Какой обряд перед свадьбой назывался рукобитьем

В народных традициях широко известно всего несколько способов заключения брака. Один — умыкание невесты, который упоминается, в частности, «Повесть временных лет», начало 12 в.. Намного шире оно известно, как мнимое похищение, но уже по взаимной договоренности парня и девушки, или совсем самовольный уход девушки к жениху.

Следы выкупа невесты сохраняются, непосредственно, в самом обряде выкупа невесты, точнее у ее брата, с символической продажей ее косы, после приговора свата «У вас товар, у нас купец» и так далее.

Наиболее часто встречается брак путем договора двух сторон, что и находит выражение во всех церемониях всего предсвадебного сговора, прочного скрепления брачного договора, древнее рукобитье при свидетелях, дача определенного залога, громкое оглашение помолвки, письменная роспись приданого.

Публичное засвидетельствование брака с весьма широким кругом участников свадьбы и односельчан, через выставление молодых пар на всеобщее обозрение во время масленицы.

Рукобитье, фрагмент заонежского свадебного обряда

Источник: www.zdesvoprosy.ru

Русские свадебные традиции и обряды

Стилизованные свадьбы всегда вызывают интерес и больше запоминаются гостям и молодоженам. Свадьба в русском стиле всегда яркое, уникальное зрелище. Но все ли мы знаем о традициях проведения Венчания и подготовке к нему? Интересные факты в статье.

Костюмированная постановка свадьбы на Руси

Устроители свадеб отмечают рост на тематические «русские» торжества. Все чаще парам хочется проникнуться красотой и таинством национальных обрядов. И это прекрасно — традиции свадебного празднования на Руси всегда отличались красотой и широтой души. Но много ли мы о них знаем? Давайте разбираться.

Оглавление

  • Славянские свадебные традиции
  • Основные этапы свадебного обряда на Руси
  • Сватовство
  • Рукобитье
  • Сговор
  • Девичник (мальчишник)
  • Баня
  • Утро перед венчанием
  • Венчание
  • Встреча молодых
  • Свадебные столы
  • Заключение

Славянские свадебные традиции

Утро перед Венчанием

Свадьба на Руси считалась одним из главнейших праздников в народе. Точнее, не увеселительный вечер, а таинство этому предшествующее — Венчание. Оно действительно не имело ничего общего с современными бракосочетаниями, потому что носило сакральный характер — соединялись не только молодые, а два уклада семей, два мира.

Перед тем как ему свершиться, долго и тщательно готовились. Считалось, что жизнь новорожденной семьи будет удачной, если соблюдались русские свадебные традиции:

  • в свадьбе участвуют все приглашенные — нередко торжества растягивались не только на дворы в деревне, но и на несколько поселений в округе;
  • на торжестве присутствуют нищие — отрабатывалась кармическая роль на будущее;
  • есть скоморохи и другие «аниматоры» — разыгрывались смешные сценки из семейной жизни, доносились мудрости.

В большинстве свадеб не учитывалось приданое невесты, если только брак совсем не выглядел мезальянсом. Как правило, все жили более или менее равно, и степень «годности» невесты или жениха оценивалась по умению вести дом, навыкам хозяйственности, а также удачи в мужских занятиях.

«Свадебные обряды Древней Руси, или «Цыц, Варька!»

Основные этапы свадебного обряда на Руси

Перед тем как дать клятвы богу и священнику, венчанию и свадьбе предшествовали многообразные этапы. Все они очень интересны и колоритны, если повторить их в современных реалиях. Остановимся на них подробнее:

Сватовство

Сватовство

Итак, молодые давно любят друг друга (кстати, с момента первого согласия на встречи и до свадьбы не проходило много лет, свадьбу могли сыграть и на ближайший святочный праздник), пора принимать решение о воссоединении. Об этом в первую очередь сообщалось главе семейства, так как глазастые кумушки-мамушки уже обо всем догадывались. Он и принимал решение — разрешать ли сыну жениться. Обдумывание затягивалось — патриарху семейства нужно было показать свою значимость в вопросе, поэтому строго запрещалось требовать сиюминутного ответа, а то «осердится».

Когда молодой уже заручился поддержкой отца, то бежал оповестить ненаглядную, а отец шел к будущему свату на предмет выяснения согласия оного. Женщин в эти вопросы не посвящали, но они все равно ждали ответа с волнением — а ну как та сторона откажет. Обычно при благоприятном исходе, патриарх семейства приходил веселый и пьяный и сообщал семье, что согласие получено, можно и сватов засылать.

В назначенный час, о котором все уже знали заранее, но делали вид, что случившееся происходит внезапно, отец с женихом и дружкой приходил ко двору будущей родни. В дружки брали самого озорного и говорливого — он снимал прибаутками напряжение между семьями. Жених скромно хранил молчание. Звучали традиционные «у нас купец — у вас товар» и прочие речевки.

