В какое время года обычно проводились свадебные гулянья чувашей

Важным компонентом народных знаний яв-ся календарь-способ организации и отсчета времени. Чуваши отсчитывают время по сезонам года,от к-ых зависит циклы с/х деят-ти. У чувашей, как и у многих тюркских и соседских финно-угорских народов, был лунно-солнечный календарь. В китайско-монгольском календаре имелся 12-летний цикл, каждый год к-го имел название животного. Народы, жившие рядом с китайцами, переняли его, но при этом переводили названия годов на свои языки.Названия были след-ими: мышь( урожайный), корова(радость), барс( драка), заяц(старинный), лев,змея,конь,овца,обезьяна,курица,собака,свинья.

Чув.год нач-ся осенью в месяц юпа.В месяц юпа,они справляли поминки,устанавливали памятники-столбы. Начало года приходилось на месяц карлач(январь).

Нурас уйахе (происходит от иранского науруз «новый день»)

Название месяца Тула переводится как «свободный месяц».В чув.языке имеются варианты ене уйахе(коровий месяц)

Су уйахе-летний месяц.

Ута уйахе-месяц сенокоса. Ана уйахе-месяц пира,пахоты. Сертли уйахе-месяц подъема

Свадьба чувашского блогера Богатыря

В Чух уйахе (месяц жертвоприношений) устраивали в жертвоприношения с благородностью за выращенный и собранный урожай.

Считается,что название следующего месяца Раштав происходит от русск. «рождество». Видимо,первоначально именовался от суркури нахначения большие зимние праздники. 1917-смена календаря.Новая жизнь-Воскресная неделя.

Гл.днем чув.недели считается эрнекун(пятница) –«недельный день чуваш до принятия христианства2 в этот день тоже отдыхали. С ней связан кеснерникун( четверг)- «младший недельный день», шаматкун( чуббота), варсарникун( воскресенье)

Слово русский недельный день входит в чув.язык в 16-17 вв.Иногда неделя начиналась с пятницы ,а понедельник оказывался серединным днем. Туникун(понедельник) происходит от могл.дунд-средний. Атларикун( вторник) означает день верховной езды. Юнкун(среда) переводится как «день крови»

2. Игры и развлечения молодежи. Порядок знакомства и выбор невесты.

3.Чувашская народная свадьба: сватовство и подготовка к свадьбе.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода.

Свадебные обычаи чуваш.

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п. Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха.

В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимěк.Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пуçě. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни (кěрÿ çÿмěсем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали мăн кěрÿ, кěçěн кěрÿ уртмахçă, который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.Невесту сопровождали ее подруги —хěр çумěсем и неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

Обязательно приглашали посаженых родителей — хăйматлăх и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный сăхман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — пěркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и шăпăра с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней.

Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.Начало свадьбы в доме жениха. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный сăхман (шупăр), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету.

На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.Свадьба в доме невесты

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шилěк). Вперед выступал мăн кěрÿ и произносил длинную своеобразную песню-речь «Мăн кěрÿ такмакě (Саламалик)». После такого приветствия гостей приглашали в дом (или в шилěк).

Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, шÿрпе, печениями, сыром, шăрттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер йěрри, хÿх.Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом.

В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых.

По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалЭто считалось большим грехом.

Многие исследователи отмечали особую порядочность чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском языке «выйти замуж» переводится не как «арçынна каяс», а как «качча каяс», где каччă — парень.

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем.

Обязательным свадебным обрядом был пуç сырни — одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — шыв çулě, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась çěнě çын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова.

Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (çěнě çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тавăрна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре, подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская.

Источник: studfile.net

Чувашская свадьба. Что из старинных обычаев сохранилось поныне.

Перелистывая семейный альбом я увидела свадебные фотографии своих родных. В то время я была еще довольно маленькой, поэтому особо не обращала внимания на обряды и традиции, присущие чувашским свадьбам. Однако сейчас, глядя на красочные костюмы, мне стало интересно: что же из старинных свадебных обычаев и традиций сохранилось поныне? Это и стало темой для моей исследовательской работы.

Я поставила перед собой цель : изучить и сравнить проведение чувашских свадеб и соблюдение национальных свадебных обычаев в наши дни.

— выяснить, что такое чувашская свадьба с соблюдением древних традиций;

— изучить фото и видео архивы нашей семьи для получения материала необходимого для работы;

— опросить родственников о том, какие из обычаев соблюдались на их свадьбах.

— поиск информации в научной литературе;

— поиск информации в сети интернет;

Является ли соблюдение старинных обычаев предметом сближения разных поколений чувашей?

При общении со старшим поколением своей семьи, мы теснее сближаемся в плане духовности и перенимаем информацию, касающуюся наших предков, тем самым сохраняется преемственность поколений.

