Свадебный поезд в древней Руси это

У дома жениха «обряжают свадебный поезд». В зависимости времени года и материального благосостояния семьи это было порядка 3—10 и более тарантасов-подвод, «козырчатых» саней, повозок, укрытых домоткаными коврами («кодрами», «дярушками», «попонами»). Дуги и гривы лошадей украшались разноцветными поясами, красными лентами, рушниками.

К дугам и хомутам крепили «бубнищи» (бубенцы), «звоники» (колокольчики), «перевесы» (разноцветные плетенные веревочки с махрами). В селах Белгородско-Курского региона на передней подводе везли ряженую яркими лентами курицу, которая выполняла особую посредническую миссию в торгах между «купцами» и «продавцами»:

«Нашей курочке надобно водички налить, да проса насыпать!» Впоследствии эта «хохлатка» выступит и в роли особого символа — знака прочности молодой семьи. В избе жениха — самые близкие родственники и дружки. Помогая ему одеться, затевают обрядовую:

А что стучишь, а что гремить в терямя?
Стучать, гремять Александрушки сестрицы,

💩 Упал с Самоката 🛴 #shorts


Да убирають Александрушку на свадьбу,
Да на тихую, смиренную беседу.

Предельно точно свадебные функции «поезжан» зафиксированы в свадебной Краснояружского района:

А за речкою огни горят,
А все дерновые,
Охы, лели, алилей, лели
А все дерновые.

А в кузнице да кузнеченки,
А все молодые.

Куютъ — и лъютъ подковчики,
А все столяные.

Да под ту волю, под коника,
Да под вороного.

А дружилов конь, а дружилов конь,
Не смея ходить.

Смоляными подковками,
Не смея звонити

Да ту сваху, что раннею,
Не смея будити.

Да ты, сваха наша ранняя
Ты не засыпайся.

А дружинушка, ты молоденький,
Ты не забывайся.

У свахи свои заботы. Под обрядовую песню:

Слушай-ка, бояре,
Что сваха говоря.
Бояря, бояря,
Торговаи люди.
Бояря, бояре,
Честные поезжаня.

она собирает в «кучу» (узелок) необходимые для свадебного обряда предметы: большое блюдо, хмель, зерна жита и подсолнечника, лесные орехи, деньги (мелочь густой гребешок, две свечи, «дымку» (полотнушко), репейное масло.

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

  • Создано 08.04.2015 21:13:47
  • AOF

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии ( 0 ):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Источник: beluezd.ru

Встреча свадебного поезда

Приехав, свадебный поезд останавливался в конце деревни (могли и перед воротами остановиться) и посылались гонцы (чтобы не пришлось возвращаться с позором ). До приезда свадебного поезда к дому невесты приезжают жениховы дружки и просят отдать невесту. Подружки не отдают, говоря, что невеста грязная. Дружки уезжают и привозят мыло, потом мочало, веник и т.д. Когда девушки говорят, что невеста готова, дружки уезжают за свадебным поездом (д.Дуброва Сарапульского р-на).

Свадебные традиции. Россия

Это могла быть сваха, но чаще всего это был дружка (или дружки). Их функция – проверить, все ли готово, могут ли принять свадебный поезд. Дружка загодя узнает, готова ли невеста выйти к жениху. Приехали – свадьба за воротами стоит, не пускают свадьбу, а дружку пропускают, да. Дружина идет туда, он дорогу проторит, он до того проторит, его потом из дому выносят.

Че…лопат, лопат, а они там на улице-то стоят.

Приехали – грудкой встанут в ряд. Закуски им принесут, встречают. Дружка с полудружьем бегут в избу, там побасенки говорят. В избу-ту люди набьются — всем охота послушать, как нынешний дружка баять будет. Побудут, а свадьба во дворе стоит (д.Колногорово Вав.р-на)..

Когда все готово, дружки едут за свадебным поездом …е сли видят у возвращающихся дружек приколотые цветки – значит приняли. Тут поезд уже едет в дом невесты (д.Нижние Юрии Можгинского р-на).

Обычно свадебный поезд в ворота запускают не сразу. Перед воротами в шутку поезжанам мешают пройти родственники невесты: устраивают возню, пилят дрова. Жених с тысяцким, своим помощником, выкупают у них ворота деньгами, конфетами, пряниками. После того, как поезжане выкупят ворота, они проходят в сени и останавливаются у порога. Сваха жениха заходит за порог и встречается со свахой невесты… Сваха жениха заходит за порог, сваха невесты ее угощает, а потом уже заходят все (д.Патраки Як-Бод.р-он).

После символической встречи свах все поезжане заходят в дом… Зайдут все, разденутся, станут в ряд вдоль стены (д.Колногорово Вав.р-на).

Прежде чем посадить гостей за стол, жених с дружками выкупал свадебные атрибуты, курник и стол. Заходят в дом – а там ребятишки за столом сидят – выкупа просят. Выкупают у девушек цветочки и прикалывают – старшему на правое плечо, младшему – на левое (д.Русский Сюгаил Можгинского р-на). Выкупают курник. родня женихова выкупает. (д.Черное Вотк. р-на).

После этого дело остается только за выкупом самой невесты. За стол не садятся, пока не выкупят невесту (Перевозное).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Свадебный поезд

А. Ковальский-Веруш. «Свадебный поезд», до 1915

Сва́дебный по́езд — славянский свадебный обряд; свадебная процессия жениха, направляющаяся за невестой, сопровождающая молодых к венчанию и в дом жениха (или сначала в дом невесты, а потом жениха); реже — некоторые другие процессии в свадебном обряде. Свадебный поезд жениха, направляющийся за невестой, наделяется военной символикой с соответствующими атрибутами его участников и текстами.

  • 1 Этимология
  • 2 Состав поезда
  • 3 Встреча поезжан
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Источник: wiki2.org

Оцените статью
Добавить комментарий