После свадьбы можно ли венчаться

Да поживут по воле Твоей

Муж и жена много лет не причащались и не исповедовались, но утверждают, что верят в Бога и с уважением относятся к Церкви. Можно ли венчать такую пару? Уместно ли требовать, чтобы, перед тем как освятить в свой брак, они исповедовались и причастились? Опытные пастыри дают вполне ясный ответ. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2023, PDF-версия).

Многие семейные пары воспринимают венчание как красивый традиционный обряд и не задумываются о том, что церковный брак должен изменить их жизнь. Но священник не может совершать таинство ради красоты. Если супруги просят обвенчать их, обязанность пастыря — подготовить их к участию в таинстве, насколько это в его силах. Несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл ввел в практику Русской Церкви обязательные огласительные беседы перед венчанием. О чем говорить во время этих встреч и что еще может сделать священник, чтобы подготовить супругов к венчанию?

Нужно ли венчаться после долгих лет совместной жизни?

Таинство для тех, кто в Церкви

Принципиальный момент, который отмечают все пастыри, опрошенные порталом «Пастырь»: таинство Брака, или венчание, совершается преимущественно над церковными людьми. Если Крещение — это дверь в Церковь, по самому своему смыслу предназначенное для недавно уверовавших, если Евхаристия — средство приблизиться к Господу, лучше узнать Его, то таинство Брака — для тех семейных людей, которые уже пребывают в церковной ограде.

На практике оценить степень «церковности» супругов не всегда легко: люди могут по каким-то обстоятельствам редко приходить в храм, но очень дорожить каждым причащением. Это не отменяет того факта, что венчание совершается над членами Церкви, над теми людьми, которые исповедуются и причащаются, свидетельствует митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. «Хорошего отношения» супругов к Церкви как к институту совершенно недостаточно для того, чтобы венчать их, уверен архиерей.

«Если люди много лет не причащались, они отпали от церковного общения, и, прежде чем совершить таинство Брака, нужно их исповедовать, — объясняет епископ Верейский Пантелеимон, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. — Они должны покаяться, в том числе и в том, что давно не причащались. Ведь над отпавшими от Церкви таинства совершаться не могут».

Некоторые считают венчание «залогом к успеху», к счастливой жизни, но венчание подразумевает только одно: жизнь семьи со Христом, констатирует епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин. «А жить со Христом — значит регулярно участвовать в церковных таинствах, приступать к Чаше, читать Святое Евангелие, соблюдать посты по мере возможности, жить по совести», — напоминает владыка. Венчание невоцерковленных людей стало бы, по мысли епископа Вениамина, профанацией таинства.

Важно в конечном счете не то, повенчаются молодожены или нет, а станут ли они чадами Церкви, достигнут ли Царствия Небесного, считает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. И венчание может подействовать на людей как в одну сторону, так и в другую в зависимости от того, как поведет себя священник. Если люди пришли в Церковь, это уже хорошо, надо их похвалить и ободрить, продолжает владыка. Но если священник начал с ними разговор и обнаружил, что ситуация непростая (например, люди практически не бывают в храме, а, может быть, кто-то и вовсе неверующий), значит, нужно прежде помочь им разобраться, где они ошибаются, в чем не правы. «Если сделать это с любовью, то у пары будет по крайней мере право выбора, — говорит митрополит Феодор. — А если просто взять и повенчать их, тем самым мы просто покажем, что мы формалисты, что дух веры и жизни во Христе нам не важен. Тогда и люди будут воспринимать все церковное как омертвелую форму».

Когда в венчании можно отказать

Если незнакомая пара обратилась к священнику с просьбой о венчании, ему стоит поинтересоваться, как давно у супругов появилась эта мысль, и внимательно побеседовать с обоими. К чему может привести спешка с венчанием, показывает случай, рассказанный протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем Покровского храма в подмосковном Акулове. «Одна наша прихожанка пришла венчаться, — вспоминает отец Валериан. — Мы настаивали, чтобы перед венчанием пара причастилась, — а ее избранник никогда раньше не приступал к Чаше.

