Кто является автором оперы свадьба фигаро

Пьеса была написана в 1779 году французским драматургом Пьером-Огюстеном Бомарше. Первое время автор читал ее в салонах, что позволило произведению заработать небольшую известность.

В начальном варианте действие пьесы происходило во Франции. Однако король страны Людовик XVI запретил комедию, так как считал неподобающим представлять широкой публике пьесу, осуждающую французскую буржуазию. Бомарше изменил место действия картины, события были перенесены в Испанию. После этого король разрешил постановку пьесы в театрах Франции.

На вершине своей славы пьеса оказалась после того, как великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт в 1786 году написал музыку к опере «Свадьба Фигаро» («Le nozze di figaro»). Арии персонажей исполняли самые известные оперные певцы и певицы мира.

Примечательно, что еще до написания Моцартом оперы, императрица Екатерина II очень была заинтересована в получении и прочтении текста пьесы на русском языке. В 1782 г. Бомарше лично прочитал свое произведение наследнику русского престола Павлу I, который под вымышленным именем путешествовал по европейским странам.

К премьере оперы Свадьба Фигаро

Главные герои и их характеристика

Самым главным персонажем комедии является Фигаро. Это мужчина из низшего сословия, занимается сочинительством, что часто отвлекает его от работы, которая приносит ему материальный доход.

После очередного увольнения, приезжает на родину в Мадрид, где устраивается на работу цирюльником, параллельно подрабатывает лекарем. На момент повествования пьесы является камердинером графа.

Второстепенные персонажи

  • Керубино – паж в замке графа и графини. Немного наивный и глуповатый молодой человек. Поклонник графини.
  • Дон Базилио – преподаватель музыки и пения.
  • Дон Курцио – городской судья.
  • Бартоло – севильский доктор.
  • Марселина – работает у Бартоло, является его ключницей.

Сюжет пьесы охватывает небольшой промежуток времени – одни сутки, однако за это время случается очень много безумных, порой комичных событий.

Фигаро всегда был правой рукой и самым близким помощником графа. Однако в последнее время впал в немилость. Причиной чего является скорая женитьба слуги на девушке Сюзанне, которая тоже работает в замке графа.

Ничего не предвещает беды, пока девушка не признается жениху, что граф задумал восстановить право сеньора на девственность будущей невесты. Помимо этого хозяин хочет лишить ее приданого. Фигаро в недоумении, ему с трудом верится, что граф способен на такое.

Он очень огорчен низким поступком хозяина. Также он узнает, что граф намерен отослать своего некогда доверенного слугу в Лондон и навещать его молодую жену, пока Фигаро будет в отъезде. Главный герой обещает своей любимой и испуганной невесте, что проучит Альмавива.

Помимо сластолюбивого графа, свадьба оказывается под угрозой еще из-за двух персонажей – старика Бартоло и его служанки Марселины. Именно у старого доктора когда-то Альмавива с помощью Фигаро отбил свою настоящую жену Розину.

Сумерки богов. ЛЕКЦИЯ «СВАДЬБА ФИГАРО»

Марселина угрожает, что подаст в суд на Фигаро. Она хочет, чтобы тот или женился на ней, или отдал денежный долг. Марселина безумно влюблена в Фигаро, в прошлом имела от своего хозяина Бартоло ребенка, которого украли в младенчестве.

Главный герой понимает, что на этот раз граф не поддержит его и перейдет на сторону врача и его домоправительницы. Граф безумно любил свою жену в самом начале женитьбы, однако сейчас охладел к ней и стал посещать других женщин.

Несмотря на ревность, графиня не чувствует себя совсем покинутой, так как имеет молодого поклонника Керубино. Юноша молод и красив, понимает свою привлекательность и то, какое впечатление оказывает он на женщин.

Граф, уставший от проказ подростка пажа Керубино, собирается отправить его к матери. Юноша ищет сострадания и идет к Сюзанне. Во время их разговора к девушке приходит хозяин, а юноша еле успевает спрятаться за кресло. Альмавива предлагает молодой горничной деньги в обмен на интимную встречу перед свадьбой.

