Описание картины шибанова празднество свадебного договора

На этой картине художник изобразил старинный торжественный обряд – сговор (рукобитье, обручение), во время которого заключался договор между семьями жениха и невесты о будущем брачном союзе.

Этот обряд проводился через несколько дней после сватовства. Невесту одевали в лучшие наряды и показывали родителям жениха, после чего обсуждали дату свадьбы, предстоящие расходы, количество подарков, приданое и другие вопросы.

На переднем плане картины художник изобразил молодую невесту, стоящую возле накрытого стола. Крестьянка и её родственники одеты в традиционные праздничные костюмы: женщины в нарядных платьях и сарафанах, мужчины — в суконных зипунах. Мастер очень точно и реалистично выписал и сами наряды, и характер вышивки и даже виды тканей.

Все герои картины тоже реальные люди — это жители села Татарова в Суздальской провинции, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста.

«Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов», — гласит подпись.

Шедевры русской живописи. Празднество свадебного договора.

Глядя на эту картину, хорошо бросается в глаза тот факт, что крестьяне в Суздальской провинции жили очень даже неплохо, несмотря на то, что картина написана во времена крепостного права.

Оригинальная картина маслом на холсте размером 199,9 х 244 см в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Источник: dzen.ru

LiveInternetLiveInternet

  • Перейти к приложению ОткрыткиОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукойВсегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ruСкачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Перейти к приложению Я - фотографЯ — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 04.07.2013
Записей: 69712
Комментариев: 125815
Написано: 292492

История картины «Празднество свадебного договора», Михаил Шибанов

Михаил Шибанов «Празднество свадебного договора»,1777г. Холст, масло. Размер: 199×244 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сочинение по картине М Шибанова «Празднество свадебного договор

О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: «Сговор состоит в обменивании колец, и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим».

Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова. Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея.

На голове–девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой – жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.

Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия.

В левой части картины – стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом — четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц.

Свет в картине ярко выделяет центральную группу (жениха и невесту) и постепенно рассеивается в правой половине композиции; вся левая часть ее затенена, и только на лицах мерцают слабые блики. Этим приемом художник добился того, что внимание зрителей сосредоточивается на основных персонажах.

С уверенным и безупречным мастерством написаны ткани одежд. Их цвет и фактура переданы с такой точностью, которая позволяет распознать даже сорт материи. Цветовое разнообразие одежд приведено в картине к тонкой колористической гамме, к декоративному единству, хорошо передающему ощущение праздничности и торжественности совершающегося обряда.
Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены, продиктованное безукоризненным знанием крестьянского быта, отнюдь не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи – создания правдивых и жизненных образов.

Реалистическое мастерство Шибанова вдохновлено глубокой и подлинной любовью к народу. Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера – мужество и душевное благородство, сознание собственного достоинства, светлый, оптимистический взгляд на жизнь. Характеристики Шибанова выразительны и метки. Особенно привлекателен образ жениха, молодого крестьянского парня, с любовью глядящего на невесту. В его мужественной красоте нет ничего кричащего, вызывающего, весь его облик отмечен проникновенной серьезностью и величавым спокойствием.
С большой тонкостью раскрывается центральная психологическая тема картины – душевные переживания невесты. Лицо ее бледно, поза кажется несвободной и не совсем естественной; но за этой внешней принужденностью чувствуется глубокое внутреннее напряжение, едва сдерживаемое волнение, вполне понятное у крестьянской девушки, вступающей в новую жизнь.

Подлинной поэзией овеяны старческие образы, созданные Шибановым. С большой художественной силой написана величественная голова седого крестьянина, отца невесты. Примечателен по своей выразительности и жизненной правде образ старой крестьянки в правой части композиции. Это, бесспорно, один из самых глубоких и вместе с тем демократических образов в русском искусстве XVIII века. Дарование портретиста-психолога, с такой силой раскрывшееся в позднейшем творчестве Шибанова, отчетливо проявляется уже здесь.