И вот приехали они на Литургию, через час венчание, и вдруг он подходит ко мне и громко говорит: «А я в Бога не верую». Я, тогда еще молодой священник, был в полной растерянности — что теперь делать? Невеста уже в фате, после Литургии назначено венчание — а тут и венчать-то как? И как причащать, если он неверующий? Смотрю я на невесту, у меня сердце разрывается.

Прибег я ко всем средствам убеждения неверующих, которые Господь мне дал. Молодой человек с доводами моими вроде согласился. Одним словом, допустил я их к Причастию и повенчал. Прошел год, и у сестры этого молодого человека родился ребенок.

Решила она своего ребенка крестить и спрашивает брата: «Ты будешь крестным?» Он в ответ: «Если ты обещаешь каждое воскресенье причащать его, тогда буду». Такое чудесное изменение произошло с этим человеком».

Но рассчитывать на повторение этого чуда с каждой невоцерковленной парой, которая решает венчаться, конечно, никак нельзя. Волгоградский владыка Феодор признается: ему не раз приходилось отказывать желающим венчаться. Однажды, еще будучи начинающим священником, он чуть было не благословил на совместную жизнь молодую пару, в которой оба уже состояли в браке с другими людьми. «Когда они поняли, что благословения не получат, то, конечно, у них улыбки с лиц посходили, но они по крайней мере о чем-то задумались», — вспоминает архипастырь.

Если пара хочет заключить законный брак, но не воцерковлена, то священнику достаточно просто благословить их намерение и одновременно помочь сделать первые шаги на пути воцерковления, уверен настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско протоиерей Михаил Владимиров. «Венчать же их можно только тогда, когда они сознательно захотят, чтобы над ними было совершено это таинство, — может быть, через год, а может быть, через десять или двадцать лет. А пока пусть живут законным и счастливым светским браком».

О чем сказать желающим вступить в церковный брак

В браке человек уже не принадлежит самому себе, замечает протоиерей Валериан Кречетов: «Как учит апостол Павел: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4). А как же тогда жить-то? Как сказано в молитве при венчании: «Да поживут по воле Твоей». Что согласно с волей Божией, то и нужно исполнять.

Но это, конечно, непросто. Недаром апостол продолжает: женатые и замужние будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7:28)».

Следует сказать, что в венчанном браке супруги становятся единым целым и как единое целое заключают союз с Богом, добавляет епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай. Значит, и ответственность тут особая. Тем более что процесс этот необратимый: если люди соединились для жизни вечной во единое целое — никаких поглядываний в другие стороны быть уже не может.

Содержание беседы зависит от того, насколько желающие венчаться погружены в жизнь Церкви, рассуждает декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерей Павел Хондзинский. Новоначальных нужно знакомить не только с сутью таинства Брака, но и с самыми основами вероучения, ведь венчание лишь повод, который понудил их прийти в Церковь. Первые шаги в этом случае — общая катехизация и воцерковление, и только на следующем этапе — беседа о дарах, которые супруги получат после венчания, и об ответственности, которую эти дары на них возлагают. Если же пара церковная, достаточно провести с ними беседу о дарах и ответственности.

Катехизация перед венчанием должна начинаться с информации о том, что значит быть христианином, жить духовной, церковной жизнью, убежден настоятель саратовского храма святых князей Бориса и Глеба иерей Александр Кузьмин. «Опираясь на десять заповедей, Символ веры и молитву «Отче наш», необходимо рассказать об основах христианской веры, — говорит он. — Довести до сознания брачующихся невозможность для христианской семьи уступок в таких вопросах, как аборты, развод, измены и т. д. Поставить их в известность, что основание семьи как домашней церкви — это осознанный шаг двух любящих друг друга христиан, центром жизни которых должна являться Евхаристия». Проводить такую беседу, по опыту отца Александра, лучше самому священнику, желательно в епитрахили и на территории храма.