Вдруг собеседники за дверью слышат голос учителя музыки дона Базилио. Граф прячется за кресло, за которым уже находится Керубино. Юноша выбегает и прячется в кресле, а Сюзанна закрывает его платьем. Базилио рассказывает о похождениях пажа, отчего взбешенный Альмавив тут же уводит юношу домой.

В это время Фигаро с селянами приходят к замку благодарить хозяина за отмену права на девственность невесты. Графу приходится перед большим количеством народа подтвердить это. Обхитренный Альмавив решает поддержать на предстоящем суде Марселину.

Фигаро анонимно отправляет записку, что на предстоящем балу некий поклонник попытается встретиться с графиней. Герой считает, что сможет этим отвлечь Альмавива от своей свадьбы. Чтобы отвлечь Марселину, будущие молодожены решают отправить переодетого в девушку Керубино на свидание с графом.

Граф появляется раньше назначенного времени, а полураздетый паж прячется в уборной. Графиня открывает дверь комнаты и впускает мужа, тот, услышав копошение в ванной, грозит выломать дверь. Однако жене удается отвлечь мужа и за это время Сюзанна занимает место юноши.

Женщины и Фигаро признаются, что решили разыграть графа запиской, но появляется садовник и сообщает о мужчине, упавшем из окна графини на клумбы.

Появляется Марселина и требует суда над Фигаро. Тот сообщает, что не женится на домоправительнице Бартоло, так как происходит из дворян и в детстве его выкрали цыгане. Марселина бросается ему на шею, так как узнает в нем своего потерянного ребенка.

Графиня, недовольная из-за ревности мужа, решает его проучить. Сюзанна под диктовку Розанны пишет Альмавиву анонимную записку о встрече в саду. Фигаро, не понимая задумки, начинает сильно ревновать свою невесту, проклинает свою несчастную судьбу и предательство любимой девушки.

Фигаро приходит на место встречи, отмеченное в записке, и прячется. Он и не предполагает, что недалеко затаилась Сюзанна в платье графини. После прибывают граф и графиня в одежде Сюзанны. Клубок недоразумений распутывается и долгий день заканчивается весельем и большим праздником.

Анализ произведения

Пьеса Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» написана в жанре комедии. Музыкальное произведение Моцарта «Свадьба Фигаро» причисляют к бытовой комической опере.

Основной и главной мыслью пьесы является то, что морального превосходство можно добиться независимо от происхождения и денег. Фигаро с самого детства надеялся только на себя, он учился сам, зарабатывал на жизнь сам. Жизнь научила его быть ловким и хитрым, что помогло в будущем вести равную борьбу с представителями буржуазии.

Произведение наглядно демонстрирует, что не нужно стесняться своего происхождения. Внутренний мир, кругозор, ум и образованность человека не зависят от его материальных благ и положения в обществе.

Источник: sprint-olympic.ru

Моцарт «Свадьба Фигаро»

МОЦАРТ «СВАДЬБА ФИГАРО». Творчество Моцарта составило целую эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры seria, buffa, зингшпиль. Три оперы buffa — «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины» — являются подлинными шедеврами.

Либретто ко всем трем сочинениям написал один и тот же поэт, блестящий и эксцентричный Лоренцо да Понте. И он, и сам Моцарт не слишком почитали тогдашние строгие нравы. Для первого совместного произведения «Женитьба Фигаро» они использовали пьесу французского автора Бомарше, герои которой не только вытянули из хозяина все возможное, но и завоевали зрительские симпатии.

Опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году, стала пиком славы Моцарта. Вот что писал тенор Михаэль Келли, певший в первом представлении оперы: «Я никогда не забуду это воодушевленное выражение лица, загорающегося искрами гениальности, описать это — то же самое, что и нарисовать солнечные лучи». После исполнения воинственной арии Фигаро все зрители кричали: «Браво, браво.

Маэстро! Да здравствует великий Моцарт!» «Женитьба Фигаро» стала всеобщим венским шлягером, даже посыльные насвистывали мотивы из оперы. История создания «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии П. Бомарше (первая часть — «Севильский цирюльник», 1773, — послужила основой одноименной оперы Д. Россини).

Комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 г.), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс. Моцарта «Женитьба Фигаро» привлекла не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью.

В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но Л. да Понте добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра.

Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой — получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение. Герой оперы лакей Фигаро — типичный представитель третьего сословия.

Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере реалистически обрисованы также образы задорной и нежной подруги Фигаро Сюзанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционные комические персонажи — Бартоло, Базилио и Марцелина.

К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. Сюжет В доме графа Альмавивы идут веселые свадебные приготовления.

Камердинер графа Фигаро женится на Сюзанне — служанке графини. Предстоящее торжество не радует графа: невеста приглянулась ему самому, и он не брезгует ничем, чтобы помешать свадьбе. С беспокойством рассказывает Сюзанна жениху о преследованиях графа. Всю свою ловкость, находчивость, энергию готов приложить Фигаро, чтобы расстроить козни господина.

Но у весельчака Фигаро немало врагов. Старый Бартоло до сих пор не может забыть, как ловко провел его бывший цирюльник, помогая графу жениться на его воспитаннице Розине. Стареющая ключница Марцелина мечтает женить Фигаро на себе. Оба надеются, что граф, раздосадованный неуступчивостью Сюзанны, им поможет.

Церемонными поклонами и злобными комплиментами встречает Марцелина Сюзанну. Сюзанна веселой задорно посмеивается над сварливой старухой. Появляется Керубино. Юный паж влюблен во всех женщин в замке. Он боготворит графиню, но не прочь поухаживать и за Сюзанной, к которой сейчас пришел поделиться горем — граф застал его у Барбарины, дочери садовника, и прогнал из замка.

Неожиданный приход графа вынуждает Керубино спрятаться. Граф снова умоляет Сюзанну уступить его любви, но излияния влюбленного вельможи прерываются стуком в дверь — это явился интриган Базилио. Намеки старого сплетника на любовь Керубино к графине пробуждают у графа ревность.

С возмущением рассказывает он Сюзанне и Базилио о проделках пажа и вдруг замечает спрятавшегося Керубино. Гнев графа не знает предела. Керубино получает приказ немедленно отправиться в полк. Фигаро утешает его. Графиня опечалена равнодушием мужа.

Рассказ Сюзанны о его неверности глубоко ранит ее сердце. Искренне сочувствуя своей горничной и ее жениху, графиня охотно принимает план Фигаро — вызвать графа ночью в сад и послать к нему на свидание вместо Сюзанны Керубино, переодетого в женское платье. Сюзанна тотчас же принимается наряжать пажа.

Внезапное появление графа приводит всех в смятение; Керубино прячут в соседней комнате. Удивленный смущением жены, граф требует, чтобы она открыла запертую дверь. Графиня упорно отказывается, уверяя, что там находится Сюзанна. Ревнивые подозрения графа усиливаются. Решив взломать дверь, он вместе с женой отправляется за инструментами.

Ловкая Сюзанна выпускает Керубино из его убежища. Но куда бежать? Все двери на запоре. В страхе бедный паж прыгает в окно. Возвратившийся граф находит за запертой дверью смеющуюся над его подозрениями Сюзанну. Он вынужден просить у жены прощения. Вбежавший Фигаро сообщает, что гости уже собрались. Но граф всячески оттягивает начало праздника — он ждет появления Марцелины.

Ключница предъявляет Фигаро иск: она требует, чтобы он либо вернул ей старый долг, либо женился на ней. Свадьба Фигаро и Сюзанны откладывается.

Рекомендуемые материалы

Индийская свадьба

Культура и искусство

Тайская свадьба

Культура и искусство

Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности

Культура и искусство

Величайшие дворцы Флоренции

Культура и искусство

Религиозный символ и художественный символизм

Культура и искусство

Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория

Культура и искусство

Суд решил дело в пользу Марцелины. Граф торжествует, но торжество его непродолжительно. Внезапно выясняется, что Фигаро — родной сын Марцелины и Бартоло, в детстве похищенный разбойниками. Растроганные родители Фигаро решают пожениться. Теперь предстоит отпраздновать две свадьбы.

