Свадьба горцев для чего автор вводит рассказ о ней вызвало ли это ваш интерес

Содержание

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни. В «Герое нашего времени» и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистически.

Сравним два пейзажа: Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал… И вот второе описание пропасти в повести «Бэла»: «… направо был утес, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки; я содрогнулся, подумав, что часто здесь, в глухую ночь, по этой дороге, где две повозки не могут разъехаться, какой-нибудь курьер раз десять в год проезжает, не вылезая из своего тряского экипажа». В первом случае, горный пейзаж дан для того, чтобы оттенить переживания героя и показать его мужество. Грозная и величественная природа противопоставлена человеку. Пропасть так глубока и недоступна, что лишь «злой дух» может спуститься на дно ее. Во втором случае, как практически и во всем романе «Герой нашего времени», природа Кавказа приближена к человеку.

Свадьба в горах Сочи | Трогательная клятва невесты | Самая веселая свадьба 2022 года Свадебное видео

На дне пропасти не «злой дух» обитает, а живут осетины, деревушка которых с высоты утеса кажется «гнездом ласточки». Проезжий офицер, глядя на опасную дорогу, думает о людях, которым приходится ездить здесь в ночную пору. Так же просто описан быт горцев: «Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа… у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях». Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, оружия, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме «Мцыри

Скупо и точно автор рисует картину повседневного быта, полную суровой правды.

Реальная действительность, изображение живых человеческих характеров — основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы. 3.3. Образы Казбича и Азамата.

Рисуя характер Казбича, автор сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Портрет, привычки и поступки героя — все дано в строго реалистическом стиле. Сравним два портрета из различных произведений Лермонтова.

Внешность Вадима («Вадим»): «В толпе нищих был один — он не вмешивался в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был горбат и кривоног… лицо его было длинно, смугло… в глазах блистала целая будущность… этот взор был остановившаяся молния…». А вот портрет Казбича.

По словам Максима Максимыча, «рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре…». Казбич продает баранов, но чуждается торгашества. Он больше воин, чем купец; продает дешево, значит, не гонится за наживой.

Историк кавказской войны Н.Дубровин сообщал: «Чеченцы торговлей занимались мало и считали это занятие постыдным. Если чеченцу и случалось что-нибудь продавать, то он продавал без уступки».

Рассказывая о коне Казбича, Максим Максимыч сравнивает скакуна с Бэлой. Так в повести появляется традиционный восточный мотив: сопоставление лошади и женщины. Конь в жизни кавказского джигита играл огромную роль. Без коня не было джигита. Не было ничего обидного для красавицы гор, если красоту лошади сравнивали с красотой девушки.

Монолог Печорина («Послушайте, Максим Максимыч…»)Лермонтов. Герой нашего времени.

Портрет романтического героя Вадима поражает своей исключительностью, резкими, сильными чертами (взор его — «остановившаяся молния»). Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но и за этой обыденной внешностью чувствуется сила (маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет… в заплатах, а оружие в серебре), угадывается незаурядный характер.

Казбич — цельная натура. Гордый, настойчивый и упрямый, он не знает компромиссов. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич — человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня.

Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максим Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича; «Конечно, по- ихнему он был совершенно прав».

Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно сказать, что Азамат — это будущий Казбич. М.Врубель создал рисунок «Казбич и Азамат» в двух вариантах. В обоих вариантах центром рисунка являются не люди, а конь Карагез.

Своей красотой конь подавляет людей… и это так и нужно по Лермонтову: они оба влюблены в коня, их мысли, чувства и страсти прикованы к нему, более того — их жизни связаны с этим конем. Азамат поражает, однако, нас силою, цельностью и искренностью своего чувства. Он, как Мцыри, живет одной, но пламенной страстью — хочет обладать копьем Казбича, и для этого все ставит на карту.

За эту страстность, за непреклонную волю, за беззаветную удаль мы готовы простить Азамату многое. В них есть общие черты, непосредственность и цельность натуры, упорство в достижении постоянной цели, смелость и ловкость, любовь к жизни, полной риска и опасности, буйная вольность.

Далекие от цивилизации, они руководствуются в своем поведении владеющими ими чувствами и теми понятиями, которые живут в их среде. Белинский писал: «Характеры Азамата и Казбича — это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуры во весь рост, с национальною физиономией и в национальном костюме!». Оба горца — Азамат и Казбич- правдиво воссозданы Лермонтовым, в них нет уже фальши неистового романтизма, о чем при появлении Бэлы в «Отечественных записках» со всей определенностью заявил Белинский.

