Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» — шедевром русского оперного искусства. и оперных голосах
Задачи урока:
— Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
— Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
— Развивать творческие способности и мышление учащихся
— Развивать позитивное отношение к классической музыки
— Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие
Форма урока: Урок-путешествие. Поставлена цель. задачи. Имеется музыкальный материал , расписан ход урока.
Музыкальное приветствие. Беседа о музыке входа. Исполнение.
Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.
— Ребята, кто из вас был в театре?
— А в музыкальном театре?
Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
The Bartered Bride (Prodaná Nevěsta) — 1866 Opera by Smetana with English Captions
— Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать? Сказку.
— Конечно, очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
— Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
Послушайте литературную загадку:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
— Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Оценить 245 0
Содержимое разработки
Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Форма урока: Урок-путешествие
Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» — шедевром русского оперного искусства. и оперных голосах
Задачи урока:
— Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
— Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
— Развивать творческие способности и мышление учащихся
— Развивать позитивное отношение к классической музыки
— Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Р. Вагнер — опера Лоэнгрин — часть 1 (русские субтитры)
Планируемые результаты
-Познакомиться с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.
-Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.
-Освоить понятия: опера, солист, хор, увертюра-финал.
-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.
-метапредметные :
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки
— познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы.
-регулятивныеУУД: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.
-коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.
Оборудование урока: музыкальный центр, синтезатор, мультимедиа
Художественный материал урока: портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Тип урока: открытие новых знаний.
1. «Добрые сказки» – исполнение, вход
2. Марш Черномора — слушание
3. «Каватина Людмилы» — слушание
4. «Приходи сказка» — разучивание.
5. «Слава великим богам» — слушание
Музыкальное приветствие. Беседа о музыке входа. Исполнение.
Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.
— Ребята, кто из вас был в театре?
— А в музыкальном театре?
Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
— Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать? Сказку.
— Конечно, очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
— Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
Послушайте литературную загадку:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
— Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
(Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3
— Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку.
А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?
Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки.
слушание увертюры — фрагмент
Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.
А что же такое увертюра? Увертюра – это вступление к опере или к балету. Слайд 8
Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
А кто мне может сказать, что такое опера?
Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.
— Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).
А что делают художники в театре? Декорации, грим, костюмы.
— Что делают музыканты в оркестре? Играют на музыкальных инструментах.
-А что делают писатели, поэты? Пишут рассказы, сказки, стихи.
— А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.
В переводе с итальянского либретто — это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10
— Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Без музыки.
— Кто исполняет музыку? оркестр.
— Какой оркестр, как он называется? Симфонический.
— Оркестр не только помогает пению и отвечает за красоту и выразительность музыки, а также звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всей оперы.
— Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.
Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Давайте представим себе, какими голосами могут исполнять свои АРИИ ПЕСНИ герои оперы. Итак. главный герой Руслан.
— Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11
(звучит ария).
— Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?
Музыка рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает его внутренний мир.
— Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это — небольшая лирическая ария. слайд
Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.
(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)
— Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?
— Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.
— Чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – послушайте загадку.
Уже колдун под облаками;
Hа бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
— Какого колдуна описала нам загадка? Черномора
— Правильно, а кто такой Черномор? злодей
-Он настоящий или сказочный герой? сказочный
— Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун? Он коварный, хитрый.
— В чем его волшебная сила?
злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.
-А что произойдет, если ему отрубить бороду?
Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным
Сейчас мы послушаем «Марш Черномора».Слайд 13
Слушание «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-Какой характер прозвучавшей музыки? громкая, грозная, страшная
Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)
А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним, для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром.
(игра «Я дирижер» под «Марш Черномора»)
-Почему ваши жесты были разными?
Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется, появляются насмешливые интонации (ведь Черномор — это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).
Так как мы сегодня с вами на уроке говорили о сказке, о сказочных героях, предлагаю вам закончить наш урок песней «Приходи сказка».
О чем эта песня?
Вокально-хоровая работа
Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.