Графиня и Сюзанна не оставили мысли проучить графа. Графиня решает сама надеть платье служанки и пойти на ночное свидание. Под ее диктовку Сюзанна пишет записку, назначая графу встречу в саду. Во время праздника Барбарина должна передать ее.

Фигаро посмеивается над своим господином, но, узнав от простушки Барбарины, что записку написала Сюзанна, начинает подозревать свою невесту в обмане. В темноте ночного сада он узнает переодетую Сюзанну, но делает вид, что принял ее за графиню. Граф не узнает свою жену, переодетую служанкой, и увлекает ее в беседку.

Увидев же Фигаро, объясняющегося в любви мнимой графине, он поднимает шум, сзывает людей, чтобы публично уличить жену в измене. На мольбы о прощении он отвечает отказом. Но тут появляется снявшая маску настоящая графиня. Граф посрамлен и просит у жены прощения.

Музыка «Свадьба Фигаро» — бытовая комическая опера, в которой Моцарту — первому в истории музыкального театра — удалось ярко и многосторонне раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновения этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии «Свадьбы Фигаро», придали гибкость, разнообразие ее оперным формам.

Особенно значительна роль ансамблей, связанных со сценическим действием, нередко свободно развивающихся. Стремительность движения, пьянящее веселье пронизывают увертюру оперы, вводящую в жизнерадостную обстановку событий «безумного дня». Увертюра написана в сонатной форме без разработки.

Стремительно бегущие вступительные пассажи, а затем главная партия в ре мажоре вызывают в представлении образ самого Фигаро, непоседливого и энергичного. Побочная партия (ля мажор) также подвижна и жизнерадостна, но присущие ей грациозность и лукавство связывают эту тему с музыкальным обликом Сюзанны. Мелодия исполняется скрипками, и это придаёт мягкость и выразительность.

Общее праздничное настроение сохраняется вплоть до конца увертюры. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» – одно из лучших произведений подобного рода. Это дало ей право на самостоятельное существование. Главный герой Фигаро (баритон) показан в опере очень разнообразно.

Арии Фигаро и ансамбли, в которых он участвует, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие. В первом же акте два следующих друг за другом дуэта Сюзанны и Фигаро привлекают изяществом; первый — радостный и безмятежный, в шутливости второго проскальзывают тревожные ноты.

Остроумие и смелость Фигаро запечатлены в каватине «Если захочет барин попрыгать», ирония которой подчеркнута танцевальным ритмом. Первый и третий раздел каватины выдержаны в жанре галантного менуэта – это мысленное учтиво-предупредительное обращение Фигаро к своему барину.

А вот средняя часть каватины рисует подлинный, без маски, портрет самого Фигаро – смелого, напористого, энергичного. Ещё более выпукло музыкальный портрет героя очерчен в его арии, завершающей первое действие. Чеканная маршевая музыка с характерными возгласами труб и ударами литавр образно передаёт картину походной солдатской жизни. Ария написана в форме рондо.

Основная маршевая тема повторяется трижды с одними и теми же словами («Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый»), а в заключение звучит у всего оркестра forte. В эпизодах появляется то лёгкая, изящная музыка, то фанфарная. Значительна в опере роль пажа Керубино. Трепетно взволнованная ария «Рассказать, объяснить не могу я» очерчивает поэтический образ влюбленного пажа.

Избыток чувств делает его речь прерывистой и возбуждённой. В то же время задержания в конце фраз придают мелодии мягкость и изящество. Трепетное, беспокойное сопровождение, быстрый темп, светлая, «солнечная» окраска музыки — всё это необычайно ярко выражает юношескую порывистость, устремлённость к счастью и радости.

В терцете выразительно переданы гнев графа, смущение Базилио, тревога Сюзанны. Второй акт начинается светлыми лирическими эпизодами. Ария графини «Бог любви» привлекает лиризмом и благородной сдержанностью чувства; пластичность и красота вокальной мелодии сочетаются в ней с тонкостью оркестрового сопровождения.