2. Из истории чувашских свадеб.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу ( туй-чув.) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

К тому же чуваши считали огромным грехом и несчастьем умереть будучи незамужем или неженатым. Ведь отсюда следует, что он не выполнил главной цели — создав семью оставить после себя продолжение рода. (Приложение 1) Вся забота чуваша — в упрочении, возвышении своего рода: тетем ан сивентер (чув.)- чтобы изба не остыла.

По весьма на сегодняшний день актуальной для нашей республики проблеме остеопетроза ( тяжелой генетической болезни) хочется отметить одну весьма полезную и важную традицию выбора супруга. У чувашей категорически запрещалось выбирать себе жену или мужа из родственников, либо из жителей своего села, дабы исключить рождение больных генетическими заболеваниями детей.(Приложение 2) Потому как даже среди жителей одного населенного пункта могли попасться родственники. Поэтому, когда парень объявлял о своем намерении жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т. д.

3. Из чего состоит чувашская свадьба .

Свадьбу образно я поделила на: сватовство ( килешни — чув. ), подготовка к самой свадьбе, само торжество и последующие гуляния.

Килешни (чув.) — сватание невесты. Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания ( килешни- чув.), родители юноши посылали сватов (евче — чув.). Эти сваты были родственниками или близкими знакомыми. Как показал мой опрос родственников, в нынешнее время сваты необязательно посещают дом невесты. Хотя в селах эта традиция еще жива.

Сватами приходят близкие жениха обязательно в нечетном (это важная особенность!) количестве, с гостинцами для семьи невесты. Если сватовство состоялось, то вместе с невестой их количество становится четным- молодые будут составлять пару. (Приложение 3)

Во время сватовства родители молодых договаривались о свадьбе и дате ее проведения. Сейчас, насколько мне известно, этот обычай не актуален, так как дата торжества определяется органами ЗАГСа нашей республики.

До свадьбы каждая девушка готовила себе сундук (арча- чув. ) с приданным. В него входила разная одежда, платки, полотенца и всякая домашняя утварь .Такая девушка считалась хорошей кандидатурой в невесты.

В понятие — подготовка к свадьбе — я вкладываю тот смысл, что свадебные мероприятия были весьма хлопотными и отнюдь не дешевыми. Поэтому семьи бедняков могли просто выкрасть понравившуюся девушку во время вечерних гуляний. Так же невесту крали, если какая либо из семей была против брака.

Свадьба (туй-чув.) — была и есть большим праздником для обеих семей. Обычно она начиналась почти одновременно и в доме жениха и в доме невесты, а затем соединялась в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, а завершалась в доме жениха.

В наши дни молодые, после того как жених забирает невесту из родительского дома, чаще всего едут праздновать свадьбу в какое-нибудь кафе либо ресторан.

Но в целом и раньше и сейчас свадебные гуляния занимают несколько дней.

Среди родственников жениха и близких друзей выбирают специальных людей, которые организовывают свадебное торжество, выполняя особые поручения (туй пущ— чуваш.) Они выезжают к невесте вперед свадебного поезда.

Молодые обязательно приглашают на торжество посаженных родителей ( хайматлахсене — чув.) .

Что касается нарядов, то хочу отметить, что современные жених и невеста уже не наряжаются в богато вышитую национальную одежду, предпочитая современные свадебные наряды.( Приложение 4 и 5 ) Но вот традиция своеобразно одеваться дружкам жениха (кещен керу — чув.) осталась. Они сразу выделяются в толпе гостей: парни одевают нарядные веночки с ленточками (либо к головным уборам пришиваются цветочки и ленты) и в расшитые и украшенные женские фартуки. ( Приложение 6)

Эта традиция сохранилась и в наше время — на чувашской свадьбе обязательно присутствуют дружки жениха (кещен керюсем — чув.).Они обычно выбираются из самых говорливых, веселых парней, способных вести переговоры со свитой невесты. В их же обязанности входит и угощение гостей.

Обычно за невестой выезжали вечером, с благословения родителей.

жениха. Он едет в свадебном поезде в сопровождении одетых в чувашские наряды женщин -туй арамсем (чув.).Они поют чувашские обрядовые песни, для оберега жениха и его будущей семейной жизни. По приезде к невесте могут и частушки про невесту пропеть. Как правило, на них никто не обижается. Позже туй арамсем поют и танцуют, веселя гостей.

Я считаю, что в наше время это очень красивый момент на свадьбах видеть женщин в национальных костюмах. Причем эти костюмы разнообразны. Ткани, вышивки и украшения зависят от района, в котором проживает женщина. (Приложение 7)

Невесту, как правило, жениху приходится искать. Тут на помощь ему приходят его дружки, потому что подружки невесты поспешно запирают ворота и двери, чтобы жених не прошел без выкупа. В старину калым за невесту выплачивали заранее, сегодня же обходятся символическим выкупом на самом торжестве.

