Свадьба кречинского красный факел отзывы

Первая часть трилогии «Картины прошедшего» / Водевиль · Александр Сухово-Кобылин Семья состоятельного ярославского помещика Муромского приезжает в Москву. Судьба сводит их с красивым и представительным дворянином Михаилом Кречинским. Лидочка Муромская без памяти влюбляется в него, Кречинский делает ей предложение руки и сердца, близится свадьба.

И все бы хорошо, да вот только Кречинский оказывается карточным шулером, а вся история со свадьбой – искусной аферой. При этом ни Муромские, ни Кречинский и представить себе не могут, куда заведет их эта любовно-свадебная интрига… Александр Васильевич Сухово-Кобылин на репетициях «Свадьбы Кречинского» любил повторять актерам, что его пьесу надо играть со скоростью французского водевиля. И действительно, ее сюжет полон комических ситуаций и настолько неожиданных поворотов, что сложно даже предположить, какую развязку получит эта история в продолжении «Свадьбы Кречинского» – сатире «Дело». В спектакле звучат вариации на темы песен “Beggin`” Боба Гаудио и Пегги Фарины, “Ne me quitte pas” Жака Бреля, “Guarda Che Luna” Вальтера Мальгони и Бруно Паллези, «Прыг-скок» Егора Летова Постановочная команда благодарит за помощь в создании спектакля Алессандру Джунтини, Лену Ли, Михаила Перевалова.

Премьеру водевиля «Свадьба Кречинского» показали в театре «Красный факел»

Возраст 16+

Продолжительность 3 часа 10 минут

Специальные предложения

Источник: www.afisha.ru

Вселенная Сухово-Кобылина обернулась трагифарсом на сцене «Красного факела»

Новосибирский «Красный факел» завершил работу над постановкой трилогии Александра Сухово-Кобылина «Картины прошедшего», задуманную режиссером Дмитрием Егоровым как театральный сериал, который можно смотреть в любой последовательности. В апреле прошла премьера трагифарса «Смерть Тарелкина». Спектакль резюмировал сюжет, рожденный на полях водевиля «Свадьба Кречинского» и получивший неожиданное развитие в сатире «Дело». Впервые в театральном Новосибирске все герои вселенной великого русского драматурга встретились на одной сцене, чтобы представить историю позапрошловековой давности в объективе современных мультимедийных технологий.

В единое художественное произведение комедию «Свадьба Кречинского», драму «Дело» и комедию-шутку «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылин объединил в 1869 году, дав трилогии название «Картины прошедшего». Тогда это был вынужденный ход, чтобы обойти царскую цензуру, безжалостно запрещавшую тексты драматурга к публикации и постановке на сцене. Не помогло.

Если впервые поставленную 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре «Свадьбу Кречинского» ждал подлинный фурор, то о последних двух пьесах трилогии никто и знать не хотел. Словно их и не было никогда в отечественной литературе. Не говоря уже о театре.

«Свадьба Кречинского»: яркий водевиль XIX века ожил на сцене «Красного факела» | NGS.RU

Драму «Дело», написанную в 1861 году и впервые напечатанную за границей, опять-таки в обход цензурным козням, впервые удалось вывести на сцену только в 1882 году: до этого все хлопоты драматурга заканчивались «запретом для сцены и для печати», хотя в попытках узаконить существование пьесы Сухово-Кобылин дошел до самой императрицы. Тем не менее во второй половине 1881 года «Дело» с большими купюрами получило разрешение для представления на сцене под названием «Отжитое время».

И вскоре центральная часть трилогии Сухово-Кобылина увидела сразу три премьеры в московских Малом и Русском театрах, а также петербургской Александринке. Последняя и на тот момент самая непроходная пьеса трилогии — «Смерть Тарелкина» — ожидала своего часа тридцать лет. Впервые комедия-шутка, по авторскому определению Сухово-Кобылина, была представлена на сцене Суворинского литературно-художественного театра 15 сентября 1900 года театра под безобидным названием «Расплюевские веселые дни». Пьеса вызвала недоумение и неприятие в зрителях и критике.