Нежности и любовного томления полна ария Керубино «Сердце волнует». Здесь взволнованность чувств пажа выражена более сдержанно. В присутствии графини Керубино испытывает некоторую робость. Выразительную мелодию сопровождает оркестр, имитируя звучание гитары Сюзанны. Здесь же, во втором акте, есть ария Сюзанны, удивившая публику того времени.

До Моцарта действие оперы происходило во время речитативов secco, а в ария статично выражались эмоции. Моцарт же переносит действие из диалогов в музыку (в ансамбли, дуэты, арии). Сюзанна одновременно поёт арию и помогает Керубино одеться в женское платье. Информация в лекции «5 — Физиология синапсов» поможет Вам.

Финал акта основан на свободном чередовании ансамблевых сцен; драматическое напряжение нарастает волнами. Вслед за бурным дуэтом графа и графини следует терцет, начинающийся насмешливыми репликами Сюзанны; живо, ярко, стремительно звучат следующие затем сцены с Фигаро.

Акт заканчивается большим ансамблем, в котором торжествующие голоса графа и его сообщников противопоставлены партиям Сюзанны, графини и Фигаро. В третьем акте выделяется дуэт графа и Сюзанны, пленяющий правдивостью и тонкостью характеристик; музыка его одновременно передает лукавство очаровательной служанки и неподдельную страсть и нежность обманутого графа.

Дуэт Сюзанны и графини выдержан в прозрачных, пастельных тонах; голоса мягко перекликаются, сопровождаемые гобоем и фаготом. Четвертый акт начинается небольшой наивно-грациозной арией Барбарины «Уронила, потеряла». Служанка графини Сюзанна находчива не менее Фигаро, она проявляет немало энергии, и только оставшись одна, может спокойно помечтать о своём женихе.

Лирическая ария Сюзанны «Приди, мой милый друг» овеяна поэзией тихой лунной ночи. Напевна не только вокальная мелодия, поют и голоса оркестра (флейта, гобой, фагот), и это придаёт арии особое очарование. Музыка как бы излучает мягкий свет. Опера заканчивается бурно и стремительно.

Музыка финала, передающая сложные чувства героев, звучит вначале приглушенно, но постепенно наполняется радостным ликованием. Поставленная впервые в Вене в 1786 году, опера «Свадьба Фигаро» вскоре завоевала мировое признание, хотя не всегда её путь был лёгок. В России опера Моцарта впервые прозвучала в 1815 году, на итальянском языке. В 1875 её перевёл П. И. Чайковский.

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

  • Silverrun и JAM
  • Электромагнитная арматура
  • 3.2. Принципы и организация сети Интернет
  • 5 — Физиология синапсов
  • Лекция 7

Свежие статьи

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Как и где студенту составить резюме?

Как и где студенту составить резюме?

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

С Новым 2023 годом!

С Новым 2023 годом!

Как студенту выбрать ноутбук и принтер?

Как студенту выбрать ноутбук и принтер?

Источник: studizba.com

Развод Фигаро и печальный конец Керубино: что стало с героями оперы Моцарта спустя 20 лет

Есть такие персонажи, жизнь которых не заканчивается со смертью их создателя. Их усыновляет человечество, точнее, другие авторы, и они продолжают жить в бесконечных сиквелах, как, например, Шерлок Холмс или Джеймс Бонд. А в опере это Фигаро.

Бомарше как композитор

Как известно, «отец» этого персонажа — французский драматург Пьер Огюстен Бомарше. Его знаменитая трилогия о Фигаро (особенно первые две части) принесла ему огромный успех при жизни и стала классикой французской драматургии.

Кроме того, она имела грандиозные культурные последствия в виде оперного шлейфа, тянущегося из восемнадцатого в двадцать первый век. На этот сюжет ещё при жизни Бомарше и после его смерти было написано больше двадцати опер. Последняя — не так давно, в 2016 году.

