Свадебный пир что это такое

Сейчас многие считают, что свадьба, точнее – свадебный пир, — это лишнее. Нет смысла тратить годовой бюджет новой семьи на то, чтобы накормить и напоить гостей. Тихо расписались – да и все – дело ведь не в этом. Широта гуляний не гарантирует долгую и счастливую семейную жизнь.

Раньше традиции чтили, ритуалы соблюдали. И речь не о тех штампах, шаблонах, что показаны в фильме «Горько», например.

На Руси даже к брачной ночи готовились по-особенному.

Во-первых, организацией ложа для мужа и жены занимались специальные люди – постельницы из числа свах. Их обязанностью было собрать и разложить на массивном деревянном основании и под ним кучу ритуальных вещей.

Само основание устанавливалось в каком-нибудь неотапливаемом помещении: в амбаре, в чулане, в подклете – в нежилом нижнем этаже. Как правило, это происходило в доме мужа. Но на юге молодые первую ночь могли провести и в жилище невесты.

Почему выбиралось именно прохладное помещение? Все объясняется довольно просто: при невысоких температурах шанс зачатия выше.

Свадебный пир

На деревянное основание укладывали муку в мешке, рожь – чтобы семья не голодала. Туда же помещали перину, массу подушек. Под настил клали кочергу, сковороду, ветки можжевельника – чтобы отпугнуть нечистую силу. Обязательно приносили поленья. Считалось, что это поможет семье завести много детей.

В древние времена чем больше их было в семье, тем лучше.

Далее, молодых потихоньку начинали провожать к этому самому брачному ложу. Первым в помещение заходил дружка жениха. Он платил постельницам выкуп и несколько раз ударял по «кровати» кнутом – чтобы разогнать нечистую силу.

А дальше молодых уже оставляли одних. Причем дверь в помещение закрывалась на замок. К ней приставлялся «клетник», который охранял покой новоиспеченных мужа и жену, защищал от нечистой силы и хмельных гостей. Правда, этому человеку разрешалась наведываться к молодоженам, чтобы узнать: случилось ли что между ними, или еще нет. Если клетник узнавал, что близость произошла, то он тут же оповещал об этом гостей.

Молодожены, оставшись наедине, не торопились заниматься друг другом. Первым делом, они съедали заранее приготовленную курицу и хлеб – символы достатка. Подкрепившись – переходили к самому главному. При этом жена должна была снять с мужа сапоги. Так она показывала свою покорность.

Конечно, трудно представить, что сейчас новобрачные будут заниматься всем тем, о чем написано: гонять нечистую силу, лежать на мешках с мукой и рожью. И об амбарах, чуланах, подклетах речи быть не может. Нет у современных семей цели завести как можно больше детей. Снимать с супруга сапоги – не каждая жена будет согласна.

Сейчас все больше в первую семейную ночь считают деньги, подаренные гостями. Традиции уходят в прошлое. Но страшного в этом, на мой взгляд, нет ничего.

Источник: dzen.ru

Что такое «свадебный пир»

Свадебный пир — у славян главное торжество по случаю бракосочетания во время собственно свадьбы — сначала у невесты, а потом у жениха, включающее застолье и сопутствующие ему обряды и ритуальные действия: посад молодых, выкуп невесты у её брата, выведение подставной невесты и другие способы сведения жениха с невестой, снимание покрывала (см. Фата), венка с головы невесты и перемену ей головного убора, дележ главного свадебного хлеба (см.

Свадебный Пир Кирилла и Ксении 17.12.2022

Каравай) или иного блюда (пирога, пряника, каши, курицы, петуха, жаркого, яйца), одаривание молодых и их родственников (см. Дар), выкуп и демонстрацию приданого, чествование родственников невесты и проводы их, отдельную трапезу жениха с невестой, угощение посторонних, бдение и ритуальное веселье во время брачной ночи и празднование её завершения (см. Девственность), тосты, величания, пение (см. Свадебные песни), шуточные и эротические приговоры, шутовские сценки с ряжением, танцы и др.

Расскажи друзьям!

Предложения в которых упоминается «свадебный пир»

Брачный пир Сына Божия

Притча о брачном пире

Притча о брачном пире

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Что такое брачный, или свадебный, пир, хорошо знакомо каждому из нас, дорогие братия и сестры. Нет такого человека, для которого данное словосочетание являлось бы непонятным, и чаще всего пир связывается в нашем сознании с радостью, весельем, наслаждением и отдыхом. Господь Иисус Христос, уча притчами, этим средством иллюстрации глубоких непреходящих истин, уподобляет Царство Небесное брачному пиру. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты спросишь: для чего Царствие Небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем; познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости».