(разучивание и исполнение первого куплета песни)
— С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
— Мы сегодня с вами побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями, назовите их.
Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.
Источник: www.prodlenka.org
Опера «Руслан и Людмила»
методическая разработка по музыке (4 класс)
— Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Метапредметные умения ( УУД), которые будут формироваться в ходе урока
— принимать и удерживать учебные задачи;
— включаться в процесс решения поставленных задач.
— учатся понимать особенности музыкального театра.
— анализ и обобщение полученных ранее знаний.
— Умение слышать, слушать и понимать окружающих;
— участвовать в коллективном исполнении.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная.
— объяснительно — иллюстративный (изложение материала);
— практический (отработка навыков);
— исследовательский (выявление общих характеристик в музыке и литературе, анализ результатов)
Основные понятия, термины:
ария, увертюра, каватина, сопрано, баритон.
Оборудование и материалы :
Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
Хрестоматия «Музыка. 3 класс».
Фонохрестоматия. 3 класс.
Карточки с новыми терминами.
портрет композитора М.И.Глинки.
— Перед тем как мы начнём я предлагаю вам решить небольшой кроссворд.
1. Большая группа музыкантов-исполнителей?
2. Стихотворное произведение для пения?
3. Как называется площадка, на которой происходит действие в спектакле?
4. Как называют ритмичные и пластические движения?
5. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия?
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?
— А в музыкальном театре?
— С чего же начинается театр? (с вешалки).
— Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.
(слушаем фрагмент увертюры)
— Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?(Антракт.)
— Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? (Декорации, грим, костюмы.)
— Оперные артисты?(играют и поют.)
— Что делают музыканты в оркестре?(Играют на музыкальных инструментах.)
— А что делают писатели, поэты? (Пишут рассказы, сказки, стихи.)
— А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать).
Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Напомню сюжет: храбрый Руслан вместе с другими витязями отправляется на поиски Людмилы, которую похитил злой волшебник Черномор. Людмила – дочь киевского князя Владимира. В опере Глинка дал ему имя «Светозар».
Глинка, вдохновленный поэмой – сказкой великого Пушкина написал литературный текст к музыкальному спектаклю (опере ) немного изменив сюжет: наделил новыми именами героев, включил в оперу еще одного витязя Ратмира, соперника Руслана, Гориславу – женский образ. В поэме есть персонажи, роль которых в опере становится более значительной, — это Баян и Горислава.
Баян, необходимая фигура княжеского пира, у Пушкина обрисован несколькими стихами, у Глинки же он стоит в центре интродукции (начало оперы). Его песни, помимо определенного смыслового значения, придают опере эпический, былинный колорит.
Неведомую пастушку, которой увлекся юный Ратмир, Глинка превратил в Гориславу — драматический образ страстно любящей женщины, странствующей по чужим странам в поисках любимого. Так создается в опере лирико-драматическая линия Горислава-Ратмир, противопоставленная лирико-эпической линии — Людмила-Руслан. Действие происходит в Киеве – столице Древней Руси.
Весь сюжет подчинён былинным повествованиям. Напомню. Былина – от слова Быль, что было в древности в нашей стране – Древней Руси 9-12 века. Глинка использовал сказку для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви, для правдивого воплощения русских народных образов.
— Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?( Без музыки.)
— Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается.
Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оп.»Руслан и Людмила» (звучит ария). — Какая музыка по характеру?
Какие думы она на вас наводит?
— Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.
— Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?(Симфонический.)
— Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.
— Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже.
Слушайте (звучит «Марш Черномора).
— Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? (Хор.)
— Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Сейчас мы с вами разучим мелодию этого хора (разучивание хора). Хор играет в опере большую роль.
— Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?(Празднично, радостно, торжественно.)
— Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).
— Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».
Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.
Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников. Итог урока.
— С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.
Источник: nsportal.ru
Конспект урока музыки «Опера М.И. Глинка «Руслан и Людмила».
Конспект написан в виде технологической карты, имеет этапы урока, соответствующие системно деятельностному подходу при проведении уроков.
