Перу какого композитора принадлежат оперы свадьба фигаро

какие оперы написал моцарт

Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Сюжеты в основном соответствуют вкусам того времени, в них изображены античные герои (оперы-сериа) или, как в опере-буффа, изобретательные и лукавые персонажи.

Истинно культурный человек просто обязан знать, какие оперы написал Моцарт, или хотя бы самые известные из них.

«Свадьба Фигаро»

Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост – предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности. Вокруг этого и строится вся интрига. Заявленная как опера-буффа, «Женитьба Фигаро», однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. Таким образом, создается комедия характеров – новый жанр.

Сумерки богов. ЛЕКЦИЯ «СВАДЬБА ФИГАРО»

«Дон Жуан»

В 1787 г. Моцарт пишет оперу «Дон Жуан» по мотивам средневековой испанской легенды. По жанру – это опера-буффа, сам же Моцарт определяет её как «весёлая драма». Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений и переодеваний Дон Жуан приглашает статую убитого им Командора на бал. И Командор является. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад…

Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан не просто отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру.

«Так поступают все»

Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…

В этой опере Моцарт придерживается традиционного жанра буффа, музыка её полна лёгкости и изящества. К сожалению, при жизни композитора «Так поступают все» не была оценена по достоинству, но уже в начале 19-го века её стали исполнять на крупнейших оперных сценах.

«Милосердие Тита»

«Милосердие Тита» Моцарт пишет к восшествию на трон чешского императора Леопольда II в 1791 г. В качестве либретто ему был предложен весьма примитивный текст с банальным сюжетом, но какую оперу написал Моцарт!

Замечательное произведение с возвышенной и благородной музыкой. В центре внимания – римский император Тит Флавий Веспасиан. Он раскрывает заговор против собственной особы, но находит в себе великодушие простить заговорщиков. Такая тема лучше всего подходила для коронационных торжеств, и Моцарт блестяще справился с задачей.

«Волшебная флейта»

В тот же год Моцарт пишет оперу в немецком национальном жанре зингшпиля, который особенно его привлекал. Это «Волшебная флейта» на либретто Э. Шиканедера. Сюжет изобилует волшебством и чудесами и отражает извечную борьбу добра и зла.

Волшебник Зарастро похищает дочь Царицы Ночи, и та посылает юношу Тамино на её поиски. Он находит девушку, но оказывается, что Зарастро находится на стороне добра, а Царица Ночи – воплощение зла. Тамино успешно проходит все испытания и получает руку возлюбленной. Опера была поставлена в Вене в 1791 г. и имела огромный успех благодаря великолепной музыке Моцарта.

Кто знает, сколько бы еще великих произведений создал, какие оперы написал Моцарт, если бы судьба подарила ему ещё хотя бы несколько лет жизни. Но и то, что он сумел сделать за свою недолгую жизнь, по праву принадлежит к сокровищам мировой музыки.

Автор – Елена Васильева

Источник: music-education.ru

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Женитьба Фигаро»

Женитьба Фигаро

Несмотря на распространенность мнения, что на создание «Женитьбы Фигаро» по мотивам одноименной пьесы Бомарше Моцарта вдохновил успех «Севильского цирюльника» Паизиелло, это не является правдой в полной мере. В тот период пьесы Бомарше и без того были очень популярны благодаря легкому слогу, юмору, и ненавязчивой иронии над несправедливым социальным расслоением. Бомарше демонстрировал, что люди простого происхождения могут быть не менее, а подчас и более сообразительными и благородными, чем носители аристократических титулов. Это позволило ему снискать широкую популярность в народе, а талант и драматургическое дарование способствовали тому, что его пьесы достаточно высоко ценились и в высших слоях общества. Поэтому тот факт, что и Моцарт обратил на них внимание, легко объясняется их тогдашней актуальностью, и прогрессивностью для своего времени.

Текст для будущей оперы писал известный итальянский либретист Лоренцо да Понте, переложив сюжет пьесы Бомарше в стихотворную форму. Тем не менее, путь к сценической постановке оперы был непростым.