Так и остался Александр Сухово-Кобылин в пределах XIX века автором одной пьесы «Свадьба Кречинского». Решенная в жанре водевиля комедия до сих пор не сходит со сцены, но отношение к остальным частям трилогии изменил самым кардинальным образом только XX век. В 1917 году о драматурге вдруг заговорил весь театральный свет. Великий режиссер Всеволод Мейерхольд впервые поставил на сцене Александринского театра в едином художественном ключе всю драматургическую трилогию «Картины прошедшего». Впрочем, критики это триединства не уяснили и вновь сопроводили показы не самыми лестными отзывами.

Многие из последующих постановок пьес Александра Сухово-Кобылина в СССР вывели произведения драматурга на высоту крупнейших театральных событий. За XIX-XX столетия произведения Сухово-Кобылина выдержали 128 постановок. Что любопытно, популярность пьес трилогии менялась от десятилетия к десятилетию.

Если в 1990-х годах в лидерах была «Свадьба Кречинского», то в нынешнем столетии пальму первенства получила «Смерть Тарелкина». Однако на воплощение всей трилогии российские театры решались крайне редко. Осенью 1988-го московский режиссер Валерий Белякович поставил все три пьесы Сухово-Кобылина в «Театре на Юго-Западе»: спектакль шел шесть часов с двумя антрактами. В 2007—2008 годах режиссер Михаил Поляков вывел на сцену Тобольского драматического театра имени П. П. Ершова серию постановок «Неотжитое время», над которой труппа работала в течение трех сезонов и полутора лет. В апреле 2023 года строй первопроходцев закрыл новосибирский «Красный факел», где «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» нашли свое воплощение в формате театрального сериала с замечательными актерскими работами, эффектным жанровым эквилибром и мультимедийными технологиями, позволяющими не просто играть с визуальным каналом восприятия, но синтезировать художественность с действительностью, насыщая вселенную Сухово-Кобылина множеством временных потоков и альтернативных вариантов реализации мифа — от прямых трансляций и лайф-видео до мокьюментари и пародий на махровую экранную документалистику.

Над созданием сценического триптиха постановочная группа — петербургский режиссер Дмитрий Егоров и художники Фемистокл и Ольга Атмадзас — трудились три года. «Я четко осознаю, что каждая из частей — это спектакль своего времени, — рассказывает режиссер трилогии. — Да, сейчас хочется что-то изменить в «Свадьбе Кречинского» и «Деле», и пока я находился в Новосибирске, мы внесли небольшие корректировки. Но все равно каждый из спектаклей остается слепком определенного периода. Думаю, их очень интересно посмотреть подряд в три вечера — надеюсь, когда-нибудь получится так поставить спектакли в репертуар. Когда смотришь подряд — начинаешь замечать дополнительные нюансы, обращать внимание на параллели, история становится объемнее».

Работа над трилогией «Картины прошедшего» Александра Сухово-Кобылина началась в «Красном факеле» в 2020 году. Первой свет рампы вопреки авторской хронологии увидела сатира «Дело» — центральная часть драматургического триптиха, самая сложная и наименее востребованная отечественной сценой. Через два года зрителям был представлен водевиль «Свадьба Кречинского» — самое популярное произведение русского драматурга, рожденного под звездой с весьма переменчивым нравом. В нынешнем, 103 сезоне, «Красный факел» завершил трилогию десятилетиями пребывавшим под цензурным запретом и общественным осуждением трагифарсом «Смерть Тарелкина».

«Мы знали, что нам предстоит большая задумка — воплотить трилогию, которую я бы рекомендовал зрителям посмотреть сейчас полностью, от начала и до конца, поскольку она имеет свое жанровое и логическое развитие, — рассказывает исполнитель роли Максима Варравина Константин Телегин. — Однако, работая над каждым спектаклем в определенный период времени, мы не знали, какое продолжение на нашей сцене получит эта история. Тексты доделывались, переделывались, но, что удивительно, актуальность свою сохранили в веках».

Над сценической адаптацией пьес Сухово-Кобылина режиссер работал вместе с известным драматургом Светланой Баженовой, бережно сохранив в основе оригинальный текст. Обрастая приквелами и сиквелами, драматическая трилогия превратилась в театральный сериал: каждую часть этой многосерийной истории можно смотреть отдельно как самостоятельный спектакль или оценить в полном объеме от сюжета к сюжету, выстраивая линейную или любую другую последовательность.

