Все об казахский национальный свадебный костюм

В день вступления в законный брак казахская невеста обязана носить «сукеле». Эта шляпа с большой высотой и конической формой является самой дорогой статьей любой свадебной церемонии. Верхняя часть свадебной шляпы, украшенная совой пера и помещенная по обеим сторонам разных драгоценных камней:

  • Сапфиры;
  • Серебряный;
  • Золото;
  • кораллы;
  • Жемчуг и так далее.

В украшении головной убор активно используются разные маленькие бусины, которые висели по обе стороны лица невесты, подчеркивая ее красоту. Верхняя часть кепки была также украшена кружевной белой вуалью, которую называли «желеком». Он покрывает невесту, используемую для прикрытия лица во время различных свадебных церемоний.

Чтобы лучше понять значение шапки свадебной невесты, нужно представить себе простой факт. Средняя «сакеле» в те дни стоила больше, чем целое стадо лучших лошадей. Столь же ценный головной убор замужняя женщина имела право носить только до рождения первого ребенка. Он представил «кимешек». После этого, невесту матери ее мужа.

Обычаи и традиции казахского народа

Новый головной убор в сопровождении женщины до конца ее дней.

Новая кепка была сделана из белой ткани, покрывающей женщину от головы до груди. Как правило, передняя часть головного убора была украшена с использованием различных вышивок, тонких бусинок, серебряных украшений и т. Д. По обеим сторонам национальной кепки была вышита картина. Завершился специальный тюрбанный головной убор, который был создан из длинной белой ткани.

«Кимесек» выполняет важную социальную функцию, будучи определенным паспортом, который может многое рассказать о женщине:

  • Социальный статус;
  • Область, в которой она живет;
  • Клан, который он представляет;
  • Возраст и так далее.

Беззаботная судьба ждала женщин, которые не смогли создать семью. До конца своих дней они должны были носить шапку девушки. Благодаря этому каждый прохожий увидел перед собой несчастную даму, которой не повезло найти его одно и единственное.

Особенности головной убор казахской невесты

Самым выдающимся казахским головным убором является «сакеле» — традиционная женская свадебная шапка. Несмотря на то, что «сакеле» производится на традиционных канонах, сегодня невозможно найти две одинаковые шляпы невесты. Основной принцип «сакеле» — высота, достигающая в некоторых случаях почти семидесяти сантиметров. Высота головного убора напрямую зависит от почитания предков традиций невесты.

Кроме того, «сакеле» потребовала от молодой невесты глубоко поклониться, войдя в дом будущего супруга, проявив тем самым уважение к новому дому. С традиционным головным убором казахской невесты связано и еще одна очень интересная традиция. Существует убеждение, что, прикоснувшись к домашнему очагу луковой шапки «saukele», молодая невеста станет источником многих преимуществ и долгой гармоничной жизни в семье.

Главой платья невесты, выполненной из самого высокого качества и дорогих тканей, была самая большая статья расходов на любой свадебной церемонии. Украшенный «сакеле» драгоценными металлами и драгоценными пряностями. Если невеста была представлена ​​богатой семьей, то это всегда головной убор, украшенный рубинами, изумрудами и так далее. Если девушка была из бедной семьи, в этом случае она дала последнее, чтобы она могла украсить свою свадебную шляпу. Например, не используется богатая невеста бирюза или сердолик.

Создайте «saukele» вручную. Профессиональная швея использовалась для производства дорогих меха и тканей, а ювелиры занимались изготовлением мелких декоративных изделий из драгоценных металлов. Кроме того, ювелиры, основанные на заказе, могут создать разнообразную художественную композицию из золотых или серебряных украшений.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в конце девятнадцатого века стоимость отдельных «сакуле» догнала цену всего стада лучших гонщиков. Стоимость этого в наши дни может показаться неоправданно высокой, это был лучший признак годами. Люди тогда не жалели денег, когда вещь была действительно высокого качества. Еще более удивительным для его современников кажется, что купленные головные уборы казахи никогда не носили во второй раз.

Не давали шапки казахов и не брали упреков других людей. Все это является прямым следствием особенностей национальной культуры. Считалось, что колпачок накапливает не только счастье его владельца, но и его проблемы. В Казахстане не было принято разделять эти концепции.

