С кем моется в бане жених накануне свадьбы

Свадьба, как и сегодня, так и в древние времена, всегда важнейшее событие в жизни любой девушки. К нему готовятся с особой тщательностью, с волнением и переживаниями. Тем более что раньше брак был, как правило, единственным на всю жизнь.

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Переход к другой жизни

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Жених перед свадьбой развлекается в бане!!!

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

Веник и мыло из дома жениха

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Банная процессия

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

4 свадьбы — Свадьба в бане

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Гадания и приметы

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

Пот как средство для заговора

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Источник: fb.ru

​Баня в русских свадебных обрядах Часть I.

​Баня в русских свадебных обрядах Часть I.

Подвенечная баня невесты Ты заставь, моя матушка, Мою сестрицу-голубушку Истопить баню-парушу, Мне помыться-попариться Да ко злату венцу изладиться.

Мы уже не раз писали о том, что баня у наших предков являлась своеобразным святилищем, через которое проходили накануне всех самых важных событий в жизни. Свадебная баня на Руси была одним из основных традиционных этапов перехода молодых к новому статусу во время брачных мероприятий, такое же обязательное, как само венчание. О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню.

Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана и воз накрыт». А молодым велели: «Жена мужа почитай, как предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Первой в череде свадебных банных обрядов была подвенечная баня невесты.

Именно с бани начинался девичник или прощание с молодостью, свободной девичьей жизнью и девичьей красотой, которое устраивали накануне свадьбы. Считалось, что подвенечная баня предохраняет ритуальную чистоту невесты от негативных воздействий, колдовства и влияет на ее будущую семейную жизнь.

Поскольку с момента помолвки невеста была подвержена порче, ей запрещалось что-либо делать самостоятельно, а все необходимое до самой свадьбы за нее совершалось подругами — поневестицами. Согласно традиции, именно они вместе с матерью невесты и другими родственницами топили для молодой баню. Все действия сопровождались оплакиванием невесты, как «умирающей», а общение с ней представляло собой причитания: ведь ей предстояло «умереть» девой в своем роду, чтобы возродиться мужней женой в мужнином.

Свадебную баню тщательно мыли и украшали. Во время растопки по звукам опускаемых в воду раскаленных камней гадали о характере жениха и его родни. Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Кстати, о других предсказательных традициях можно прочесть в статье Русская баня и рождественские гадания.

Когда баня была готова, начинался ритуал расплетения косы невесты, символизирующий превращение ее в молодицу. При этом невеста сидела на «посаде» — накрытой кожухом деже -воплощении плодородной силы. Лента из косы доставалась незамужней подруге, чтобы она могла найти себе жениха.

Веник для парения невесты передавал жених, его наряжали цветами и лентами, после чего повязывали платок и возили по деревне. Веник этот был ритуальным символом, к которому во время парения переходила красота невесты. Также по этому венику смотрели о предстоящем замужестве.

В баню невесту вела целая процессия во главе с братом жениха или колдуном. Второй шла близкая подруга или крестная мать, которая «расчищала дорожку». По дороге девушку сопровождали сварливые слова: «Пошла смывать свои гульбы, прохладушки», сама же невеста причитала по воле и прощалась с девичеством. Перед входом в баню она кланялась на четыре стороны, молилась, после чего ее вносили через порог на руках.

После этого колдун перевязывал своим поясом правую руку, ногу и грудь невесты, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, грудина к грудине на восток». Тем самым после «утери» красоты она предстает разъятой на части. Задача колдуна – сложить заново ее тело, подготовив к супружеской жизни. В ряде деревень колдун опоясывал невесту рыболовной сетью, заговаривал воду и парил березовым веником, говоря: «Как на этом березовом венике никогда листьям не опасть, так и у молодой муж бы никогда от нее не ушел!» Затем с тела невесты сырой рыбой стирал пот. Рыбу эту готовили и угощали ею жениха.

В некоторых деревнях невеста парилась с матерью жениха, чтобы та могла убедиться, насколько здорова будущая невестка. В литературе любят приводить такой отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!»

Далее невеста парилась с подругами. Девушкам разрешалось преподнести в последний раз браги, как символ веселой жизни. Считалось, кого невеста первый раз ударит веником, та выйдет замуж раньше всех. Лежа на полке, молодая впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани было неприличным.

Мытье невесты заканчивалось тем, что ее трижды окатывали ключевой водой из трех разных мест, «чтобы смыть всю девическую шалость». После бани невесты сохраняли воду, в которой она мылась, чтобы подмешать ее в пищу жениха и его родни для любви с их стороны. Потом начинался ритуал прощания с родителями, все обменивались подарками и в самом конце совершали обряд плетения кос.

Омовения перед свадьбой были обязательными и для жениха. Молодого человека в бане сопровождали его друзья и дружка, который обливал жениха наговоренной водой из трех разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи.

Сегодня, как и в старину, современные бани и сауны Волгограда и других городов приглашают устраивать девичники и мальчишники, чем с удовольствием пользуются будущие молодожены. И, хотя, такие банные мероприятия уже лишены ритуальных действий, они по-прежнему выполняют функцию веселого и незабываемого прощания с молодостью и беззаботной жизнью.

Источник: www.vsaunu.ru

Русская баня: традиции, обряды, приметы и поверья

Русская баня: традиции, обряды, приметы и поверья

Русская баня — небольшая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная почти возле каждого дома. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако испокон веку наши предки относились к ней с особым почтением. Ведь баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым — настоящим окном в иное измерение.

О том, что баня — постройка загадочная, говорит ее история. Более тысячелетия назад славяне стали строить подобные домики, и не только для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань умершим предкам. Считалось, что духи ушедших в иной мир людей — навии — должны совершать необходимые им омовения и ради этого они пользовались банями живых.