«Это нелегко — рассказывать из спектакля в спектакль целую жизнь, которая тебя не отпускает, — делится впечатлениями исполнитель роли Кандида Тарелкина Денис Ганин. — Ты прослеживаешь ее от начала и до самого финала. Каждый раз ищешь что-то новое, свежее, актуальное и дополняешь в образ.

Это объемная работа и большой-большой процесс, который зародился во время репетиций, продолжается после выхода спектакля и завершится только тогда, когда спектакль снимут. Если же говорить о последовательности просмотра, то для меня в этом нет истории, которую нужно строго соблюдать. Я, например, предпочел бы смотреть так, как спектакли выходили на зрителя. Но это индивидуально. Каждому свое».

«Смерть Тарелкина» — это одновременно смешная и страшная, фантастическая и жизненная история. Центральной темой спектакля стало оборотничество, а уже знакомые зрителям персонажи — Тарелкин, Варравин и Расплюев — перекочевали из предыдущих частей трилогии и пустились каждый в свою аферу. По сюжету, чтобы избавиться от кредиторов и отомстить своему обидчику, генерал-прокурору Варравину, коллежский секретарь Кандид Тарелкин инсценировал собственную смерть, а сам обернулся в другого человека, умершего соседа Силу Копылова, надеясь таким образом начать жизнь заново. Но вопреки ожиданиям эта афера обернулась и для самого Кандида Касторовича самым неожиданным и парадоксальным образом. Вслед за оборачиванием Тарелкина начали оборачиваться все и все вокруг, и процесс этот оказался до неприличия бесконечным.

«Пьеса Сухово-Кобылина — история про оборотничество как часть человеческой природы, — поясняет режиссер спектакля «Смерть Тарелкина» Дмитрий Егоров. — И оборотничество там очень разное. Оно заключается не только в банальном переодевании, а работает в более глубоком смысле. Некоторые герои за время пьесы практически перерождаются.

Главное, конечно, происходит в третьем действии — когда из второстепенного персонажа Иван Антонович Расплюев оборачивается в главного героя всей трилогии. Мы видим, как оборачивается этот маленький и никудышный человек, когда получает власть. Расплюев в начале пьесы — квартальный надзиратель, в то время одна из самых мелких полицейских должностей, и он на ней, судя по отзывам коллег, не блистает. Но когда в какой-то момент, получив власть, он вдруг начинает что-то формулировать, эти его формулировки вызывают ужас. Недалекий, неталантливый, он проявляет рвение и усердие и, собственно говоря, приходит к триумфу».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Василия ВАГИНА

Источник: newsib.net

Новосибирск и Новосибирская область: свежие новости, объективный анализ, актуальные комментарии

Ведомости законодательного собрания НСО

Перед сдачей спектакля Дмитрий Егоров обратился к публике: мол, мы сейчас вам покажем водевиль, смейтесь во все тяжкие, ибо жанр такую реакцию предполагает и артистов поддержать надо. Но после заключительных аплодисментов зритель выходил обескураженным и слегка обманутым: а где обещанный водевиль — «маленькая комедия с музыкой»? Вроде все герои по традиционным амплуа распределены, куплеты исполняются, пальмы в кадках сохнут, дамы бутафорскими цветами утыканы, а вот что-то сжимается в районе солнечного сплетения. Но странно было бы ждать водевильного канона от Егорова, который умеет заставить зрителя принять ту самую «красную таблетку», вызывающую экзистенциальную тошноту реальностью.

Екатерина Макарова в роли Лидочки Муромской

«Свадьба Кречинского» открывает трилогию Сухово-Кобылина «Картины прошедшего» — именно с водевиля о простодушных провинциалах, попавших под развод обаятельного мошенника, начинается история гибели семьи Муромских. Но в системе режиссёрских координат Егорова водевиль стал приквелом — антропологический разбор чиновников и людей под названием «Дело» он поставил в «Красном факеле» двумя годами раньше. И если в «Деле» мы наблюдали уже гибель империи/семьи, то в «Свадьбе Кречинского» — закат. А перед заходом солнца, как известно, предметы и люди отбрасывают самые длинные и причудливые тени. Вот именно эти тени, как символ вчерашнего дня, стали основной несущей конструкцией спектакля — и в сценографии художника-постановщика Фемистокла Атмадзаса, и в самом драматическом действии.