Социальная острота произведения сослужила в этом случае недобрую службу, и император поначалу запретил ставить оперу по мотивам пьесы, во многом высмеивающей аристократию, на сцене Императорского театра. Разрешение было получено только после внесения изменений – текст был частично отредактирован, а некоторые моменты и вовсе были удалены. Тогда возникла новая проблема: видя, что император больше не противится постановке оперы, против нее стали выступать многочисленные противники и завистники Моцарта из музыкальных кругов, считающие, что он снискал популярность незаслуженно. Видя это и не желая вникать в профессиональные интриги, император приказал начать постановку как можно быстрее.

Создавая оперу «Женитьба Фигаро», Моцарт во многом пошел против существующих тогда канонов и использовал новаторские решения. Так, например, в то время было принято считать заслуживающим внимания в основном голос певца, музыка же считалась не особенно важным обрамлением.

Моцарт, как композитор и музыкант, не мог с этим согласиться, и создал партитуру, в которой музыкальным инструментам уделяется на меньше внимания, чем вокалу. Музыка живет собственной жизнью, оркестр создает картины в сознании слушателей и провоцирует их на эмоции. На тот момент такое решение было более революционным, чем поставить оперу, в которой простолюдин высмеивает аристократа, на сцене Императорского театра. Тем не менее, такой подход оправдал себя, и во многом вдохновил композиторов будущего, подхвативших и развивших эту идею. До кульминации ее довел Рихард Вагнер, буквально вынеся звучание оркестра на первый план и растворив голос певца в музыке.

Премьера оперы состоялась в венском Бургтеатре 1 мая 1786 года и прошла достаточно успешно, ее посетило большое количество зрителей, и постановка была воспринята тепло. Тем не менее, ее популярность оказалась кратковременной.

В основном это произошло из-за того, что публика восприняла «Женитьбу Фигаро» Моцарта просто как смелый эксперимент, и очень быстро вернулась к традиционным, привычным оперным постановкам. Классическая в наше время опера, являющаяся одной из самых известных в мире, на тот момент была странным новшеством, ломавшим привычные каноны и несущим революционные настроения. Тогда среди критиков было популярно мнение, что Моцарт и да Понте придали слишком большую серьезность шуточной, буффонадной пьесе, не заслуживающей того. Ожидалось, что опера будет веселой и легкомысленной, в духе «Похищения в Серале», более «giocosa», то есть игривой. Несерьезный жанр рококо не вмещал в себя глубокий подтекст, скрывающийся за шутками и комическими на первый взгляд ситуациями.

Тем не менее, постановка в Праге в декабре того же года прошла с оглушительным успехом, завоевав симпатии как зрителей, так и большинства критиков. Это было началом всеевропейской популярности оперы, позже в других городах и странах ее принимали гораздо благожелательнее чем в Вене, и опера стала одной из самых известных в то время. Прошли годы, а потом и века, но «Женитьба Фигаро» не утратила своей актуальности. Она обрела популярность и за океаном, ее много раз ставили на лучших мировых сценах, а исполнить главные партии стало честью для самых известных и талантливых оперных певцов мира.

Опера Моцарта Женитьба ФИгаро

Основная тема оперы – превосходство сообразительного и смелого молодого человека из народа над распущенным глуповатым дворянином, который абсолютно не уважает окружающих его людей, в том числе и собственную жену. Идеей Моцарта было сохранить сюжет и дух пьесы Бомарше, сделав при этом персонажей живее и глубже, придав их переживаниям серьезность. Несмотря на то, что речь идет об опере-буффе, где по закону жанра все события предстают в комическом свете, героям получается сочувствовать и сопереживать. Графиня Розина с искренней горечью переживает предательство мужа, а Марцелина, персонаж второстепенный и откровенно фоновый, неожиданно серьезно относится к новости о том, что Фигаро – ее сын. Партия Марцелины по звучанию следует за событиями, и в переломный момент оттуда исчезают поверхностные, комические интонации, уступая место неподдельному волнению и искренним чувствам.

Но одним этим новаторство Моцарта не ограничилось, он пошел дальше, внеся изменения и в техническую сторону оперы. Он сделал более значительной роль ансамблей, количество которых стало соответствовать количеству арий. По принятой традиции сюжет в основном освещался в речитативах, перемежающих арии, а сами арии и ансамбли были чем-то вроде красивой, но бессюжетной остановки в действии оперы. Моцарт же придал им смысловую насыщенность, и они стали полноценными двигателями сюжета. Это сыграло огромную роль в развитии жанра, и во многом повлияло на подход других авторов.