Рукобитье

Рукобитье

Когда жениха представили, наступала очередь невесты. Тут главную скрипку играла мать девушки. Именно она придирчиво задавала вопросы сватам, а затем выкидывала свои козыри — расписывала достоинства молодой, демонстрировала ее приданое. Подружки приводили невесту, разодетую в лучшие наряды, а она не смела взглянуть на будущего мужа.

В некоторых семьях при сватовстве молодая должна была показать свои кулинарные таланты, подавая на стол первому отцу мужа, жениху и гостям с его стороны. Затем также обихаживала собственную родню, и только потом удалялась в покои. Сватовство продолжалось уже за чаркой.

Рукобитьем назывался обряд при прощании сватов. Руки молодых сводились, и отцы семейств ударяли по ним рукавицей. Это официально считалось свершившейся помолвкой. Теперь расторгнуть ее — означало навлечь позор на обе семьи, и в дальнейшем создание новой в этом же селе крайне порицалось.

Сговор

Сваха и кумушки

Далее совершался сговор — начинались обсуждения об устройстве свадьбы. Сначала выбирали дату, обязательно относительно церковных праздников. Ведь есть те дни, когда венчание запрещено церковью, а также такие, что пророчили новой семье всяческие несчастья. Обычно консультировались с батюшкой, приглашая его в дом и обильно потчивая.

Проговаривались все вопросы предстоящего торжества. Обычно свадьба проходила в доме невесты, откуда ее увозили со двора. Приготовлениями занимались женщины, мужчины важно решали насущное — количество и качество (подкованность и здоровье) лошадей в упряжках, достаточность спиртного, объем приданого. Нередко, если семья жениха уже обзавелась домами для сыновей, то там заканчивались последние приготовления к приему молодых. Тянулись сговор и приготовления не один день — если свадьба намечалась на определенный сезон, например, осенью после сбора урожая, а сватовство происходило зимой, то все это время терпеливо ждали, тщательно планируя торжество.

Девичник (мальчишник)

Девичник

Отдельно следует рассказать о девичнике. Он происходил в день перед венчанием, и на него собиралось много народу — вся женская родня невесты, подруги, младшие сестры. Неприглашенные по малолетству девчонки с интересом смотрели на происходящее в окна, пока их не отгоняли. В этот вечер пелись грустные песни — больше молодая не будет гулять с подружками и веселиться на праздниках с молодежью. С девушки снимался платок, распускалась коса, а лента отдавалась младшей сестре, следующей в очереди замуж или холостой подружке.

Мужчины на этот счет не были так печальны — их посиделки проходили шумно и весело, с большим количеством спиртного. Хотя, к чести сказать, никто не напивался вусмерть, а молодому вообще было запрещено «даже губы мочить». На мальчишнике особо прислушивались даже не к отцам, а к более старшему поколению, если деды и прадеды были еще живы.

Баня

Баня перед венчанием

Проводилась в тот же день, что и мальчишник с девичником. После всех песнопений и внушений, молодых вели в баню. По отдельности, разумеется. В женской бане властвовала повитуха — она объясняла молодой ее естество и напутствовала на скорую беременность, так как обычно рождение детей происходило там же.

Мужчины парились от души под холодный квас и безалкогольные наливки — пить в бане было запрещено. Много шутили и также наставляли молодого.

Утро перед венчанием

Утро перед свадьбой

Перед приездом жениха к дому невесты отсылался гонец с подарком и возвращался с ответным. Это как бы символизировало крепость намерений. Оставалось ждать жениха и сопровождающих. До этого невесту наряжали в свадебное платье и отправляли в светелку до поры.

Жених появлялся на пороге не сразу. Сначала он должен был одарить всех встречающих — подружек невесты, ее родню. Потом выполнить условия, чтобы его пустили к невесте. То есть происходила аналогия современного выкупа. Иметь при себе медные гроши и пряники должен был даже самый бедный жених.

Венчание

Венчание

Обряд делился на две части — обручение и, собственно, само венчание. Романтические книги полны историй, где девицу выдавали замуж за нелюбимого, и истинно возлюбленный должен вот-вот явиться до того момента, когда на палец невесты уже надето кольцо. Если не успевал, то уходил несолоно хлебавши. На самом деле это лишь лавстори, так как молодые понимали значимость обряда еще на стадии сватовства, и тем более последствия позора.

После того, как кольца уже надеты на молодых, священник проводил долгий обряд с молитвами вокруг алтаря, читал псалмы о даровании молодым благ и спасения душ, наставлял. Лицо невесты все это время находилось под фатой, и традиционного поцелуя, как в современном ЗАГСе, безусловно, не было — все-таки церковь. Наконец, обряд завершен, и теперь молодые были вольны праздновать сие событие. Но оно в то время разительно отличалось от современного.