Протоиерей Михаил Владимиров советует не забывать еще про первые три главы книги Бытия, где речь идет о создании мира и первых людей и о грехопадении. С точки зрения отца Михаила, незнание и непонимание этих глав Бытия — источник многих проблем в семейной жизни.

Беседа обязательно должна строиться в форме диалога, добавляет иерей Максим Тарнакин, настоятель храма Иоанна Богослова в поселке Анджиевский (Пятигорская и Черкесская епархия): «С ходу люди часто не идут на контакт, и приходится задавать им вопросы, чтобы разговорить».

Причастие как «допуск» к венчанию?

Если супруги пока недостаточно воцерковлены, но очень хотят венчаться, настаивать ли священнику, чтобы перед этим они исповедовались и причастились? По мнению протоиерея Павла Хондзинского, это было бы правильно. Так же считает большинство священников, опрошенных «Пастырем».

Дело в том, что катехизация как таковая никого ни к чему не обязывает, заключает настоятель храма святителя Николая в селе Стремилово Чеховского района иерей Валерий Загорцев. «Катехизация превратилась в некий процесс передачи информации: мы говорим — люди слушают, кивают, и на этом все, — рассуждает он. — От людей ничего не требуется, только соглашаться (часто с явной неохотой)». Если пара по крайней мере один раз придет на исповедь и причастится, у нее уже появится опыт прикосновения к Божией благодати, и тогда есть надежда, что супруги будут появляться в храме и впредь.

Но, как гласит известная пословица, насильно мил не будешь, и в данном случае уместно перефразировать высказывание протопресвитера Александра Шмемана: «Если нужно заставлять, то не нужно заставлять». Общее мнение пастырей сводится к тому, чтобы венчать преимущественно людей церковных.

Исключения иногда возможны (например, если муж военный и уезжает в зону боевых действий), но должны оставаться исключениями. «Таинства Церкви даны для людей, уже сделавших в своей жизни выбор, — выбравших Христа и Его Церковь, — резюмирует отец Валерий. — А мы иногда совершаем таинства в надежде, что благодаря этому человек обретет веру. Мы всё торопимся: надо побыстрее его крестить или венчать, а то вдруг человек передумает! Конечно, бывает и так, но разве все это по сути не попытки влить молодое вино в ветхие мехи? (Мф. 9:17)».

Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь».

Источник: www.patriarchia.ru

На земле и на небесах: как проводится венчание через несколько лет после свадьбы?

Православные традиции, позабытые в атеистические советские годы, постепенно возвращаются в нашу жизнь и, конечно же, не могут обойти стороной такое важное событие, как заключение брака. Венчание выбирается всё большим количеством пар – кем-то из-за собственной глубокой веры, кем-то – чтобы сделать приятно родителям, или же просто из желания чего-то особенного и сакрального. А иногда таинство решают провести муж и жена, уже долгие годы живущие вместе.

Значение

Фото 1

Венчание символически означает единение Христа в образе жениха и православной церкви в образе невесты. Таинство представляет собой взаимные клятвы в любви и верности. После обмена кольцами и торжественной службы жених и невеста считаются супругами в глазах Бога, между ними образуется нерушимая духовная связь, а новая семья получает благословение на счастливую жизнь и рождение детей. Стоит помнить, что венчание – навсегда, а церемонии развенчания не существует.

Особенность! Конечно же, церковь идёт навстречу слабой человеческой природе, и позволяет повторный брак, но лишь после епитимьи, исповеди, а также не более трёх раз за всю жизнь. Гражданский незарегистрированный брак также считается.

Какое время после свадьбы лучше?

Фото 2

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Давать серьёзную клятву стоит лишь тогда, когда почувствуете, что к этому готовы. Вы должны быть уверены, что проживёте с избранником всю жизнь, принимая его минусы и слабости, гордыню и ошибки. Освященный церковью союз – это духовное единение, совместный путь к Богу, требующий внутренней зрелости, мудрости, терпимости.

По канонам венчание допускается как в день регистрации брака, так и через месяц, год, десять лет – в любое время, когда придет осознание готовности к ответственному шагу.