Кстати, первым, кто написал оперу на сюжет приключений Фигаро, был сам Бомарше. Возможно, не все знают, что в длинном списке профессий Бомарше (чем только он не занимался!) была и профессия музыканта. Он сочинял песни и мадригалы, играл на арфе и даже некоторое время учил этому искусству четырёх дочерей Людовика XV.

Жан Марк Натье. Портрет Бомарше (1755). Нотный свиток говорит о его музыкальной карьере.

В 1772 году он попробовал начать карьеру оперного композитора и написал комическую оперу о цирюльнике из Севильи, но театр не принял её. Тогда Бомарше переделал либретто в пьесу. Он назвал её «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность» и в 1775 году она с большим успехом была поставлена в Париже.

Кстати, в этой пьесе осталось много «оперных» следов. По тексту тут все поют: Фигаро появляется на сцене, «напевая», Розина поёт на уроке вокала, а граф Альмавива поёт романс Розине. Комедия прямо просилась вернуться обратно в оперный жанр.

Севильские цирюльники

И уже на следующий год после премьеры пьесы началось оперное воспроизводство этого сюжета. Правда, все эти «цирюльники» канули в лету, кроме «Севильского цирюльника» Джованни Паизиелло, написанного в 1782 году для придворного театра русской императрицы Екатерины II. Эта опера держалась в репертуаре европейских театров рекордный по тем временам срок — более тридцати лет и была очень любима публикой.

Она уступила свои позиции (не без боя) только «Севильскому цирюльнику» Россини, написанному уже в XIX веке, в 1816 году. С тех пор «Севильский цирюльник» в сознании мировой оперной аудитории связан с одним именем — Россини.

В сюжете «Севильского цирюльника» — целый набор комических ситуаций, но фабула довольно проста:

Местный цирюльник Фигаро помогает влюблённому графу Альмавиве преодолеть козни доктора Бартоло и его друга дона Базилио и добиться заключения брачного контракта с прекрасной Розиной.

«Безумный день или Женитьба Фигаро»

Спустя девять лет после премьеры «Севильского цирюльника» Бомарше поставил его продолжение — «Безумный день или Женитьба Фигаро» (1784). Это был уже не успех, а настоящий триумф.

Легендарная постановка «Безумного дня» в театре Сатиры. В роли Фигаро Андрей Миронов в последний раз вышел на сцену.

Что касается оперных последствий, то сюжет этой пьесы вдохновил только одного композитора. Зато какого! «Свадьба Фигаро» Моцарта была поставлена в Вене в 1786 году, и популярность её росла с каждым годом. Мелодии из неё пели, играли на фортепиано, под них танцевали на балах. И даже русский Фанагорийский полк генералиссимуса князя Суворова маршировал под мелодию арии Фигаро «Мальчик резвый».

Да и сам Бомарше использовал музыку из моцартовской оперы для одной из постановок своей пьесы в 1793 году, причём сам дирижировал оркестром.

В «Безумном дне или Женитьбе Фигаро» интрига сложнее.

Здесь Фигаро уже не цирюльник, а камердинер графа Альмавивы. Вечером этого «безумного» дня он собирается жениться на служанке по имени Сюзанна. Но этому стараются помешать а) граф, который тайно влюблён в Сюзанну; б) пожилая экономка Марселина, тайно влюблённая в Фигаро, и в)доктор Бартоло, который зол на Фигаро ещё со времён истории первой части.

На стороне Фигаро и Сюзанны играет графиня Розина, которая хочет наказать своего изменчивого супруга за интрижку со служанкой.

И тем и другим невольно мешает юный паж графа — пламенный Керубино, влюблённый во всех женщин замка одновременно.

Всё заканчивается благополучно: граф посрамлён, молодые идут под венец с благославения экономки Марселины и доктора Бартоло, которые, как неожиданно выясняется, приходятся Фигаро матерью и отцом.

Моцарт так и не узнал, что стало с героями его оперы после того, как Фигаро и Сюзанна сыграли свадьбу в его опере. Он умер раньше, чем Бомарше написал третью часть своей трилогии.

