лишь большей нарядностью!

По поводу одежды родителей на свадьбу ни чего не нашла! Но если задуматься, то врятли родители на этот случай имели специальную одежду! просто одевались нарядно и все!
да и женщины ни когда не носили брюк!) и только потому что это не женская одежда!))
и причем тут что оденет мама невесты?! все манипуляции и изменения на другом уровне происходили только с молодыми! мамы только благословляли и отпускали дочку в другую семью!на этом все!
да мама сильно постаралось чтобы найти такую примету)))

Источник: www.nevesta.info

Оцените статью
Добавить комментарий