28 июня 2020 Малыгина Юлия Леонидовна
4754 302 0 0
Содержимое публикации
Предмет: музыка
Ф.И.О: Малыгина Юлия Леонидовна
Тема: Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Образовательные ресурсы:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель: учить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки.
обучающая: обеспечить усвоение понятий: партитура, увертюра, финал;
развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова — изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
· Ученик узнает, что такое «партитура», «увертюра», «финал».
· Ученик научится проводить сравнительный анализ музыки.
Личностные:
· Развивать интерес к музыке;
·Побуждение эмоционального отклика на музыкальные произведения.
Метапредметные:
· Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач.
· Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать окружающих; участвовать в коллективном исполнении; слушать и слышать другого.
· Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Этап урока и его цель.
Примерное время проведения.
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.
Здороваются с учителем. Проверяют свою готовность к уроку. Садятся на свои места.
На доску выноситься изображение кота из произведения А.С. Пушкина.
Ребята, сегодня к нам на урок пришел кот, но не простой, а ученый. Он из произведения одного известного писателя.
Из какой сказки он?
Кто является автором ее?
Смотрят на доску. Вспоминают автора данных слов.
-Автором является Александр Сергеевич Пушкин.
3. Выявление места и
Фронтальная работа с классом на определение темы, цели задач урока.
Ребята, какую тему вы начали изучать на прошлом урок?
Сегодня мы продолжим изучать, и тема нашего урока будет звучать так « Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»».
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
-На прошлом уроке мы начали изучать оперу «Руслан и Людмила».
-Цель:знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
Кот-ученый перепутал задачи. Посмотрите на доску. Расставьте задачи в нужном порядке.
Коту очень интересно узнать новые слова, которые он не знал, и чем же закончилась опера. Поэтому скорее мы с вами отправляемся в театр, чтобы ответить ученому-коту на вопросы.
1. Знакомство с понятиями «Увертюра», «Финал», «Партитура».
2.Узнать окончание оперы «Руслан и Людмила»
3.Разучить песню «Спор».
5.Реализация построенного проекта.
Образы главных героев
Работа в парах на определение понятия
Фронтальная работа
(Нотный стан вынести на доску)
Скажите, пожалуйста, кто же является главными героями оперы «Руслан и Людмила»
А каковы образы этих героев?
Прочитайте первую задачу урока.
Ребята, представьте, что вы находитесь в зрительном зале. Ожидаете начало оперы. И вдруг заиграло какое-то музыкальное произведение. Вы думаете, что уже началась опера, а на самом деле нет. Как вы думаете, что же это за такое музыкальное произведение?
Для этого я предлагаю вам объединиться в пары. Какие правила работы в паре вызнаете?
У вас на столах есть карточки. Вам необходимо выбрать одно из определений, которое подходит под определение слова «Увертюра».
Посмотрите на доску, там расположились разные определения, которые есть и у вас на карточках. Так что же такое увертюра?
Увертюры пишутся к театральным спектаклям, таким как опера, балет. Но пишутся, они в тетрадях, в которых пишите вы. И пишутся они не буквами и цифрами. Все музыкальные произведения пишутся на нотном стане ( нотный стан – это набор параллельных горизонтальных линий ( нотных линеек), на которых и между которыми записываются ноты) , ( ноты – это графическое обозначение звука музыкального произведения) . А все вместе это называется – партитура.
Увертюра(1:30) была написана и к опере «Руслан и Людмила». Предлагаю послушать ее и ответить на вопросы:
1. Каков характер произведения?
2. Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
Ребята, здесь присутствуют три образа. Это Образ Людмилы, Руслана и Черномора.
Предлагаю еще раз прослушать данную увертюру и поднять руку мальчикам, когда, по вашему, мнению, будет звучать музыка Руслана, девочкам поднять руку – когда музыка Людмилы, а я подниму руку – когда музыка Черномора(0:48).
Какую задачу мы с вами выполнили?