Источник: studbooks.net

Вопросы по главе «Бэла»:
1. Откуда ехал рассказчик и с какой целью?
2. Как Максим Максимович (далее М.М.) характеризует осетин? О чем это говорит?
3. Что привлекло автора в М.М.?
4. Каким предстаёт перед читателем Печорин со слов М.М.?
5. Свадьба горцев. Для чего автор вводит рассказ о ней? Какую роль Азамат сыграл в жизни Печорина? Дайте ему характеристику.
6. При каких обстоятельствах состоялось знакомство Бэлы и Печорина?
7. Охарактеризуйте Бэлу.
8. Дайте характеристику Казбичу. Выпишите сравнения, которыми автор его «наградил».
9. Ради чего Печорин затеял похищение Бэлы? Чем завоевал он ее любовь? Почему охладел к ней?
10. Была ли это любовь? Обоснуйте свой ответ.
11. Как ведет себя в этой ситуации М.М.?
12. Почему появление Казбича возле крепости насторожило М.М.? Оправдались ли его опасения?
13. Ожидали ли вы такого окончания рассказа М.М? Почему он считает, что смерть для Бэлы была лучшим средством? За что обиделся М.М. на Бэлу?
14. Как Печорин вел себя в последние дни жизни Бэлы?
15. Как Печорин объясняет свою «ужасную любовь»?
16. Как вы думаете, почему Печорин засмеялся?

На этот вопрос еще никто не ответил. Напишите свой ответ или воспользуйтесь поиском:

Источник: znanijam.net

Казбич в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Казбич — персонаж первой главы романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Разбойник, живущий в районе крепости N, где служил Григорий Печорин. Промышляет кражей баранов, которых продает русским солдатам.

Первое упоминание о Казбиче прозвучало в рассказе штабс-капитана Максима Максимыча в эпизоде свадьбы княжеской дочери:

«Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной; из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича»

Казбич в романе Герой нашего времени

Арслан Мурзабеков в роли Казбича
Сериал «Герой нашего времени», 2006

Образ

Казбич — разбойник, живущий в горах Кавказа. Он занимается воровством баранов, и продает их русским солдатам:

«Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича. Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, — хоть зарежь, не уступит. Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет [кафтан со стоячим воротником] всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.»

«Казбич разбойник, которого надо было наказать.»

Штабс-капитан крепости N, Максим Максимыч покупает у него ворованное, и даже называет своим кунаком — приятелем:

«На другой день утром рано приехал Казбич и пригнал десяток баранов на продажу. Привязав лошадь у забора, он вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком [приятелем] .»

«Вот раз приехал Казбич и спрашивает, не нужно ли баранов и меда; я велел ему привести на другой день.»

При этом, ворует скот он и у русских:

«Раз, — это было за Тереком, — я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда.»

Сын местного князя, Азамат, восхищается вольным горцем:

«Послушай, Казбич, — говорил, ласкаясь к нему, Азамат, — ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы»

Конь Карагез

У Казбича есть конь по кличке Карагез, равных которому нет во всей в Кабарде:

«А лошадь его славилась в целой Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена — как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь. »

Для него Карагез является верным другом, который не раз спасал его от верной гибели:

«Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат? во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ. С тех пор мы не разлучались.
И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названия.»

Во время одного из набегов на русских за Казбичем была организована погоня, и конь чуть не сорвался в глубокий овраг. Горец готов был пожертвовать жизнью ради любимого коня:

«Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался – и прыгнул. Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах. Я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил».

Даже когда ему предложили обменять коня на девушку, но которой он давно хотел жениться, Казбич отказывает:

«Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».

Когда у Казбича крадут его коня, он рыдает как ребенок:

«… на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок…»

Казбич и Азамат

Однажды Максим Максимыч подслушивает разговор Казбича с Азаматом, 15-летним сыном местного князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза:

«В первый раз, как я увидел твоего коня, — продолжал Азамат, когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! — сказал Азамат дрожащим голосом.»

Он говорит, что готов на все ради этого коня:

«Славная у тебя лошадь! — говорил Азамат. — Если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!»