Жениху и всем гостям мужчинам со стороны жениха, родня со стороны невесты дарит керу-тутри (чув.) — платок зятя или херсур парни (чув.)-подарок невесты. Этим родня невесты дает понять, что они принимают в семью жениха и его близких. Сестры невесты одевают на жениха рубашку. Этот обычай сохранился и поныне. Девушки этим обозначают, что они тоже в скором времени надеются удачно выйти замуж.

Еще один обычай — это одаривание родственников мужа подарками. Невеста как бы задабривает свою новую родню, чтобы они были к ней помягче. Чаще всего эту традицию чувашские семьи стараются соблюдать. ( Приложение 8)

Но на мой взгляд, самый красивый и необычный обряд на чувашских свадьбах сурпан сырни (чув.)- повязывание вышитого платка, к сожалению, встречается очень редко. Мне повезло, я, хоть и маленькой, могла видеть его лично на свадьбе у родственников. После вхождения молодой в дом жениха, ее переодевают в чувашскую национальную одежду и повязывают вышитый платок на голову. Этот обряд означает, что теперь невеста становится замужней женщиной. А вышивки на ее одежде являются своеобразным оберегом от злых духов. (Приложение 9)

На второй день после свадьбы молодой муж со своими родными и друзьями приезжает в родительский дом своей супруги, чтобы символично «выкорчевать дерево», «посаженное» во дворе у невесты накануне. Этот обычай символизирует о том, что как и это дерево было «вырублено» со двора, так и невеста отныне здесь только гостья.

4.Обычаи и традиции, которые были соблюдены на свадьбах моих родных.

Сватовство — было соблюдено у всех моих родных. Отличалось оно одно от другого только требованиями, присущими каждому району нашей республики.

Наличие посаженных родителей ( хайматлахсам — чув.) и специально выбранных людей, выполняющих особые свадебные поручения — туй пущ ( чув.) — было тоже соблюдено у всех.

Присутствие туй арам — (чув.)- женщин,принимающих участие в свадьбе , было, к сожалению, уже у немногих. В основном традиция жива в сельской местности.

То же можно сказать и о дружках жениха ( кещен керюсем — чув ). Сейчас их можно встретить далеко не на каждой свадьбе.

У моих бабушек был соблюден обычай выкупа женихом приданного невесты.

Обычай повязывания платка молодой и дарение платка зятю тоже встречается крайне редко, в основном на селе.

Коленопреклонение жениха (получение благословения своих родителей перед выездом за невестой) и похожий обряд коленопреклонение у невесты (получение благословения уже совместно с невестой) — был соблюден у моей бабушки .

Также был соблюден обычай испрашивания Божьего благословения. После приезда жениха в избу, где бабушка выросла, в знак благодарности она вешала вышитые полотенца на божницу .После этого ее родители зажигали свечу и благословляли: «Живите долго, в согласии, старших уважайте, сор из избы не выносите, за чужими словами не идите. любите друг друга, уважайте, пусть бог вас не оставит милостью — и будут у вас дети». А уже после вхождения в дом жениха, невеста и в его доме вешала красивые вышитые полотенца и зажигала свечу. Только попросив милости у бога, молодые садились за стол.

Входе исследования своей работы я узнала много новой интересной информации, относительно красоты культуры нашего народа. Научилась сравнивать и выделять изменения, касающиеся неизбежного влияния цивилизации. Выходит, что развитие цивилизации на планете постепенно стирает нити, связующие поколения людей. И в этом есть своя доля отрицательного.

Именно поэтому было необходимо и к тому же — полезно окунуться в истории наших семей, пообщаться со старшим поколением. Тем самым укрепить наше духовное наследие.

Следовательно, выдвинутая мной ранее гипотеза о том, что соблюдение старинных обычаев является предметом сближения разных поколений чувашей — верна.

Источник: nsportal.ru

Традиции чувашей – свадьба земли и праздник “овечьего духа”

Чуваши по своей численности занимают пятое место среди народов России. Их культура представляет сплетение прошлого и настоящего, а традиции чувашей вызывают интерес не только у фольклористов или этнографов. В старину чуваши были сторонниками язычества, а многие обряды определял календарный цикл и работы на земле.

Несмотря на то, что с тех пор прошло много веков, этот народ хранит верность традициям предков. Отголоски древних верований и ритуалов можно заметить во время праздников чувашей. Как жители Чувашии устраивали “свадьбу пашни”? И что такое настоящая чувашская свадьба?

Чуваши - хранители старинных традиций и ремесел

Праздник земли и плуга

Как я уже сказала, главным занятием чувашей издавна являлось земледелие. Именно с ним были связаны многие обряды и ритуалы, призванные задобрить духов земли, которые дарили щедрый урожай.

