Посаженная мать на свадьбе это

Свадебный обряд – это сложный «спектакль», каждая деталь которого – начиная одеждой новобрачных и кончая кушаньями на пиру – исполнена глубокого смысла. Каких только действующих лиц ни было в этом спектакле – сват, дружко (он же – шафер, он же – на современный манер – свидетель), бояре (так называли все гостей, независимо от их реальной сословной принадлежности), старший боярин (он же – тысячник), третьяк – помощник тысячника… и, конечно, посаженный отец и посаженная мать. Традиция этих «действующих лиц» наряду с дружками сохранилась до наших времен, и даже в некоторых православных храмах (не везде) требуют в обязательном порядке, чтобы на венчании были посаженные отец и мать.

Эти особые гости на свадьбе заменяют настоящих родителей невесты. Если невеста – круглая сирота, тогда все понятно, но если родители живы, зачем кому-то их заменять?

У этой традиции есть несколько аспектов. Один них – реально-практический. «Звонили звоны в Новгороде, звончей того – во каменной Москве», – поется в свадебной песне. Как гостей называют «боярами», а новобрачных (быть может, крепостных крестьян) – «молодым князем и молодой княгиней», так под Новгородом и Москвой подразумеваются разные деревни или села, расположенные, конечно, не на таком расстоянии, как Новгород или Москва, но все же довольно далеко друг от друга. Обычай брать невесту из другого селения был оправдан – так меньше вероятность близкородственного брака, но создавал некоторые бытовые проблемы во время свадьбы: чтобы не потратить полдня на дорогу до дома невесты, ей приходилось приехать в родное село жениха заранее – и на это время кто-то должен был принять ее в своем доме, кто-то должен был взять на себя ответственность за девушку, вот эта обязанность и возлагалась на посаженного отца и посаженную мать. К тому же, настоящие родители были заняты подготовкой свадебного пира – вот кто-то и заменял их в свадебном обряде (в христианскую эпоху – на венчании).

материнское напутствие сыну на свадьбе

Но главный аспект все же нужно искать в области мифологического мышления. В чем он заключается, мы поймем, если вспомним, для чего нужны крестный отец и крестная мать. Как известно, крещение – это второе рождение, и при этом у человека должны быть родители, но не те, которые дали ему рождение во плоти. Свадебный обряд – это тоже новое рождение (ритуальная смерть и рождение в роду мужа), и при этом рождении девушке тоже нужны новые родители – вот это и есть посаженный отец и посаженная мать.

На роль посаженных родителей нельзя пригласить, кого попало. Посаженный отец обязательно должен быть женат, посаженная мать – замужем, причем желательно, чтобы у обоих брак был счастливым (разумеется, не вдовцы и не разведенные). Обязанности их разнообразны и могут варьироваться в зависимости от местных традиций – например, в некоторых областях принято, чтобы посаженный отец покупал подножку – ткань, которую во время венчания расстилают под ноги молодым. Когда новобрачные возвращаются из церкви (или –в наше время – из ЗАГСа с гражданской церемонии бракосочетания), посаженные встречают их с иконой и хлебом-солью. Как правило, обязанность позаботиться об иконе возлагается на посаженного отца, а о каравае и солонке – на посаженную мать.

Существовала и еще одна добрая традиция, которую ничто не мешает возродить в наше время: в один из первых дней после свадьбы один из посаженных родителей приглашал молодых и их родственников к себе в дом на обед.

Источник: www.topauthor.ru

Посаженый отец и посаженая мать

Эти свадебные чины заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей. Поэтому новобрачные называются посаженого отца и посаженой матери.

Посаженый отец должен быть обязательно из числа женатых мужчин, а посаженая мать — замужней женщиной. Оба они благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь.

Обязанность посаженой матери — обеспечить хлеб и соль (солонку) для свадебного ритуала.

Обязанность посаженого отца доставить образ, которым благословляют молодых.

Посаженый отец и посаженая мать могут присутствовать во время совершения обряда венчания в церкви, но в конце обряда они должны поспешить в дом, где назначена свадьба. Там они должны успеть встретить молодых с образами и с хлебом-солью.

Источник: tetatet-club.ru

Русская свадьба: чины и ритуалы, или Кто такие вытницы и подколпашницы?

Свадьба — всегда яркое и запоминающееся событие в жизни человека. На Руси в разных регионах сложились различные традиции проведения свадебных церемоний, зависевшие от обычаев, бытовых норм, уклада жизни. Но было у них и много общего. В различных слоях русского общества свадьбы проходили по похожим в принципе сценариям, различаясь размахом, затратами, количеством гостей и задействованных свадебных чинов.

Русская свадьба: чины и ритуалы, или Кто такие вытницы и подколпашницы?

LiAndStudio Shutterstock.com

На великокняжеских и царских свадьбах церемонии проводились по специально составляемому «свадебному чину», в котором не только подробно расписывался весь ход ритуала, но и назначались конкретные лица на почетные свадебные должности (чины). Получить назначение на свадебный чин считалось большой удачей для бояр и окольничих, так как после окончания свадебного пира все они получали богатые подарки, а многие и более высокие придворные должности.