Михаил Селезнёв и Анастасия Косенко

Первый акт удачно прикинулся чистым водевилем. Московский салон Муромских изобилует плюшевым убранством в стиле «дорого-богато», дамы с утра ещё кофею не попивши, а уже с кандибоберами на головах, а сам отец семейства Пётр Муромский (Владимир Лемешонок), согласно статусу благородного героя, весь в белом. Инженю Лидочка (Анастасия Косенко) таращит глазки и играет в «ужас какая дура», тётушка-сводня Анна Антоновна (Галина Алёхина) интригует и хлопочет, а Михаил Кречинский (Михаил Селезнёв) вертится ужом на сковороде, пытаясь влезть в доверие. Иногда получается даже смешно, но зловещий звон дверного колокола, расписанного под наглую хохлому, предвещает, конечно, испытания и трагедии. А чего ещё ждать от колокола, который, как известно, всегда по ком-то звонит?

Михаил Селезнёв и Владимир Лемешонок

Вся ирония в том, что колокол приказала повесить в комнаты Анна Антоновна, а она-то племянницу свою и толкнула в объятия Кречинского. Хотя, судя по рисунку роли Галины Алёхиной, Анна Антоновна сама не прочь зажечь с Кречинским: была бы моложе — не ушёл бы, стервец. Ну а уж Михаил Селезнёв на своего Михаила актёрских красок не пожалел — щедрыми мазками ваял обаяшку-мошенника, любимца женщин и собак, супермачо и лощёного хипстера с дырой в кармане. Купался буквально в роли: известное дело, что подлецы — натуры многогранные, за ними интереснее наблюдать, чем за праведниками.

Время от времени на сцене появлялись живописные красны девицы и добры молодцы — такая развесистая клюква по-русски, статисты из «глубинного народа», ничего общего с этим народом не имеющие. Сразу вспоминается рассказа Дорошевича «Гамлет», где Станиславский предлагал выпустить на сцену дога, чтобы обозначить, что действие происходит в Дании.

Белоствольные берёзки, чучело медведя, хохлома и крестьянки — спектакль Дмитрия Егорова перенасыщен пыльной русской псевдухой, которая лезет из всех щелей. Фальшивый лубок должен был стать очередным режиссёрским манифестом — как отчаянным высказыванием о лжи и причудливых тенях, который отбрасывает каждый из нас перед заходом солнца.

О том, что наши представления о чём-либо зачастую ошибочны, потому что человеку свойственно считывать внешнее и особо не париться по поводу внутреннего. Что показали — тому и верим. Вот и Муромские верят внешнему лоску Кречинского, и это даже не простодушие, а душевная лень, которая в финале приведёт их к гибели. Кстати, эта карикатура на народность активно эксплуатируется и в сценографии недавнего спектакля в «Глобусе» «Не было гроша, да вдруг алтын», который поставил Иван Орлов. Мейнстрим, однако.

Олег Майборода в роли Расплюева

Второе действие происходит в голове, пардон, чердаке Михаила Кречинского, где в пыли и паутине мыслей и стереотипов застряло время. Единственная отдушина и луч света в тёмном царстве — синее небо в окне мансарды. Но при внимательном рассмотрении и небо оказывается фальшаком — нарисованным камином в каморке папы Карло. Здесь забытой тенью шаркает камердинер Фёдор (Виктор Щеколдин) и пытается прыгнуть выше головы Иван Расплюев (Олег Майборода) — персонажи изо всех сил стараются поддержать водевильную линию кульбитами, диалогами и потасовками, но вязнут в стоячей воде общего темпоритма.

Анастасия Косенко, Владимир Лемешонок, Алексей Межов

Третье действие явит нам «торжество справедливости»: махинации Кречинского с бриллиантовой булавкой Лидочки выходят наружу, злодей посрамлён, но финальная мизансцена сильно напоминает полотно Репина «Арест пропагандиста», когда симпатии зрителя на стороне арестованного героя-бунтаря. «Сорвалось», — горько роняет в зал Кречинский-Селезнёв, и это слова не мальчика, но мужа. И вот здесь спектакль трещит по всем водевильным швам, являя обалдевшему зрителю своё истинное лицо: хватит комедию ломать! Глупая Лидочка отдаёт настоящую булавку полицейским и приносит себя в жертву на алтарь любви, но её овечья покорность в будущем «Деле» только раззадорит аппетиты чиновников. Думая только о своих возвышенных чувствах, она пришпиливает булавкой всю семью Муромских к бумажному вороху уголовного дела, и все бабочки в этой истории априори мертвы. «Это водевиль!» — говорил нам режиссёр. Ага, мы и поверили.