Силам плодородия был посвящён древний праздник Акатуй, о котором сохранилось немало сведений. Если перевести его название дословно, получится “свадьба пашни”. Акатуй служил символом союза мужского и женского начал, которые воплощали плуг и земля.

В древности это был серьёзный ритуал, посвящённый божествам, каждый обряд требовал тщательной подготовки и соблюдения правил. Со временем, когда на чувашские земли пришло христианство, Акатуй превратился в весёлое развлечение для народа. Во время него устраивают конные состязания, соревнования по борьбе и даже стрельбе из лука.

Традиции чувашей в быту

Ещё одна интересная и, я бы сказала, правильная традиция чувашей называется ниме. Когда кому-либо из жителей селения требуется помощь в сложном деле, он обходит всех соседей, зовя их с собой. Как правило, откликаются все.

Чуваши захватывают с собой инструменты и орудия труда и помогают односельчанину справиться с тяжёлой работой. После этого своих помощников хозяин угощает вкусными блюдами, устраивая дома настоящее пиршество.

Многие старинные обряды чувашей живы и поныне. Например, если в семье случается горе, умирает ребёнок, следующему дают прозвище от названия любого животного.

В быту малыша называют только в соответствии с прозвищем, например, Волком или Ласточкой. Чуваши верят, что такая хитрость поможет спрятать ребёнка от злых сил, а значит, сохранит ему жизнь.

Чувашская свадьба

Свадебные традиции народа

Не меньше древних элементов можно заметить и на традиционной чувашской свадьбе. Как правило, она включает в себя множество сложных ритуалов.

Прежде свадьба состояла из ряда подготовительных мероприятий, а потому длилась несколько недель. Сегодня торжество упростилось, однако немало старинных деталей осталось.

В прежние времена, начиная искать себе невесту, юноша должен был отправиться в дальнее селение. Чем дальше от дома – тем лучше. Объяснение этому вполне очевидно: семьи боялись соединиться с родственниками, пусть и очень дальними. Чувашские правила запрещали женитьбу на родственнике до седьмого колена.

Часто для знакомства молодежь устраивала свой праздник, где можно было познакомиться и пообщаться друг с другом. Признание в чувствах в чувашских традициях очень милое.

Если молодому человеку нравилась девушка, он угощал её сладостями, конфетами, пряниками. Если же девушка сама хотела выразить свою любовь, она дарила избраннику платок, который вышивала своими руками.

Немало меня удивил факт, что чуваши ценили невест постарше гораздо больше, чем совсем юных девушек. Семья жениха присматривалась к избраннице, родители хотели убедиться, что рядом с сыном будет не только любящая жена, но и прекрасная хозяйка.

Если всё было улажено, и стороны приходили к согласию, по весне жених отправлял сватов, которые с подарками приходили в дом невесты. Если выбор супруги был за родителями, то на время сватовства он сам мог присутствовать. Что интересно, жених мог “отозвать” сватов, если девушка ему не понравилась. Впрочем, и сама невеста могла обдумать всё и отказаться от предложения.

Самый поразительный элемент чувашской свадьбы – плач-причитание невесты, который в старину девушка непременно должна была исполнить. Начинала плач любая из родственниц девушки, после чего невеста подхватывала песню.

Девушка страдала по ушедшим дням юности, по родителям и сёстрам, по беззаботному детству. Она могла импровизировать на свой вкус, а потому каждый плач невесты был неподражаемым.

Во время своего причитания невеста подходила к каждому из своих родственников, подавая им ковш пива, куда они бросали золотые монеты. Все остальные гости должны были веселиться и хлопать в ладоши, стараясь развеселить “несчастную” невесту.

Сурхути – день надежд и возрождения

Но если свадьба – семейное торжество, то общенародным праздником чувашей выступает Сурхури. Это слово переводится как “овечий дух”, поскольку в древности народ посвящал его богам-покровителям скота. Сурхури отмечали почти неделю, а главный день праздника приходился на день зимнего солнцестояния.

Чуваши считали, что Сурхури позволяет попросить у духов природы благополучия, здоровья для скота и урожая в новом году. Во время Сурхури народ отправлялся к соседям и знакомым, напевая песни-пожелания богатства и удачи. После принятия православия праздник этот совпал с Рождеством, а продолжается до самого Крещения.

Акатуй - весёлый чувашский праздник

Традиции чувашей открывают душу народа, который и сегодня верит в чудесные силы природы, умеет радоваться жизни и ценить своих родных. Чуваши виртуозно совместили православную веру с древними обрядами, став обладателями культуры, сформированной из отголосков разных времён.

Источник: musaget.ru

Оцените статью
Добавить комментарий