Картина художника м шибанова празднество свадебного договора сочинение

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную.

Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Александровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатерины II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов писал для частных заказчиков в Москве и Петербурге.

До наших дней дошло несколько картин, по отношению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.

Самое позднее сохранившееся свидетельство о жизни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба художника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

Историческая картина.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали родители. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и расторгнуть её было почти так же невозможно, как и брак.

Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали невесту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.

Именно этот момент и запечатлел художник. Фигуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понравилась.

Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая, согласно обычаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».

В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом приглашает молодых людей сесть рядом с родителями —. теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и традиционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.

Шедевры русской живописи. Празднество свадебного договора.

Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с любопытством глядя на происходящее.

Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что семья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал затейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда

невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.

Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучайно. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отличался от головного убора девушки.

Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватившие присутствующих. Рядом с невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на колени, молитвенно сложив руки и глядя на иконы.

По обычаю сговора, после достижения соглашения полагалось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле — вероятно, почётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена.

Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё получилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.

Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря живым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства

присутствующих составляет контраст с потемневшими стенами избы. Основные цвета в картине — коричневый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева мужчины. Это цветовое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты.

Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: красные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене иконы.

В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.

Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Художнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник: grammarian.ru

Сочинение по картине Шибанова «Празднество свадебного договора»

Картина «Празднество свадебного договора» написана Михаилом Шибановым в 1777 году. На ней изображена сцена из жизни суздальских крестьян. Художник и сам когда-то был крепостным, но благодаря таланту получил «вольную». Крестьянский быт знаком ему не понаслышке, и потому к героям своего произведения он относится с трепетом и пониманием.

На переднем плане картины – невеста и жених. Празднество, по-видимому, проходит в доме жениха. Юноша с умилением смотри на свою возлюбленную, видно, что будущая свадьба для него – исполнение мечты и большое

событие. На лице невесты – робкая радость в сочетании с печалью. Она смотрит, по-видимому, на отца жениха, который призадумался с бутылкой в руках. Возможно, вспоминает свою собственную свадьбу.

За будущими супругами стоит мать жениха. Приобняв обрученных, она с нежностью смотрит на сына. Спиной в красном зипуне сидит сват. Он хвастается соседке выгодной сделкой. В комнате много гостей, все женщины, по традиции, в головных уборах.

На столе – праздничное угощение.

Одежда персонажей прорисована в деталях. Самый красивый костюм – у невесты. На ней парчовый сарафан из разных тканей с прекрасной вышивкой, рубашка,

несколько рядов бус. На голове – перевязка, полоса расшитой традиционными узорами ткани. В те времена каждый узор имел свое собственное предназначение. Они могли нести в себе символы благополучия, здоровья, богатства, успеха и более сложные послания. Вполне вероятно, что на этой перевязке вышито пожелание успешного брака.

По одежде невесты видно, что она из зажиточной семьи. Жених тоже не беден, скорее всего, его семья – ремесленники. Сват одет в распахнутый красный зипун. Возможно, красный цвет здесь означает само течение жизни, которое привело жениха и невесту к будущему счастью.

«Празднество свадебного договора» – одно из самых известных полотен Шибанова. Кроме него, сохранилось еще пять картин, среди которых – портрет Екатерины II.
Михаил Шибанов вошел в историю русской живописи благодаря тому, что в своих картинах сохранил для нас своих героев не глянцевыми марионетками, а живыми и искренними людьми.

Источник: school-essay.ru

«Сочинение по картине»

Передо мной репродукция картины Михаила Шибанова «празднество свадебного договора», написанной им в 1777 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской Галерее. На этой картине автор изобразил старинный обряд свадебного сговора, одно из важнейших событий в жизни крестьянина. Впервые в отечественном изобразительном искусстве крестьяне были изображены не как вторичные персонажи, а как герои центрального сюжета картины.

На картине мы видим празднование внутри избы. Как тогда было принято, родственники жениха, и родственники невесты сидят в разных углах комнаты. Слева изображены сват и родственники жениха. Справа — родственники невесты. Мы можем видеть улыбающуюся старушку, держащую руки у груди — наверняка это мать невесты. По ее позе мы понимаем, что она очень взволнована.

В центре картины мы видим невесту, и бережно держащего ее за руку жениха. Невеста одета в серебристый узорчатый сарафан и золотистую с красными цветами душегрею. На голове у нее длинная фата из коновата. Жених одет в зеленоватый полукафтан с пуговицами. Поверх него — голубоватый кафтан. Сват жениха придвинулся к нему, и что — то говорит.

Позади невесты стоят деревенские красавицы в кокошниках.

Сват одет в красный суконный зипун. Около него сидит загулявший крестьянин с кружкой в руках. На столе, между женихом и невестой лежат различные кушанья, приготовленные для праздничного обеда.

Отношение Михаила Шибанова к крестьянам на его картине вовсе не негативно. Художник знает их и относится к ним уважительно, они ему симпатичны. Это потому, что (как известно из его биографии) он сам был крепостным крестьянином до 1783 года, и прекрасно знает их традиции, нравы и обряды. И заметьте, эта картина написана им в годы, когда крестьян никто не изображал.

Когда их считали чернью. Всего Михаил Шибанов написал две картины подобного содержания: эту, и «Крестьянский обед» (1774).

Мне картина Михаила Шибанова «празднество свадебного договора» понравилась, так как на ней изображен очень интересный для меня сюжет — я никогда не знал о существовании этого старинного обряда.

Источник: www.allsoch.ru

Оцените статью
Добавить комментарий