Если вы хотите стать супругами перед государством и перед Богом в один день, стоит хорошенько распланировать время обоих торжеств. Обычно рекомендуют всё же разнести две церемонии по времени, так как молодые и гости могут устать от такого количества впечатлений.

Что касается верхней границы, то её нет. Можно скрепить союз духовными узами хоть через пятьдесят лет брака – и в этом случае это точно будет взвешенным и неизменным решением.

Подготовка

Фото 6

Венчание возможно лишь для новобрачных, уже оформивших свои отношения юридически (исключения возможны, но очень редки). Так что, строго говоря, любая пара будет венчаться после свадьбы, вопрос лишь в том, как долго длилась их семейная жизнь.

Если вы совсем недавно поженились, и невеста невинна, то никаких особых требований нет. В случае, если ваша семья уже какое-то время существовала, есть свои нюансы:

  • По правилам церкви фату может надевать только девственница, жена же, уже познавшая мужа, должна покрывать голову светлым платком (ничто, впрочем, не мешает украсить его кружевом или сделать из полупрозрачной ткани);
  • Если невеста вступает в брак не впервые, то платье стоит выбрать не белоснежное, а любого другого светлого оттенка;
  • Невестам в возрасте рекомендуется выбрать кремовое, пастельное, золотистое платье, даже если брак у неё первый и единственный;
  • Женатым парам нужно помнить о том, что три дня до церемонии стоит поститься – не есть животную пищу, настраиваться на духовное очищение и перерождение, а также избегать интимных отношений;
  • Беременность женщины венчанию не помеха, а вот в критические дни церковь посещать категорически запрещено, так что сверьтесь со своим календарём.

Фото 3

Правила

Любое церковное таинство имеет определенные требования, которые следует соблюдать. Так, наряд невесты обязательно должен быть целомудренным, закрывающим декольте, колени, плечи, руки (минимум до локтей). Брючные костюмы, тёмные или яркие цвета недопустимы.

Воздержитесь от крупных вычурных украшений и яркой косметики, особенное внимание уделите отсутствию помады, ведь вам предстоит целовать крест.

Таинство не проводится в дни постов или даты крупных церковных праздников. Венчание невозможно во вторник, четверг или субботу, ведь тогда первая брачная ночь выпадает на постный день.

Важно! Если в паспорте у вас написано имя, отличающееся от полученного при крещении, предупредите об этом батюшку заблаговременно. Во время таинства нужно будет использовать именно второе, данное перед Богом имя.

Фото 4

Оба новобрачных должны быть крещёнными православными (с оговорками допускаются христиане других направлений), не являющиеся друг другу кровными или духовными родственниками, а также не связанными другими брачными клятвами.

В случае повторного венчания необходимо получить разрешение от архиерея на расторжение предыдущего брака, а также на вступление в новый. Кроме того, если прошлый брак был расторгнут по вине новобрачного, то следует покаяться и выполнить возложенную епитимью.

Минимальный возраст невесты — 16 лет, жениха — 18. Максимальный возраст ограничен 60 годами для женщины и 70 для мужчины, однако это правило соблюдается не слишком строго. Для пары, прожившей долгую жизнь в светском браке, скорее всего, сделают исключение и обвенчают, даже если один или оба супруга находятся уже в преклонном возрасте.

Атрибуты

  • Венчальные кольца. Они должны быть максимально простыми, без сложного декора или крупных камней. Если соблюдать все правила, то невесте стоит выбрать серебряное, а жениху – золотое;
  • Иконы: Спасителя для жениха, Богоматери для невесты, лучше всего – доставшиеся в дар от родителей;
  • Белый или розовый рушник, достаточно большой, чтобы на нём уместились стоящие новобрачные;
  • Нательные кресты – должны быть как у вступающих в брак, так и у всех гостей таинства;
  • Венчальные свечи, которые можно приобрести в церковной лавке, и белые платки, которыми вы будете их держать;
  • Красное вино (кагор);
  • Свежеиспеченный хлеб – приносится в дар церкви.