Жених на этом пиру – Сын Божий, Христос Спаситель; невестой же является и Церковь, и всякая душа; а сам брачный пир в традиции святоотеческого предания называется Пиром Агнца. Отец Предвечного Жениха, именуемый в этой притче Царем, через Своих верных рабов – пророков и апостолов, святых мужей и жен – созывает нас, Свое самое любимое создание, разделить с Ним радость: приготовлен обед, «тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово» (Мф. 22: 4).

Но не хотят многие из нас порадоваться вместе с Господом, не желают ответить на Его приглашение. Те, кто более прямодушны и заблуждаются в своей неправоте искренне, сразу убивают рабов, приносящих им приглашение на встречу с Богом. Взрывают храмы и убивают миссионеров, учителей истины, благовестников; сжигают иконы и разрывают на клочки Священное Писание. Таких неблагодарных гостей на брачный пир Христа мы видим часто и справедливо негодуем на них – на безбожников и атеистов, на злых хулителей истинной веры Христовой и иноверцев, на еретиков и раскольников.

Эти злые и неблагодарные гости не идут на пир Христа, а следовательно, они лишены радости Вечной Жизни – лишены будут Царствия Небесного. Разгневавшийся царь, услышав об убийстве своих верных рабов, «послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22: 7). Нет будущего у богоборцев, нет будущего у неблагодарных Богу людей, нет вечной жизни и радости тем, кто пытается уничтожить истину и ее голос в этом мире.

Но не забываем, что не пошли на брачный пир и другие званые, менее агрессивные гости, менее злобные, но более лукавые и подлые, придумавшие отговорки для своего отказа на приглашение доброго царя. «Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом эта притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности» (блаженный Феофилакт Болгарский). А кто из нас скажет, что не грешен ни сластолюбием, ни желанием благополучия?

Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти

Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест, – люди, «ходившие прежде ложными путями, рассеянные, блуждавшие по различным путям учений, находившиеся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути» (блаженный Феофилакт Болгарский). Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти, а Царь Сам разберет, кого посадить за царскую трапезу и кого удалить с пиршества. Благовестие Христово будет всегда открыто всему миру, как и многовековый опыт Церкви.

Но потом, когда вошел Царь, чтобы увидеть возлежащих на пире Своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере, подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. И страшен вопрос Его к этому человеку: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22: 12).

Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой как союзники. Страшно это соединение людей, одержимых грехом, соединение и сближение помимо их воли. Страшно видеть, как живут такие люди.

Страшен и вопрос Царя. Обращение «друг» значит то доверие к нам Бога, которое постоянно Он нам оказывает, и вот человек, пользующийся благорасположением и вниманием Господа, своим безрассудством разрушает эту дружбу, он теперь обличается в бесстыдстве, потому что грязной одеждой осквернил чистоту брачного пира, и не может уже дать ответа на вопрос: почему он так поступил, почему не позаботился заранее о достойном виде для такого важного события, как брачный пир своего Царя-друга?

«Под одеждой, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – разумеются дела жизни, дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека». «Итак, облекитесь, – говорит апостол Павел, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3: 12).

Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление, и ему говорится: «Друг! как ты вошел сюда?». Этот несчастный человек сам себя обольстил тщетными надеждами получить Царство Небесное без труда и высоко думая о себе.

Нельзя будет оправдаться в своей лености и теплохладности, в соглашательстве с грехом

Нельзя будет оправдаться после смерти в своей лености и теплохладности, в той жизненной позиции конформизма и внутреннего соглашательства с грехом, которую мы считаем приемлемой для себя, а порой и необходимой. Сколько мы видим вокруг примеров того, как человек бессовестный и наглый, Бога не боящийся и людей не стыдящийся, не получает должного воздания за все свои грехи и против Творца, и портив ближнего. «Надеясь на князей и сынов человеческих», творит он неправду всю свою жизнь, богатеет и собирает тучные житницы, и, если ходит в храм Божий и слышал слово Христа, но видя свою безнаказанность в этой жизни, ошибается, что подобное продолжится и после смерти. Но посмотрим внимательно на себя и увидим, что сами мы далеки от идеала.

В то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.

Телом мы сейчас не на полях и не в магазинах, а в храме Божием – как раз на том самом пиру брачном – пиру веры. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Послушай, какая жизнь у кочующих скифов, какой образ жизни ведут номады. Так надобно жить и христианам: обходить вселенную, воюя с диаволом и освобождая плененных им, и забывать всё житейское».

Сохраним благоговение и перед входом в храм Божий, и во время нахождения в нем, и в домах своих. «Живи так, – поучает епископ Феофан, – чтоб Бог любви возлюбил тебя любовью вечной. Исходи на торговлю свою, но блюди, чтобы через стяжание мирских благ не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной».

Источник: pravoslavie.ru

Оцените статью
Добавить комментарий