Кому понравится спектакль «Свадьба Кречинского»?
Разумеется, тем, кто уже видел «Дело» и знает, чем дело кончится. Ценителям острых режиссёрских высказываний, которые нужно выискивать в «закадровой» груде смыслов. Любители традиционного театра могут смело покупать билеты — немного постмодернизма в классической воде не испортит общей картины.

Наталия ДМИТРИЕВА

Материалы по теме:

04.05.23 К Шукшину на трамвае

В Сибирском камерном театре поставили рассказы классика русской деревни, соединив кино, театр и песни

28.04.23 Выживут только подлейшие

В «Красном факеле» вышла заключительная серия театрального романа — спектакль «Смерть Тарелкина»

27.04.23 Бог устал нас любить

«Сын»: инфернальная драма на сцене «Красного факела»

04.04.23 Что-то пошло не так

В театре «Старый дом» построили свой «Вавилон», чтобы исследовать человеческую сущность

10.01.23 Маркиза вышла из чата

«Опасные связи»: в Новосибирском музыкальном театре рассказали, как работала «культура отмены» в XVIII век

29.12.22 Щелкунчик внесезонный

В премьерном спектакле Новосибирского театра кукол разоблачили общество потребления

28.11.22 «Алиса, я тебя люблю!»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

15.09.22 Кто ты будешь такой?

В «Старом доме» состоялась премьера «Пульчинеллы» — человечеству подарили надежду на бессмертие

06.09.22 Внутри «Пульчинеллы»

Актриса «Старого дома» Софья ВАСИЛЬЕВА — о парадоксе маски, силе архетипов и бездне, которая будет смотреть на зрителя

02.09.22 На языке тела

«Старый дом» выпустит четыре новых спектакля и найдёт новую точку роста в пластическом высказывании

25.08.22 Ждите «Белую болезнь»

Новосибирские театры готовятся к новому сезону — на какие премьеры стоит обратить особое внимание

05.07.22 Остановите Землю — я сойду

В театре «Старый дом» разоблачили фейковую реальность и показали работу мозга с замусоренными критическими фильтрами

31.05.22 Простая история

Как потрёпанные жизнью «розовские мальчики» оказались в драматическом треугольнике театра Афанасьева

11.04.22 От Тарантино до психоанализа

Новосибирские актёры выкинули в окно терапевта, разбудили дракона и проработали свои жизненные сценарии. В «Старом доме» прошёл марафон «Без дистанции»

06.04.22 Великий мечтатель

Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби»

24.03.22 Апокалипсис и випассана

Новосибирские «Первый театр» и «13 трамвай» выпустили спектакли-предчувствия. Наталия ДМИТРИЕВА рекомендует смотреть их в определённой последовательности

15.03.22 Театр уж полон

Премьеры, актёрский марафон, экскурсии в закулисье — что ещё готовят театры Новосибирска к Международному дню театра 27 марта?

09.02.22 Заключённые

В новосибирской тюрьме куклы убили старуху с деменцией — в театре кукол поставили «Королеву красоты из Линейна» Макдонаха

03.02.22 Линия жизни и смерти

Сергей Афанасьев разделил Анну Каренину на две части, чтобы спрятать её в шалаше Ларса фон Триера

28.01.22 Море и кровь Монте-Кристо

Эстрадные шлягеры, приключенческий сюжет и рукотворное море — мюзикл по мотивам романа Дюма пополнил афишу Новосибирского музыкального театра

21.01.22 Скандинавский нуар

Главный режиссёр «Красного факела» рассказал сагу об убийстве дикой утки

12.01.22 Переплыть Урал

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

29.12.21 В скрюченном домишке

Как в «Старом доме» возбудили общественное «уголовное дело»

Источник: xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai

Оцените статью
Добавить комментарий