Фото 5

Обряд

Само таинство занимает около часа и начинается с обручения. Батюшка заводит молодых в церковь, показывая тем, что перед Богом они теперь единое целое. Зажигаются венчальные свечи, вступающим в брак читают молитвы и проводят каждение. В конце священник надевает кольца, освященные на престоле, а муж с женой обмениваются ими трижды, подтверждая своё намерение быть вместе всегда.

Важно! В день венчания паре необходимо прийти к началу службы, при этом с 12 ночи запрещается есть, пить алкоголь и курить.

Фото 7

Затем начинается непосредственно таинство венчания. Главная его часть – выражение согласия взять друг друга в супруги перед миром и Богом. Возносятся молитвы о благословении брака, семейном счастье, духовной чистоте и будущих детях. Новобрачных крестят венцом, при этом жена прикладывается к иконе Богородицы, а муж – к лику Спасителя.

Далее батюшка произносит торжественное «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!», после чего подаёт молодым чашу с красным вином – символом радости. Сначала кагор должен пригубить муж, а следом за ним – жена. Пара трижды обводится вокруг аналоя, после чего и они считаются супругами в глазах церкви.

Полезное видео

Венчание – очень красивое и серьезное таинство. Кто-то венчается через день после свадьбы, кто-то, прожив с супругом много лет. Об этом в видео:

Заключение

Венчанный брак – самая искренняя и всеобъемлющая клятва в верности, которую могут дать друг другу любящие люди. Таинство связывает две души на всю жизнь неразрывными духовными узами. Именно поэтому венчание уже поживших в браке людей, знающих друг друга и уверенных в своей любви, принимается и благословляется церковью даже более благосклонно, чем обряд для молодой невинной пары.

Источник: wedus.online

Можно ли венчаться до свадьбы: венчание до и после свадебной церемонии

Во все времена венчание считалось единственной возможностью соединить сердца двух влюбленных. Гораздо позже стали регистрировать в органах ЗАГСа. К церемонии венчания относились достаточно серьезно, такое отношение сохранилось и в настоящее время. Считается, что развенчать по собственному желанию просто невозможно.

Подобный поступок – это настоящий грех. Во времена советского союза и перестройки церковь в связи с политической ситуацией в стране отошла на задний план. В настоящее время переосмысливаются церковные ценности. Большую популярность стала приобретать церемония венчания. У многих молодых возникает вполне резонный вопрос, когда необходимо венчаться.

Что нужно для венчания супружеской паре после свадьбы?

Церковь признает лишь официально зарегистрированные браки. Гражданский брак или сожительство считается, что люди живут в грехе. Поэтому такую супружескую пару уж точно не обвенчают.

Важным моментом для того, чтобы церковный служитель зарегистрировал ваши взаимоотношения, является официальное подтверждение брака. Необходимо принести официальное свидетельство о заключении брака.

Многие задаются вопросом и не понимают, когда после официальной регистрации в ЗАГСе можно отправляться на церемонию венчания. На самом же деле, четкого и однозначного ответа на этот вопрос нет.

Супружеская пара может обвенчаться как на следующий день после ЗАГСа, так и через несколько лет. Основное требование – осознанное и взвешенное желание каждого из супругов. Лишь только после этого можно посетить церковь и спросить у священнослужителя обо всех тонкостях.Для женатых людей церковь предъявляет те же требования, что и для неженатых. Они касаются в первую очередь, жениха с невестой.