Но, наряду с чертами острого и проникновенного реализма, в «Празднестве свадебного договора», несомненно, присутствуют и черты идеализации крестьянского быта. Они находят свое воплощение в декоративном строе самой композиции, в подчеркивании элементов торжественности и праздничности, пронизывающих всю картину Шибанова.
Довольство и даже зажиточность изображенной им семьи отнюдь не типичны для русской деревни XVIII века. Мы знаем, что положение крепостного крестьянства в екатерининское время было поистине ужасающим. Жизнь крестьянина проходила в нищете, в условиях чудовищного угнетения, и Шибанов, сам крепостной, мог знать об этом лучше, чем кто бы то ни было. А между тем, картина Шибанова может создать совершенно иные, ошибочные представления об условиях жизни изображенной им социальной среды.

Как это могло случиться? Почему художник-реалист, изображая крестьянскую жизнь, не отметил в ней самого главного, определяющего?

Некоторые исследователи выдвигали предположение, что в шибановской картине изображены не крепостные, а так называемые государственные крестьяне, которых было довольно много именно в окрестностях Суздаля. Жизнь их была, конечно, несколько более легкой сравнительно с нищенским существованием крепостных. Но, думается, разгадку этого нужно искать в реальных исторических условиях русской действительности XVIII века.

Картина Шибанова написана всего через три года после трагического окончания грозной крестьянской войны, возглавленной Пугачевым. В памяти русского общества были еще вполне свежи свирепые репрессии и казни, обрушившиеся на всех причастных к крестьянскому движению. В эти годы сказать правду о страшной крепостной действительности – значило бы открыто поставить себя в ряды пугачевцев. Вспомним о жестоких репрессиях, постигших много лет спустя А. Н. Радищева за его правдивую книгу.

Картина Шибанова не принадлежит, конечно, к этому типу фальшивых изображений крестьянской жизни. Она слишком правдива по своим образам, по своему психологическому содержанию. Но полной правды Шибанов не решился сказать, и это, бесспорно, снижает познавательную ценность его работы. Он намеренно выбрал праздничную тему, за которой как бы скрыты противоречия и страшные стороны крестьянского быта.

И все же, несмотря на этот существенный недостаток, историко-художественное значение шибановской картины остается очень большим.
Шибанов выступил как смелый новатор, прокладывающий пути искусства в никем еще не затронутой области. Русский крестьянин стал героем художественного произведения впервые именно в творчестве Шибанова.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 28 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

Описание картины Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора»

Описание картины Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора»

Михаил Шибанов- крепостной художник XVIII века и один из основоположников крестьянского бытового жанра в русской живописи. Картины «Празднество брачного договора» и «Крестьянский обед» принесли ему славу и признание. Здесь мы рассмотрим первую из них.

Сюжет картины отражает торжественность события

Жених и невеста, их родственники и соседи собрались, чтобы скрепить союз двух молодых людей. Все любуются нарядной невестой, а она стоит, скромно отведя глаза. На девушке национальный свадебный костюм – длинный парчовый сарафан с золотистым узором, цветастая душегрейка и расшитый платок, покрывающий голову. На ней богатые украшения, но в руке она слабо сжимает платок, пытаясь скрыть волнение.

Жених же напротив, весел и спокоен. Он с трепетом смотрит на невесту и бережно держит руку девушки.

В избе царит атмосфера праздника. Нарядно одетые женщины радостно переговариваются. Мужчины же восседают за столом, уставленным угощениями. Один из них произносит речь, обращаясь к жениху и невесте. Остальные приглашенные теснятся позади.

Из-за дверной ширмы прибывают все новые и новые гости, чтобы поздравить молодых.

Впервые именно М. Шибанов поместил в центр творчества крестьянина, показав жизнь обычного человека. В своем искусстве он отвел особое место созданию образа русского человека: мужественного, честного, достойного.

На обратной стороне картины была обнаружена подпись художника, в которой он объясняет выбор данного сюжета и место его написания. Шибанов вообще имел обыкновение оставлять пометки на оборотах своих полотен, что свидетельствует о том, что ему пришлось много поездить. Ему довелось побывать и в бедных крестьянских избах и в пышном царском дворце Екатерины II.

«Празднество свадебного договора» – самое крупное полотно Михаила Шибанова (199×244). Долгое время после смерти художника, картина хранилась у Ф. П. Макеровского, затем у его потомков, и лишь потом была выкуплена Советом галереи. На данный момент картина занимает почетное место в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: muzei.club

Оцените статью
Добавить комментарий