В течение XX века лиро-эпическая поэма «Нарспи» вдохновляла многих известных художников и безымянных народных мастеров Чувашии. Чувашский государственный художественный музей не раз организовывал выставки произведений, посвященных поэту К.В. Иванову и его бессмертной поэме «Нарспи».
Самой представительной из них была выставка к 100-летнему юбилею поэта в мае-июне 1990 года — с обширными разделами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. Данная же выставка не имеет цели максимально полно показать все работы, связанные с именем поэта и его главным произведением, она должна лишь наметить основные направления их художественного осмысления.
Жизнь, творчество и сам образ поэта К.В. Иванова тесно связаны с развитием чувашского изобразительного искусства. Закончив Симбирскую учительскую школу, он прекрасно фотографировал и рисовал, готовился поступить в Академию художеств. Особое место на выставке занимают три живописных работы 1910-1912 гг., автором которых считается сам К.В.
Поэме Константина Иванова «Нарспи» исполнилось 115 лет
Иванов: «Сон Нарспи», «Старик» и «Портрет чувашской девушки». Все остальные произведения непосредственно связаны с образом К.В. Иванова, поэмой «Нарспи», а также неповторимой природной средой его родных мест – приуральского села Слакбаши и горы Кĕсле-Ту. Основу выставки составляет живопись — от натурных этюдов Ю.А.
Зайцева, выполненных на родине поэта в 1939-1940 гг., до сложных многофигурных композиций В.И. Агеева, Н.П. Карачарскова, П.Г. Кипарисова, А.И. Миттова, А.С. Розова и Р.Ф. Федорова. Графика представлена лишь станковой работой Николая Садюкова.
Большой интерес вызывает также скульптура (произведения С.Н. Кадикина и А. Майраслова) и декоративно-прикладное искусство (эмали Праски Витти, коврик народного мастера Екатерины Кузнецовой). Представленные произведения из фондов Чувашского государственного художественного музея — это лучшее из того, что было сделано чувашскими художниками. Они выстраиваются в своеобразный иконографический ряд и закрепляют образы К.В. Иванова и Нарспи в изобразительном искусстве Чувашии.
Источник: artmuseum.ru
Поэма Константина Иванова Нарспи это литературный и
Скачать презентацию Поэма Константина Иванова Нарспи это литературный и Виртуальный нарспи-град.ppt
- Количество слайдов: 23
Международный проект «Читаем «Нарспи»
Поэма Константина Иванова «Нарспи » это литературный и культурнохудожественный памятник, являющийся источником вдохновения поэтов, художников, композиторов, актеров и режиссеров на протяжении столетия. Это – национальное чудо, вершинный блеск дореволюционной чувашской культуры. В образе Нарспи выражен протест против бесправия человеческой личности.
Вопрос 1. 1. Какое произведение известного русского классика побудило Константина Иванова к созданию поэмы «Нарспи» ? А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» М. Ю. Лермонтов «Песня о купце Калашникове»
Ответ: М. Ю. Лермонтов «Песня о купце Калашникове» В 1997 году К. Иванов перевел поэму М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» и прочитал ее сторожу Симбирской чувашской школы. Дед рассказал поэту о своей трагической любви. Это событие подтолкнуло Константина Иванова написать поэму «Нарспи» .
Вопрос 2. 1. В каком году впервые была издана поэма «Нарспи» ? 1908 г. 1907 г. 1910 г.
Ответ В 1908 году. Поэма впервые была издана в Симбирской чувашской учительской школе в книге «Сказки и предания чуваш» в 1908 году.
Вопрос 3. Кому из известных чувашских писателей принадлежат слова: «Нарспи и Сетнер – это чувашские Ромео и Джульетта» ? Петр Хузангай Яков Ухсай Семен Эльгер
Ответ Петер Хузангай «Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Капулетти и Монтекки у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тахтаманом» .
Вопрос Головной убор чувашской замужней женщины? Хушпу Тухья Платок
Ответ Хушпу – старинный чувашский головной убор замужней женщины с усеченной конусовидной формой, украшенный монетами и бисером.
Вопрос Как звали любимую девушку Константина Иванова? Анастасия Прасковья Мария
Ответ: Прасковья
Вопрос Какой национальный инструмент сопровождал свадьбу Нарспи и Тахтаман? Гармонь Шыбыр Балалайка
Ответ Шыбыр (пузырь) – музыкальный инструмент, вид волынки.
Вопрос Какой чувашский композитор создал рок-оперу «Нарспи» ? Григорий Хирбю Николай Казаков Анатолий Никитин
Ответ Николай Казаков Новую музыкально-сценическую трактовку «Нарспи» в жанре мьюзикла (рок-оперы) в марте 2008 г Поставили композитор Н. Казаков и драматург Б. Чиндыков.
Вопрос Кто из чувашских художников иллюстрировал поэму «Нарспи» на русском языке 2008 года издания? Элли Юрьев Анатолий Миттов Праски Витти
Ответ Праски Витти – заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Чувашской Республики, проиллюстрировал поэму «Нарспи» в стиле авангардизма.
Вопрос Кто из известных писателей и поэтов Ибресинского района перевел на эрзянский язык поэму «Нарспи» Алексей Рогожин Макар Евсевьев Геннадий Кузнецов
Ответ Алексей Рогожин (псевдоним Рав) Писать литературные произведения начал с 1925 года. Автор увлекательно повествует о предреволюционных событиях в мордовском селе, о тяжелой участи мордвы, о желании участвовать в борьбе за улучшение жизни трудового народа. Занимался и переводческой деятельностью, на эрзя-мордовский перевел поэму известного чувашского поэта К. Иванова «Нарспи» (1940).
Вопрос Какому персонажу посвящены эти строки? Дед в углу латает лапоть Под единственным окном, Тихо возится с лыком И стучит кочедыком. Михедер Тахтаман Знахарь
Ответ Знахарь
«…Неполную четверть века длилась жизнь чувашского поэта, но он смог вдохнуть искру в Чувашское слово и Божию самым проложил себе путь в вечность. Свет «Нарспи– негасимый свет» » Атнер Хузангай
Источник: present5.com
Про что поэма «Нарспи»? Кто ее автор?
Повесть в стихах, стихотворная поэма или просто поэма — так называют произведение русского писателя Константина Иванова, написанное автором в конце 1908 года на чувашском языке. Произведение было переведено на 16 языков. Нарспи живет в селе Сильби в семье зажиточного человека. Ее пытаются выдать замуж по расчету за богатого старика.
У девушки есть молодой человек Сетнер из бедной семьи, которого она очень любит. Восстав против свадьбы, молодые убегают накануне свадьбы. Нарспи, в дальнейшем отравила старого жениха, а сама покончила с собой. В образе девушки Нарспи писатель выражает протест народа против морали рабства и бесправия человека. Против общества, где деньги решают все.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Источник: www.bolshoyvopros.ru