  1. Быть крещеными – нередко супружеская пара не помнит, крестили их или нет. Если живых свидетелей данному событию не осталось, то стоит поговорить со священником. Иногда вполне достаточно того, что семья живет по церковным законам, не нарушает заповеди. В таком случае не проводится дополнительный обряд крещения.
  2. Быть православными – в нашем мире существует большое количество верований и религий. Ни в коем случае ни одна из религий не разрешает перекрещиваться. Поэтому если мужчина мусульманин, то ему необходимо изначально принять православие, а уже потом отправляться на обряд венчания.
  3. Иметь обоюдное желание – женщина, порой, куда больше мужчины хочет венчаться. А мужчина может и вовсе не понимать, зачем необходим подобный обряд. Чтобы этого не произошло, стоит изначально решить вдвоем, насколько есть потребность в священном таинстве. К счастью, церковь никого не заставляет и не принуждает к таким поступкам. Поэтому не стоит принуждать и своего ближнего. Каждый к религии и Богу должен прийти самостоятельно.
  4. Быть физически и психически здоровым – церковь не может венчать физически и психически больных людей. В первом случае, необходимо получить разрешение от врача, подтверждающее умственные способности человека. В последнем случае таких людей называют юродивыми, и они не могут принимать настолько серьезные и взвешенные решения.
  5. Не состоять в кровном родстве – даже если невеста и жених считаются родственниками в 4 или 5 поколении, все равно обряд венчания невозможен. Поскольку церковь не признает родственных связей.

Это интересно: Как называется и проводится обряд венчания у мусульман?

Как готовиться к венчанию тем, кто уже состоит в браке?

Молодоженам или семейной паре необходимо тщательно и ответственно подойти к процедуре венчания. Это особое таинство, которое освящено самим Господом Богом. К нему надо начинать готовиться ещё задолго до начала проведения торжества.

Сама подготовка начинается с важного, а именно с осознания необходимости данного поступка. Изначально в семье стоит решить, что для вас венчание и насколько оно вам необходимо. Для этого лучше всего сходить в церковь, поговорить со священником и узнать все в подробностях о данном обряде. Пусть вас меньше всего волнует подготовка и прочие мелочи. Больше всего вы должны интересоваться необходимостью таинства и тем, зачем оно вам пригодится в дальнейшем.

После того, как вы обсудите все важные моменты со священником, подумайте и о дате, в которую хотите назначить таинство. Стоит понимать, что церковь не придерживается народных суеверий. Существуют лишь запреты касательно постов. В остальном случае церемонию можно проводить в любое удобное для вас время.

Когда венчаются до свадьбы или после?

Не забудьте купить и венчальные кольца. Они являются обязательным атрибутом всей процессии. Раньше у женщины на руке красовалось серебряное изделие, а у мужчины – золотое. В наше время строгих правил на счет ювелирных изделий мало кто придерживается.

Стоит выбрать те кольца, которые будут максимально строгими и лаконичными. Они не должны отвлекать вас от жизни земной. Бог против всего того, что связано с финансовым началом. Поэтому скромность – вот тот основной критерий, которого лучше всего придерживаться.

В церковной лавке приобретите и венчальные иконы. Они, как правило, продаются в паре. Для мужчины полагается Иисус Христос, а для женщины – пресвятая Богородица.

Это интересно: Как правильно подобрать кольца для венчания?

Во время всей процессии у молодоженов в руках будут иконы, которые они будут целовать и совершать молитвы. После чего подобные лики молодые заберут себе домой, и они станут их счастливыми наставниками по жизни.

Рушник – это та деталь, на которую во время молитвы становятся брачующиеся. Их также продают в храме, как вариант, можно сшить и самостоятельно. На рушнике приветствуются народные узоры.

Зарегистрированным официально парам на обряд венчания стоит подобрать себе свидетелей. Это те люди, которые впоследствии могут стать духовными наставниками вашей семьи. Поэтому лучше всего выбирать из тех пар, которые являются для вас хорошим примером семейной жизни.

Не стоит останавливаться на карьеристах и разведенных. Последних и вовсе не допустят в качестве свидетелей. Выбирайте только супружеские пары, которые уже давно и счастливо существуют в браке.

Итог

Венчаться, к счастью, можно в любое время. Если обратить внимание на церковную статистику, то достаточно большое количество пар спустя определенный промежуток совместной жизни приходят для того, чтобы поднять свои отношения на новый уровень. Как вариант, это можно сделать и на годовщину свадьбы. Венчание поможет скрепить супружеской паре уже итак прочный и состоявшийся союз.

Источник: marry.guru

Оцените статью
Добавить комментарий