Свадебная обрядность восточных славян ее основные этапы и действия

Главным признаком, характеризующим традиционную музыкальную культуру Верхнедонского региона, можно считать развитую музыкальную драматургию местного свадебного обряда. Вешаловская свадьба представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала.Образовалась село в результате слияния двух селений — Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского.

Первое из них возникло в конце XVII века, второе известно с середины XVIII века. Вешаловка расположена между реками Воронеж и Дон в двадцати пяти километрах к северо-западу от Липецка. По сведениям местных жителей, название села связывается с легендой о том, что в Вешаловском логу разбойники вешали людей. До 1954 г. с. Вешаловка входила в Липецкий район Воронежской области, что во многом объясняет близость местной свадьбы брачным ритуалам северных воронежских сёл.

Свадебный обряд с. Вешаловка Липецкого района представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала. Главным признаком, характеризующим традиционную музыкальную культуру этого региона, можно считать развитую музыкальную драматургию местного свадебного обряда.

История России для «чайников» — 2 выпуск — Восточные славяне

Свадьбу в селе играли в определённые дни: 4 ноября (Казанская), 27 ноября (под заговенье), 19 января (Крещение) и на Красную горку. В с. Вешаловка свадебный пир после венчания справлялся в доме невесты, корильные песни отсутствовали. До 1954 г. с. Вешаловка входила в Липецкий район Воронежской области, что во многом объясняет близость местной свадьбы брачным ритуалам северных воронежских сел. В селе до 1917 г. жили как однодворцы, так и барские крестьяне, что подтверждается наличием в селе двух церквей. На сегодняшний момент не удалось выявить различий в свадебных обрядах однодворцев и барских, но местные жители говорят: «Не мешать ни людей, ни землю».

Пару молодые выбирали в своем селе, выйти замуж на чужбине считалось позором. Основными этапами свадебного обряда с. Вешаловка были сватовство, двороглядье (первый этап), запой, двороглядье (второй этап), период от запоя до свадьбы, первый день свадьбы, своды, второй день свадьбы, позывки .

Сватовство. Свататься ходили за месяц до свадьбы. Если торжество выпадало на Красную горку, то сватались на Маслену. В обряде принимали участие мать, отец, сестра или сноха. Диалог начинался в иносказательной форме. – Ох, мы заблудились.

Не патскажите, куды нам итить?– Да пойдём, расскажем.– Мы ярочку потеряли, ищем. Хозяева, которые ждали сватов, мыли печные приступки, а сваты спрашивали: – Приступки вымыли?– И ня думали.– Пошли, Паш – товар не наш.

«Двороглядье». Обычай «двороглядья» в с. Вешаловка проходил в два этапа: первый назывался «колышки глядеть», второй – «обменять жениха». Запой назначали через две недели после сватовства. Собиралась родня с обеих сторон, обязательно в равном количестве, и обсуждала, как будет проходить свадьба. Тогда же смотрели и приданое невесты.
От запоя до свадьбы. После запоя сестра или сноха шла обмерять жениха (чтобы знать, какие рубахи на него шить), а также окна и стены, где будут висеть занавески и ковры. Подруги невесты собирались у нее дома, где она начинала строчить одежду жениху, или, по словам местных жителей, « уголок ».
День, предшествующий свадьбе, называли «под свадьбу». Подруги невесты шли по деревне и стучали в заслон или в косу и пели частушки. Таким образом они оповещали село о свадьбе. Затем дружка шел в дом невесты, где начинался торг. Выкупали в форме игры, с определенными словами, постель, рубаху жениху – весь «уголок».
В первый день свадьбы подруги невесты собирались рано утром у нее дома и расплетали ей косу на две – по-бабьи . Затем невеста обращалась с причитаниями к родителям и просила у них благословения. Подруги наряжали до прихода жениха елку, круглик , и ставили ее на стол. Затем начинались своды – один из самых важных, кульминационных, моментов свадьбы.

Сводили молодых под песню девушек «Всколыхнулась синяя моря». Она выполняла обрядовую функцию, связанную с переходом жениха и невесты в новое качество. Затем молодые ехали на венчание.
Второй день свадьбы. «На ране горшки били», будили молодых. Невесту наряжали в бабий костюм.

Пазывки – последний этап свадебного действа. В течение года все, кто гулял на свадьбе, «пазывали» молодых и их близкую родню в гости. Этот обычай окончательно укреплял позиции новой семьи в структуре сельской общины.