Была определенная традиция, связанная с женскими шляпами. Сразу после замужества жена изменила традиционную «сакулу» на менее пышную «Касабу». Новый головной убор в сопровождении женщины до рождения первого ребенка, а затем дал жене мать дочери головного убора «кимешек», которая оставалась с ней на всю жизнь. Головной убор полностью закрыл шею, волосы и голову женщины.

Невеста свадебного платья

Национальные этнографы потратили много времени на изучение особенностей казахского невесты. Следует понимать, что любая восточная нация вложила в традиционный костюм много смысла, отражая в нем особенности своей культуры. И костюм казахской невесты не был исключением в этом смысле. Каждый элемент этого костюма имеет особое значение, поэтому мастера всегда старались приблизиться ко всем, даже к небольшому элементу украшения.

Казахская этнография смогла установить, что каждый свадебный костюм можно сравнить с письмом из ушедшей эпохи. Его стенограмма помогает собирать много ценной информации. Каждый костюм включает в себя несколько обязательных компонентов:

  • Покров, выполненный в виде длинного вышитого покрывала;
  • Вершина;
  • Рубашка;
  • Достаточно высокий головной убор.

Дальнейшее изучение свадебных платьев помогло установить, какая казахская культура имеет наибольшее разнообразие костюмов и т. Д. Это полностью верно не только для формы, но и для цвета платьев.

Свадебная вуаль, рассказанная притчей

Совсем недавно группе русских этнографов удалось расшифровать значение одной из свадьбы, которая известна под названием «желек». Здесь опытная швея не могла зашифровать, просто пожелать молодоженов, но эту притчу. В центральной части композиции находится дом, в котором горит камин, а за ним светит яркое солнце. Рядом с домом ходят черно-белые гуси. Рамки всей композиции яркой радуги.

Ученые обнаружили, что квалифицированный работник решил дать молодому значение живого обучения. Невеста, сделав этот день только первыми шагами в новой жизни, чтобы стать защитником дома. Несмотря на то, что на длинном пути жизни ее семья будет рада не только ярким, но и темным дням, вы всегда должны верить, что с семьей она сможет справиться со всеми невзгодами. И однажды в их доме будет сиять радуга.

Традиция и современность

Несмотря на все усилия местных жителей по сохранению традиционного свадебного костюма, казахская невеста начинает все чаще выбирать европейское белое свадебное платье. Считается, что он приехал в страну только в середине двадцатого века. Важно отметить, что белый цвет никогда не цитируется на Востоке. Считалось, что это символизирует скорбь и скорбь для мертвых. Именно поэтому восточная невеста предпочла:

  • Синего цвета;
  • Зеленый цвет;
  • Красный;
  • Черный цвет.

Этот черный цвет чаще всего на Востоке пытался использовать невесту. Причиной этого была его ценность, связанная с властью и властью. У каждого клана были свои особенности традиционного свадебного костюма, который позволял точно отличить его от десятка других. Родителям жениха даже не нужно было спрашивать девушку о ее социальном происхождении, достаточно было просто обратить внимание на ее стиль одежды:

  • Жители южных регионов Казахстана предпочли большое количество национальных и роскошных моделей вышивки;
  • Жители севера обычно выбирают различные декоративные ожерелья, которые также вышивают подол ее платья;
  • Жители Запада помогли открыть традиционные шляпы, яркие узоры, а также длинные клинья, пришедшие к его плечам;
  • Невеста с Урала носила платье, которое во многом напоминало классический русский сарафан.

Источник: eastroute.com

Казахское свадебное платье.

15.jpg

У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье.

Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.

К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.

2.jpg3.jpg

Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.

«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж ( я так подозреваю от арабского слова «тадж» — в переводе «корона») пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом.

По краям пришивался «жактау», обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки». (Айжан Хамит)

Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.

4.jpg

Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил «короной» правящей элиты».

Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:

5.jpg

Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

6.jpg

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

7.jpg

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью.

Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.

8.jpg

Обязательным дополнением саукеле служит накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству, и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.

Красивые современные варианты казахских свадебных платьев

Источник: selyanka1.livejournal.com

Казахский национальный костюм

Казахский национальный костюм

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.

  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» – неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».

Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.

Разновидности

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.

Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.

Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.

На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).

Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.

Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.

Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.

Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.

Источник: vplate.ru

Оцените статью
Добавить комментарий