«Преступная мать»

Называлась она «Преступная мать или Второй Тартюф». Целых восемь лет отделяет ей от второй части. Публика ждала продолжения остроумной комедии, а получила тусклую мелодраму. Как ни рекламировал и ни продвигал Бомарше свою новую пьесу, провал был очевиден.

Её действие происходит двадцать лет спустя. Фигаро уже не тот. Ему пятьдесят и он по-прежнему камердинер. За один «безумный день» в предыдущей серии в его жизни произошло больше событий, чем за эти двадцать лет. Он чистит сапоги своему патрону и служит ему верой и правдой.

Детьми они с Сюзанной так и не обзавелись.

Зато у графа с графиней за эти двадцать лет родились два сына. Старший — кутила и мот — недавно погиб в карточной ссоре. Младший — Леон — добрый юноша и примерный сын. Но по необъяснимой причине граф питает к нему смутную неприязнь. Зато он с нежностью относится к своей воспитаннице и крестнице — Флорестине.

Флорестина и Леон любят друг друга.

Злой гений этого дома («второй Тартюф») — секретарь графа, некий господин Бежарс. Он плетёт интриги против графини и Леона, поставив целью жениться на Флорестине и завладеть состоянием графа. В результате его махинаций открывается шкаф с семейными скелетами.

К ужасу графа выясняется, что Леон — сын графини от Керубино. Она и есть «преступная мать». Графиня рыдает и кается в своём грехе: всего лишь раз она поддалась искушению, не в силах сопротивляться натиску горячо влюблённого молодого офицера (во второй части трилогии граф отправляет своего пажа служить в армию).

Alexandre-Joseph Desenne. Иллюстрация к пьесе Бомарше «Преступная мать». Сцена объяснения графа и графини.

Увы, после рождения Леона его биологический отец Керубино геройски пал в бою, перед смертью написав графине несколько прощальных строк собственной кровью.

Секрет графа тоже раскрыт: Флорестина — его родная дочь от другой женщины. Супруги со слезами раскаяния прощают друг друга. Леон и Флорестина со слезами счастья идут под венец. Злодей Бежарс разоблачён, посрамлён и изгнан с помощью Фигаро и Сюзанны.

Не очень странно, что за 150 последующих лет никто не загорелся написать оперу на этот сюжет. Первую попытку предпринял французский композитор Дариус Мийо в 1966 году («Преступная мать»). А дальше последовали ещё четыре оперы, в которых сюжет Бомарше изменён иногда до неузнаваемости. Самые известные из них — «Призраки Версаля» (1991) Джона Корильяно (США) и «Фигаро разводится» (2016) Елены Лангер (Россия-Великобритания).

Последние новости о Фигаро и других персонажах (по сюжету оперы «Фигаро разводится») такие:

В разгаре какая-то революция. Граф и графиня впали в бедность. Теперь они живут в малогабаритной квартире и не могут больше платить прислуге. Поэтому Фигаро вернулся к своей прежней профессии: он содержит парикмахерскую.

Сюзанна разочарована в своём браке, она хочет детей, но Фигаро против. Тут, как и следовало ожидать, появляется третий. Это не кто иной как Керубино. Он, как оказалось, не погиб на войне. Теперь он владелец ночного клуба, куда устраивается певицей Сюзанна. Их роман заканчивается её беременностью.

Фигаро устраивает скандал и требует развода.

Спасаясь от революционного террора, все вместе, включая графскую чету и их незаконнорожденных взрослых детей (см. «Преступную мать» Бомарше) пытаются бежать в бывшее имение графа. В темноте Фигаро стреляет и попадает в Керубино, но Сюзанна не очень расстроена, она всё же любит Фигаро. Добравшись до замка с трупом Керубино, вся компания обнаруживает, что там теперь сумасшедший дом. Им приходится симулировать безумие.

И так далее.

В оперной истории на тему Фигаро и его приключений есть ещё несколько побочных ветвей, которые к Бомарше не имеют вообще никакого отношения. Но это отдельная история.

Ещё на эту тему:

Источник: dzen.ru

Оцените статью
Добавить комментарий