Таким образом, специфическими обрядовыми действиями свадьбы в с. Вешаловка являются мытье приступок перед сватовством, обычай «сводов» жениха и невесты с последующим совместным отъездом к венцу, обычай прохождения молодых между двумя половинками обрядового хлеба. Первый день свадьбы играют в доме невесты, обряд повивания невесты осуществляется на второй день.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Свадебный обряд с. Вешаловка Липецкого района».

Литература:
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. — М.: Индрик, 2012. — 936 с. — (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).
3. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: проблема регионального исследования. Тезисы докладов научно — практической конференции в г. Смоленске, 1987 г. — М., 1987.
4. Иващенко К.Л. Музыкальная драматургия свадебного обряда с. Вешеловка Липецкого района. Липецкое областное краеведческое общество. Журнал «Записки» выпуск №5. – Липецк, 2001.
5. Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж, 1981.
6. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Издательство: Восточная литература – 1996.
7. Сысоева Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. — Воронеж, 1998.
8. Сысоева Г.Я. Локальный стиль воронежско-липецкого пограничья (к вопросу о выделении локальных песенных стилей в областях Черноземья) // Народная культура и проблемы ее изучения. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 216 с.
9. Чистов К.В. Семейные обряды и фольклор. Сб. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. — М.: Наука, 1987.

Своды молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Благословение невесты перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Благословение невесты перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Невесту одевают к венцу. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Невесту одевают к венцу. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подружки наряжают «круглик». Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подружки наряжают «круглик». Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г..

Молодые перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подруги — швеи, подготовка к свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подруги невесты перед выкупом узла жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подруги оповещают село о свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Подруги оповещают село о свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Родители благословляют молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Свиная голова — главное свадебное блюдо. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Сундук с приданным невесты. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Уголок для жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Уголок для жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района.Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Будят молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Утром шли ряженные и несли невесту обряженную курицу — приданку. В доме ее ставили, и по ее поведению судили о невесте — молодой. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Невесту заплетают «по бабьи». Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Невеста в бабьем наряде. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Свадебный хоровод. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Каша выгонялка — сигнал окончания свадьбы. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Каша выгонялка — сигнал окончания свадьбы. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района.Фото В.А. Юрьева, 2013 г.

Видеозаписи

Источник: onkn48.ru

Древние Славянские свадебные традиции

Любимыми временами года проведения свадебного обряда у Славян – считается лето и осень. Это наиболее сытые и удобные времена в плане осуществления многочисленных до свадебных, свадебных, и после свадебных ритуалов. Свадебная церемония совершалась не только в Явном мире, но и в мире Богов и Предков. В разных Славянских родах, и в местах расселения племен, традиции могли отличаться друг от друга, но в одном они оставались неизменными. Свадьба вершилась не только для того что бы поставить «штамп в паспорте», а служила для психологической подготовки молодых к переходу к взрослой жизни, к становлению полноценной ячейкой общества, для установления тесных родственных отношений между отдельными Родами.

Само слова Свадьба (Свадеба), складывается из нескольких слов, где Сва – это небесное, Де – деяние, Ба — Боги, что вместе означает Небесное Деяние Богов.

Невеста – девушка не готовая к отношениям с мужчинами, не знающая как правильно хранить тепло домашнего очага, ухаживать за детьми.

Веста – девушка готовая к переходу во «взрослую» жизнь, ведающая тонкости отношений между мужчиной и женщиной.

Предсвадебные подготовительные мероприятия включали в себя несколько традиционных обычаев. Когда во время празднования дня Бога Купалы, других Родовых Славянских праздников или же просто по велению юных сердец определялись будущие пары, они шли к своим родителям и просили их встретится между собой.

Сватовство – парень со своими родичами приходил в дом к предполагаемой будущей жене познакомится, приносили с собой в хлеб и начинали вести беседу с родителями и родственниками девушки. Диалог должен быть обязательно веселым, чтобы расположить к себе хозяев, показать себя остроумным и находчивым. Ответный визит родичей девушки в дом к парню, называется смотринами.

Уже родители и родственники девушки оценивали парня, осматривали его совместное с родителями хозяйство, определяли его готовность стать главой новой семьи. После взаимных визитов родичей молодоженов друг к другу, наступало время обручения. Два рода собирались в доме у одной из сторон, на стол выставлялись всевозможные яства, напитки, десницы молодых связывались вышитыми полотенцами и молодые считались обрученными, подготовленными к свадебному ритуалу, также обменивались кольцами. Перед свадьбой, у них было от 16 до 40 дней, чтобы настроится на супружескую жизнь, осознать, готовы ли они к ней.