Естественно, что на крестьянских свадьбах «свадебный чин» не составлялся. Порядок проведения свадебных ритуалов сложился веками, к тому же, везде были люди, считавшиеся знатоками подобных торжеств, помогавшие организовать и провести их в соответствии с традициями. Это касалось и свадебных чинов, которые в различных регионах немного отличались по названиям и обязанностям в ходе свадебных церемоний. Отметим, что свадьбы небогатых городских жителей проводились практически по тем же ритуалам, что и сельские.

Любопытно, что на крестьянских свадьбах специальных чинов было даже больше, чем на великокняжеских и боярских, где ряд функций выполняли официальные придворные или слуги, а из гостей ритуальные чины получали только самые почетные. На крестьянской свадьбе практически все участники получали специальные свадебные чины, которые для большинства просто подтверждали расположение к ним молодоженов и их родителей, не предполагая конкретных ритуальных действий.

Традиционно на свадьбах жениха и невесту именовали князем и княгиней, подчеркивая, что в этот день именно они главные на торжестве, а все остальные оказывают им почет и уважение.

Во многих местностях гостей именовали боярами, причем, близких родственников и почетных гостей — большими боярами. Этим пытались хотя бы на время условно повысить их социальный статус и сделать обращение к ним более весомым. Но для свободолюбивого северо-запада страны это было не характерно.

В этих регионах гостей именовали свадебниками, сваробьянами, сваребниками. Похоже, что эти названия произошли от различных вариантов произношения слова «свадьба». Большинство бояр (свадебников) просто были гостями на свадебном застолье, но некоторые еще и сопровождали свадебный поезд, присутствовали в церкви на обручении и венчании.

Н.П. Богданов-Бельский. Венчание

Важное место в организации свадьбы отводилось дружке, который собственно и был организатором и распорядителем всей церемонии. В современных условиях часть обязанностей дружки отошла к тамаде. Дружка должен был быть женат, иметь веселый нрав и острый язык. Обычно он вступал в свои обязанности с момента приезда жениха в дом невесты.

На него возлагалось не только ведение всего торжества в соответствии со сложившимися традициями, но и ритуальное оберегание молодых от сглаза и порчи, для чего он в ряде случаев применял кнут, которым отгонял нечисть, и специальные заговоры-приговоры. Могло быть два дружки — со стороны и жениха, и невесты. Дружке полагался помощник — полудружье.

На русской свадьбе обязанности родителей новобрачных выполняли посаженный отец и посаженная мать, часто ими становились крестный отец жениха и крестная мать жениха или невесты. Они сопровождали молодых в церковь на обручение и венчание, сидели рядом с ними на свадебном застолье. В ряде мест эти чины имели другие названия.

Со стороны жениха — тысяцкий, воевода, дядька, сват, а со стороны невесты — божатка князева, сваха, сватья, свашница. Иногда на свадьбе назначались и посаженная мать, и свашницы. В этом случае последним отводились функции помощниц невесты. Они её одевали к венцу, переодевали, переплетали ей после венчания девичью косу в косы, надевали женский головной убор Иногда для помощи невесте назначались подсвашницы.

Особая роль отводилась подневестнице и подженишнику, которые назначались из друзей жениха и подруг невесты. Они в ходе венчания держали над молодыми венцы, а затем выполняли функции, сходные с теми, что в наши дни отводятся свидетелю и свидетельнице. В ряде мест на подневестницу возлагались и функции помощницы невесты (подсвашницы).

Обязанности помощниц и оберегательниц невесты могли распределяться на нескольких женщин. В этом случае повивальня причесывала и повивала в женский головной убор голову невесты, снарядиха одевала её к венцу, переодевала и помогала готовиться к брачной ночи, подколпашница или постельница оформляла и оберегала свадебное ложе.

Почетным считался чин стряпухи, готовившей обрядовое свадебное угощение. У неё были помощницы — подстряпушницы, которые могли отвечать за приготовление отдельных ритуальных блюд. Иногда назначался пивник или винник, ведавший всеми хмельными напитками.

В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент картины)

Для пересчета и доставки в дом жениха приданого могли назначаться числяне или приданики. Им в помощь назначались приданицы, которые должны были умело продемонстрировать основное богатство невесты гостям и родителям жениха.

В ряде мест на свадьбах были специальные песельницы, вопленницы или вытницы, сопровождавшие все свадебные действия ритуальными песнями, причитаниями, стенаниями.

В отдельных регионах назначалась кропильница, которая должна была после брачной ночи окропить «согрешивших» молодоженов святой водой, ведь им предстояло сидеть за свадебным столом под образами. Выполнять эту почетную обязанность могли попросить жену дьячка или пономаря, но кропильницей могла быть и родственница молодоженов.

Свадебные чины сохранялись на все время проведения празднества, длившегося не менее двух дней. Тем, кто выполнял конкретные функции в соответствии со свадебными чинами, по окончании торжеств полагались подарки от молодоженов и их родителей. Большое количество свадебных чинов не делало свадьбу заорганизованной. Все свадебные чины знали, что и в какой последовательности им предстоит совершать, чтобы и ритуал соблюсти, и веселье не нарушить.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Оцените статью
Добавить комментарий