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, — сказал Азамат, — то отдал бы тебе его весь за твоего Карагёза»

Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть для него свою сестру Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Послушай! — сказал твердым голосом Азамат, — видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха… Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, — и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему. Когда Казбич приехал в крепость в очередной раз продавать баранов, его коня украли. Горец выскочил на улицу и увидел лишь спину похитителя скачушего верхом на Карагезе:

— Моя лошадь. лошадь. — сказал он, весь дрожа. Точно, я услышал топот копыт:
«Это, верно, какой-нибудь казак приехал…»
— Нет! Урус яман, яман [плохой русский] ! — заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс. В два прыжка он был уж на дворе; у ворот крепости часовой загородил ему путь ружьем; он перескочил через ружье и кинулся бежать по дороге… Вдали вилась пыль — Азамат скакал на лихом Карагезе; на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок… Вот кругом него собрался народ из крепости — он никого не замечал; постояли, потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов — он их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь. Только на другое утро пришел в крепость и стал просить, чтоб ему назвали похитителя.

Получивший коня Азамат, навсегда покидает семью, опасаясь мести Казбича:

«А когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было. Такой хитрец: ведь смекнул, что не сносить ему головы, если б он попался. Так с тех пор и пропал: верно, пристал к какой‑нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову за Тереком или за Кубанью: туда и дорога!»

Месть Казбича

Часовой рассказал Казбичу, что его коня украл Азамат:

«Часовой, который видел, как Азамат отвязал коня и ускакал на нем, не почел за нужное скрывать. При этом имени глаза Казбича засверкали, и он отправился в аул, где жил отец Азамата»

Казбич решает, что мальчик украл его коня с согласия отца, и решает отомстить. Горец едет к отцу Азамата, но не застает его дома. Спустя несколько дней он подкараулил князя вечером, когда тот возвращался с «напрасных» поисков дочери, и заколол его кинжалом. В отместку за Карагеза, он забрал себе лошадь убитого князя:

«Надо вам сказать, что Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь, по крайней мере, я так полагаю. Вот он раз и дождался у дороги версты три за аулом; старик возвращался из напрасных поисков за дочерью; уздени его отстали, — это было в сумерки, — он ехал задумчиво шагом, как вдруг Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья — и был таков; некоторые уздени все это видели с пригорка; они бросились догонять, только не догнали.»

Похищение Бэлы

Спустя несколько месяцев Казбич снова явился к крепости N, и встретил Максима Максимыча с Бэлой:

«Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошади, все ближе и ближе и, наконец, остановился по ту сторону речки, саженях во сте от нас, и начал кружить лошадь свою как бешеный. Что за притча.
— Посмотри-ка, Бэла, — сказал я, — у тебя глаза молодые, что это за джигит: кого это он приехал тешить.
Она взглянула и вскрикнула:
— Это Казбич. — Ах он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами?
— Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда.»

Казбичу давно нравилась княжеская дочь, и он даже хотел посвататься к ней:

«А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась — он мне сам говорил, — и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался…»

Его пытаются подстрелить, но Казбичу вновь удается уйти невредимым. Он решает украсть девушку:

— Да зачем Казбич ее хотел увезти?
— Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и не нужно, а все украдет… уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась.

Максим Максимыч переживает, что эта встреча может оказаться не последней, и делится своими размышлениями с Печориным. Последний запрещает Бэле отныне покидать крепость. Однако свободолюбивая девушка не послушалась. Когда Печорин и Максим Максимыч были на охоте, она пошла к речке и попалась Казбичу. В это время Печорин как раз возвращался с охоты:

— Да объясните мне, каким образом ее похитил Казбич?
— А вот как: несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. Было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду. Вот Казбич подкрался, — цап-царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу! Она между тем успела закричать, часовые всполошились, выстрелили, да мимо, а мы тут и подоспели.
— Да зачем Казбич ее хотел увезти?
— Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и не нужно, а все украдет… уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась.

Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню за разбойником. Казбичу вновь удалось уйти, но он успел ударить девушку ножом в спину:

«Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою… Это была Бэла… бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал… Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку… Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла.»

Ранение было тяжелым. Девушку привезли в крепость, но прибывший лекарь сразу сообщил, что она не выживет:

«Такой злодей; хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!»

Казбич и Бэла

Казбич и Бэла
Художник: В. А. Поляков

Спустя два дня Бэла умерла на руках у Печорина. Девушку похоронили возле крепости:

«На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела; кругом ее могилки теперь разрослись кусты белой акации и бузины. Я хотел было поставить крест, да, знаете, неловко: все-таки она была не христианка…»

О дальнейшей судьбе горца ничего неизвестно. Максим Максимыч слышал о неком лихом Казбиче разъезжающем в других краях, но не уверен, что это «тот самый».

— А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? — спросил я.
— С Казбичем? А, право, не знаю… Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый.

Казбич и русские солдаты

Казбич у стен крепости N
Сериал «Герой нашего времени», 2006

Источник: theocrat.ru

Оцените статью
Добавить комментарий