Свадебный день начинался с омовения, и наряжания в специально подготовленную для этого повода одежду, вышитую рунами, символами-оберегами. Одежда шилась родственниками из семей молодых. Платье девушки было красного цвета с белыми вставками, с подолом до самого пола и широкими рукавами. На голове яркий узорчатый платок.

Дружки молодоженов, в это время занимались приглашением, зазыванием родичей и гостей на назначенное празднование. Посад подразумевал в себе рассаживание за столы, обмен подарками в ознаменование породнения двух семей. Венчание, происходило в храме богини Лады или Сварога.

Волхв в торжественной обстановке, читая древние гимны, одевал венок на чело парня и девушки, тем самым родные Боги благословляли этот союз. Уста девушки Волхв смазывал медом, что должно было символизировать сладкую жизнь на новом месте, приглашенные и родичи осыпали молодых зернами, что должно было принести в их семью много здоровых ребятишек. После проведения обряда венчания, одна коса молодой девушки переплеталась в две, для чего это делалось, смотри статью «Сакральное значение волос и бороды у Славян» . С головы снимался платок, и надевалась кика, или как ее ещё называли корона замужества, тем самым подчеркивая полученный новый социальный статус девушки. Теперь ей придется покинуть отчий дом и идти вслед за своим мужем, к своему обретенному роду. Вместе с девушкой в новый Род передавалось все то приданное, которое готовилось с момента ее рождения и должно было пригодиться на новом месте.

После первой брачной ночи, невеста вывешивала свою белую рубаху со следами крови на крыльце, тем самым подчеркивая, что Родовые традиции соблюдены и она готова подарить своему мужу детей. По этому случаю уже мама жениха одаривала свою новоиспеченную дочку праздничным платком и поясом красного цвета, который становился символом замужней женщины.

Через месяц после свадьбы, чтобы сгладить эмоционально напряжение живущей в новом доме девушки, как-то поддержать ее, в дом к родителям мужа приглашались родственники жены, садились за стол, пили напитки с калачами. Этот обычай так и называлась Калачинами.

Источник: dzen.ru

Свадебные славянские обряды

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

Славянский свадебный обряд – это целый комплекс обычаев, связанных со свадьбой. Он состоит из нескольких частей и сильно растягивается во времени (на несколько месяцев!). Условно славянские свадебные обряды можно разделить на собственно свадебные, а также до- и послесвадебные. О том, как древние славяне проводили свадьбы есть различные данные, иногда противоречивые. На разных территориях были свои особенности обряда, но все же в целом он оставался единым.

Начнем с предсвадебных обрядов:

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

  • Сватовство. Парень с двумя сватами поздним вечером отправлялся в дом к возлюбленной. Такое время выбирали неспроста. Ведь если парню откажут, то никто об этом не узнает, так как не увидит ничего. Сваты входили в дом с хлебом, начинали беседу с хозяевами. Уже затем звали девушку и спрашивали ее согласия. Сваты должны быть мужчинами, общительными и веселыми, чтобы смогли рассмешить и разговорить хозяев.
  • Смотрины. Это следующий этап свадебного обряда. Теперь уже семья девушки приходит в гости к парню. Это делалось, чтобы оценить, насколько он готов к созданию семьи. У молодого человека уже должно было быть свое хозяйство.
  • Обручение. Это уже более серьезный этап, когда закрепляется согласие на брак. К невесте приходил жених со ссвоей семьей. Накрывали богатый стол, руки молодых перевязывали полотенцами. После этого этапа молодые считались обрученными. И назад дороги уже не было. Отказ от свадьбы считался дурным тоном. Кроме того, нужно было заплатить за «моральный ущерб» и понесенные расходы.
  • Выпечка каравая. Это было целым ритуалом, который проводился в доме девушки. Участие принимали все родственники. Для самого приготовления звали замужних женщин (их должно было быть нечетное количество). И, конечно, во время приготовления пели песни и веселились.
  • Девичник и молодецкий вечер. Это так называемый прощальный вечер. Это прощание с прошлой жизнью. В этот вечер делали свадебные венки. Также принято было дарить подарки, танцевать и петь.

Вот такие интересные и важные события происходили до свадьбы. Важно, что до свадьбы будущие молодожены должны были соблюдать пост.