  • Несмотря на то, что премьера оперы состоялась в Вене, в первом составе исполнителей не было ни одного австрийца или немца. Тогда на оперной сцене господствовали другие нации, а сам Моцарт высказался об этом так: «Сегодня немецких певиц и певцов можно пересчитать по десяти пальцам рук».
  • Во время премьеры в Императорском театре восторг публики был таким бурным, что артистов многократно вызывали на бис, и они успели заметно устать. Император был недоволен этим и запретил бисирование в дальнейшем, чтобы избежать возможного вреда здоровью артистов. Кроме того, ему не понравился тот факт, что артистам пришлось вокально «соперничать» с непривычно громко и выразительно играющим оркестром.
  • В Российской империи оперу долго не могли поставить, так как царская цензура с неодобрением относилась к пьесам Бомарше, высмеивавшим зазнавшуюся аристократию. Первая постановка состоялась только в 1815 году в Петербурге, в исполнении немецкой труппы.
  • До 1875 года «Женитьба Фигаро» в Российской империи исполнялась на языке оригинала, но потом Чайковский перевел ее на русский язык, попутно отредактировав некоторые речитативы. Долгое время после этого опера исполнялась именно в таком варианте.

Источник: operaguide.ru

Два оперных Фигаро: как не перепутать?

фигаро опера моцарт россини ария

Вообще-то их не два, а гораздо больше: как минимум, шесть или семь, по числу опер, написанных на сюжет популярнейшей комедии Бомарше.

Она состоит из трёх отдельных пьес: «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность», Безумный день или Женитьба Фигаро» и «Преступная мать». Главный герой всех трёх — Фигаро.

История оперных Фигаро началась, кстати, в Петербурге. Здесь итальянский композитор (на службе у Екатерины II) Джованни Паизиелло написал первую оперу на сюжет Бомарше — «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность».

Когда-то она была сверх популярна, но сейчас ставится крайне редко. Бурный успех оперы Россини на тот же сюжет положил конец её сценической истории.

Так что теперь публика знает только двух оперных Фигаро.

1. Тот, который цирюльник (Россини)

Этот сообразительный и весёлый парикмахер — из оперы Россини «Севильский цирюльник».

Чтобы его новую оперу не путали с «Севильским цирюльником » Паизиелло, Россини назвал её «Альмавива или Тщетная предосторожность». И только когда Паизиелло умер, он поменял название на «Севильского цирюльника».

Своей личной жизни у Фигаро, по-видимому, нет, но он не унывает и действует в интересах старого знакомого графа Альмавивы. А интересы графа заключаются в том, чтобы жениться на хорошенькой и богатой красавице Розине, которую держит под замком старый доктор Бартоло. Благодаря изобретательному и верному Фигаро всё у него получается.

В этой опере у Фигаро только одна ария. Но зато какая! Эта знаменитая Каватина в первом действии — просто фонтан энергии. Посмотреть и послушать можно здесь —

2. Тот, который слуга (Моцарт)

Это тот же Фигаро, но в другой период своей жизни. Для своей оперы «Свадьба Фигаро» (она была написана на 30 лет раньше россиниевской) Моцарт воспользовался второй частью трилогии Бомарше.

Здесь уже продолжение вышеизложенной истории. Граф три года как женат на Розине, а Фигаро — его личный слуга. Теперь уже Фигаро собирается жениться (на служанке Сюзанне). А неблагодарный Граф хочет заполучить его невесту себе в любовницы, но ничего у него не получается.

Моцартовский Фигаро отличается от россиниевского как влюблённый жених от расторопного брачного агента. от влюблённого жениха. Он как-то человечнее, что ли.

Одна из трёх арий Фигаро в этой опере была необыкновенно популярна с самой премьеры.

Она обращена к Керубино — пажу графини, который отправляется на службу в армию. Поэтому в ней такой бодрый маршевый мотивчик. Фигаро явно рад тому, что этот мальчишка не будет больше крутиться возле его Сюзанны.

Кстати, русский перевод либретто этой оперы сделал Чайковский, который почитал Моцарта как Бога.

Источник: kultspargalka.ru

Оцените статью
Добавить комментарий