В определенные дни славяне жарко топили бани, оставляли там чистые полотенца и, как следует поддав пару, уходили, после чего не смели даже приближаться к заветному месту некоторое время. Нужно отметить, что зачастую проводилась нехитрая проверка, заставляющая хозяев поверить в то, что их мыльню действительно посещали гости из потустороннего мира. Так, прежде чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали немного золы и пепла, после чего почти всегда на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!

Приход христианства уничтожил многие языческие традиции, а вот бань новые веяния почти не коснулись. Однако именно в то время было выпущен ряд негласных церковных распоряжений, касающихся мылен, которые просуществовали вплоть до 20 века.

Так, в бане — месте, где обитает нечистая сила, — запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» — тазы, шайки и банные веники — нельзя было заносить в дом. Вымывшись, человек должен был окатить себя холодной водой или же окунуться в озеро или пруд, дабы отогнать от себя нечисть. Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный день.

Вот потому-то и считалось большим грехом мыться в среду, пятницу и воскресенье — святые дни — и по православным праздникам. Таким образом, банным днем стала суббота, свободная от церковных служб, также изредка считалось возможным мытье во вторник и четверг. Не только сама мыльня, но и место, где она построена — «банище», — считалось нечистым. На месте сгоревшей бани или разобранной обветшавшей долгое время нельзя было строить избу, иначе, по поверью, нечисть не даст покоя хозяевам нового жилища.

Что говорить о годах минувших, когда и в наши дни можно легко убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по любой заброшенной деревушке, можно наблюдать такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными несколько лет. А вот бани выглядят крепкими, как в день постройки, будто их охраняют неведомые навьи чары.

Банник — дух бани

Наши предки считали, что потусторонние сущности, обитающие в бане, самые злобные и непредсказуемые из прочей дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник — маленький пучеглазый старичок с густой бородой. Считалось, что хозяин мыльни обитает в «банном озере» — в воде, что собирается под полом бани после мытья и стирки белья, или же за каменкой. Согласно некоторым поверьям, банник поселяется в мыльне сразу же после ее постройки, и чтобы задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву — задушенную черную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Другая версия гласит, что банник вместе с семейством заселялся в мыльню только после того, как под ее полом соберется достаточное количество воды.

Чтобы ладить с хозяином бани, людям приходилось соблюдать целый ряд строгих правил. Мыться разрешалось только до наступления темноты, а после полуночи наши предки вообще боялись переступать порог бани. Ни в коем случае нельзя было посещать мыльню пьяным, а уходя, следовало оставлять баннику немного воды в ковше, кусочек мыла и веник, чтобы хозяин мог ночью вдоволь попариться.

Приходя в баню, следовало поздороваться с хозяином и попросить у него разрешения помыться. Напарившись, уходить из бани нужно было пятясь, не поворачиваясь к парилке спиной.

Тех, кто нарушал эти правила, ждало страшное наказание. В лучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипятком или напугать до полусмерти, а в худшем — «запаривал» ослушников до смерти. Людей, слишком задержавшихся в бане, хозяин выгонял со своей территории, обернувшись огромным котом с шерстью колючей, как иглы ежа.

Долгое время наши предки верили в то, что банник — мужчина семейный. Жену хозяина мыльни прозывали шишигой. Это была здоровая толстая бабища с растрепанными космами сырых волос и длинными острыми когтями. Никогда, ни при каких обстоятельствах наши предки не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане. Ведь если шишига слышала, как кто-то зовет парящегося, то тут же хватала бедолагу и утаскивала его за печь или же обдирала с него мясо до самых костей.

Гораздо добрее относилась к людям маленькая старушка, обитающая в мыльнях, — баба-банница. Считалось, что эта бабушка могла снять любою хворь и всегда помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с добром и лаской. Однако рассеянным мамашам следовало опасаться банницы. Ведь если оставить в бане без присмотра ребенка, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его место уголек или старый веник.

Гадания и привороты в бане

С особым почтением к баньке относились незамужние девушки. Ведь гадания и привороты, сделанные в ней, были самыми верными. Однако прежде чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, так как его предсказания считались самыми верными. И если напророчит хозяин мыльни бедного и пьющего жениха — придется незадачливой ворожее всю жизнь мучиться с никудышным мужем.

Кроме того, отправляясь ночью в баню, девушки нарушали главное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время. По этой причине, готовясь к ворожбе, потенциальные невесты приносили с собой в баню кусок хлеба, посыпанный крупной солью, который оставляли на печке-каменке.

Кроме всего прочего, баня помогала девушкам стать «румяней и белее» и вообще превратиться в настоящих красавиц. Так, юные крестьянки, мечтающие о пышном бюсте, терлись грудью о наружный угол бани. Просватанная девушка обязательно накануне свадьбы шла в баню вместе с подружками. Ополоснувшись, невеста аккуратно собирала стекшую с нее воду, чтобы потом незаметно добавить ее в еду жениха и его родственников. Данный обряд гарантировал девушке ласковый прием в семье мужа, а также долгую и счастливую супружескую жизнь.

Банные обряды

Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причем нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, ее для них жарко топили сваха и дружка жениха.

Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, родители жениха благословляли молодоженов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце — подарок баннику, чтобы тот принял ее как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.

Вернувшимся из бани молодоженам мать невесты вручала сверток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.

Еще наши предки свято верили, что рождение ребенка в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. Причем в бане роженица находилась с повитухой не меньше трех дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.
Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребенка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.

Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорожденного своего ребенка — нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.

По истечении трех дней женщина с новорожденным возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу. То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина. Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорожденного.

Источник: potokudach.ru

Оцените статью
Добавить комментарий