Но самым ярким днем, конечно, был свадебный. Он включал:

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

  • Одевание. Невеста и жених надевали новую, специально подготовленную одежду. Что касается одеяния, то на невесте должно быть платье в пол, обязательно с рукавами. На голове – платок из плотной ткани. Цвет одежды молодых – белый, с многочисленными вышивками и украшениями от злых духов.
  • Приглашение (запросины). Собирали свадебный поезд, звали гостей. Делали это сами молодые. Зачастую невеста дарила подарки приглашенным.
  • Выпроваживание молодого и выкуп за невесту.
  • Посад. Эта часть свадебного обряда и была основной. Теперь союз считался заключенным. Семьи молодых дарили друг другу подарки.
  • Венчание. Подробнее об этом обычае читайте ниже.
  • Покрытие. Это завершающая часть посада. Она олицетворяла то, что девушка теперь стала замужней. Здесь распределяли приготовленный накануне каравай, расплетали косу новоиспеченной супруге и накрывали голову каким-либо убором. на некоторых территориях косу и вовсе отсекали. Этот обычай был последним, который проходил у девушки дома. Затем муж забирал ее к себе. Смысл обычая покрытия заключался в том, что теперь девушка должна вести по-другому: более скромно и сдержанно.
  • Перевоз приданого. У каждой невесты должно было быть приданое. Оно включало в себя деньги или часть земли, а также постельные принадлежности и одежду.

Так заканчивался свадебный день. Но это еще не все.

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

После свадьбы был обычай с вывешиванием рубахи невесты. На ней должны были остаться следы крови («калина»). Тогда сваха одаривала новоиспеченную жену платком и красным поясом. Если же крови не было или рубаху вообще не вывешивали, то такую женщину не подпоясывали. По некоторым данным, если женщину из девушки сделал сам жених, то ее все равно не удостаивали красного пояска.

Вывешивание проводили в понедельник утром. Также после свадьбы было принято растопить печь и приготовить угощение для свекра.

Калачины – это еще один послесвадебный обычай. Он был нужен для того, чтобы укрепить отношения между семьями, чтобы невесте легче было привыкнуть. Калачины проводили через месяц после свадьбы в доме жены. Родителям молодожены дарили по двенадцать калачей.

Также существовали другие послесвадебные обряды. Обычно это были застолья или в доме мужа, или в доме жены.

Большое значение на свадьбе играли друзья жениха. Они помогали ему и символизировали поддержку будущей семьи.

Славянский обряд венчания

Одним из свадебных обрядов было венчание. Оно олицетворяло божественное благословение молодых на союз. Обязательным условием для венчания была чистота невесты (девственность). Во время этого обряда молодые надевают друг на друга венки (отсюда и название – венчание). Венчание проводилось в храме (чаще Сварога или Лады, ведь они покровители семьи).

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

Наиболее благоприятными днями для проведения обряда были пятница, суббота и воскресенье. Будущие муж и жена готовили к венчанию два кольца, два полотенца, две свечи, две кружки из глины, горшочек с медом. Обряд проводили волхвы. Перед началом необходимо было выстроить всех гостей и важных участников по определенным правилам.

Кстати, невесту и жениха называли княгиней и князей соответственно. Для чего необходимы были заранее приготовленные атрибуты?

  • Полотенца. На одном молодые стояли, а вторым им перевязывали руки.
  • Кружки. Из них пили особый напиток (сурицу) из меда и трав. Затем их разбивали, что олицетворяло конец прошлой жизни и начало новой. Осколки обязательно нужно было бросить в воду. Верили, что тогда семейная жизнь будет благополучной (так как вода сточит все острые углы).
  • Мед. Им волхв смазывал губы невесте. Это было символом сладкой будущей жизни.

Еще молодоженов обсыпали зерном. Это делали, чтобы в семье родилось много детей. Затем молодые три раза перепрыгивали через костер –для очищения и благословения Сварогом. Славянский обряд венчания предполагал также прохождение через какие-либо водоемы (реку или даже ручей). Это символизировало начало новой жизни, преодоление всех трудностей вместе.

И вообще обычаи, так или иначе связанные с природными стихиями (вода, огонь), очень характерны для всех славянских обрядов и традиций.

Славянский свадебный обряд, славянский обряд венчания – что это и как они проводились?

Вот так наши предки проводили свои свадьбы: весело и очень интересно. Для них свадебный обряд был одним из самых важных в жизни каждого человека. К нему тщательно готовились. Интересно, что многие традиции сохранились до сих пор. Например, девичник, разбивание кружек (бокалов) на счастье, обсыпание молодых зерном или крупой, выкуп невесты.

Венчание также сохранилось, но сегодня в рамках христианства, а не язычества. Для славян свадьба была событием, которое происходило лишь раз в жизни. Ведь союз заключался не только на земле, но и на небесах.

Источник: slavculture.ru

Оцените статью
Добавить комментарий