Встреча молодых

Встреча молодых

Выход из церкви сопровождался радостными возгласами зевак — не возбранялось присутствовать на территории церкви людям убогим, калекам, нищим. И для каждого из них должна была найтись полушка — мелкая денежка, платок с едой или сладостями. От того, насколько щедра пара к сирым и убогим, зависело их собственное благосостояние — раньше в это свято верили.

Далее гости на тройках ехали к дому родителей невесты. Там уже все было готово для пира. В летнее время столы накрывались на воздухе, зимой — в горницах. Снедь также заготавливали заранее, чтобы недостатка для гостей не было ни в чем — считалось дурным тоном, если гость уходил голодным. Для увеселения приглашались скоморохи с музыкальными инструментами.

Нередко в таком качестве выступали нищие — в день свадьбы их привечали в празднующих домах.

В чем же отличие? В том, что молодые никуда из-за стола не уходили. Они сидели скромно, не участвовали в дискуссиях. Даже старинная свадебная традиция кричать «Горько!» появилась много позже свадебного обряда. Наконец, главная певунья заводила грустную песню для проводов молодых в дом жениха.

Теперь это кажется смешным, однако, тогда невеста должна была рыдать и звать маменьку. Но ее крестили, сажали на телегу со скарбом и приданым, и отправляли в путь.

В покоях жениха молодых тоже не сразу оставляли наедине. Теперь потешались по-доброму над женихом, подталкивая его к спальне. Наконец, он строго выпроваживал дружек и оставался со своей нареченной. Гости же продолжали веселую попойку.

Свадебные столы

Свадебное застолье

Именно со времен древней Руси появилась традиция праздновать свадьбу три дня. Первый — Венчание. Второй — посещение родителями дома жениха. Третий — зять и гости приходили к теще на блины. Соответствующие были и столы.

При этом в первый день меню не отличалось излишествами, несмотря на возможности. Все дело в скоромности — пара только что вручила свои души Богу, следовательно, нельзя в этот день предаваться чревоугодию. Подавались овощи, постное мясо, хмельные напитки в скромных количествах — идея первого дня состояла в покорности судьбе и чистоте помыслов.

На второй же день можно было и развернуться. Теперь столы ломились от яств. Преимущественно от мясных блюд и пирогов. Из закромов доставалось «зелено вино» — крепкий алкоголь, который дозволялось пить только патриархам семейств и «бабам» — женам, — но совсем немного.

Невеста, то есть уже жена, во второй день наравне с остальными женщинами участвовала в накрытии столов и подношениях. Ее отличало от общей массы гостей только нарядная одежда. Кстати, именно по ее чистоте к концу дня и судили — хороша ли молодая в делах.

Жених, вступивший в когорту Мужчин, пил и ел наравне, вел беседы о дальнейшем будущем, уважительно, но без преклонения разговаривал с патриархами семейств. Словом, вел себя хозяином. День заканчивали поздравлениями молодых.

Третий день проводили у родителей невесты. Но молодая жена уже не присутствовала — она теперь стала «бабой» и должна была окунуться в заботы о доме. К теще приходил жених — состоявшийся молодой муж со сватом, и та старалась задобрить зятя вкусными блинами и другим угощением, чтобы любил и не обижал дочь. Помимо встречи новоиспеченных родственников и застолья, мужчины обсуждали насущные проблемы — общее ведение хозяйства, охрана полей и скота. Потому что теперь образовался новый Клан.

Заключение

Свадьба в русском стиле

Свадебные обычаи и традиции в современной России и теперь заимствованы с древних обрядов. Безусловно, не было ни одного похожего торжества даже на Руси. Но каждое всегда отличалось яркостью одежд, всеобщим весельем, песнями и колоритом. Повторить это можно, чуть меняя сценарий под собственное видение торжества.

Магазин «Свадебная одежда Милавеста» предлагает массу шикарных платьев для свадеб и венчаний, а также аксессуары к ним. Пусть ваш день станет особенным!

Источник: www.milavesta.ru

Свадебные обычаи Древней Руси

онечно, одни традиции сейчас нам кажутся смешными, другие — просто абсурдными, однако люди искренне верили, что соблюдение всех обычаев и традиций — залог долгожданного семейного счастья!

За всю долгую историю существования и развития Древней Руси накопилось огромное количество самых разнообразных свадебных традиций, обрядов и обычаев.

Сложно поверить, но на Руси какое-то время было разрешено многоженство и многомужество, а также практиковали так называемый пробный брак: невеста переселялась на определенное время в дом жениха, а свадьба праздновалась только после того, как у них родится ребенок. В том случае, если у жениха с невестой совместное житье завершалось неудачно, то свадьба отменялась, а невеста вновь переезжала в родительский дом, получая при этом вознаграждение.

До того, как править Русью стала Екатерина Вторая, свадебное платье было традиционно красного цвета. Екатерина первая надела именно белое свадебное платье. Эта традиция чтится и по сей день: невесты мечтают о белоснежном свадебном платье, которое олицетворяет искренность, чистоту и невинность.

Свадебные гуляния, как правило, проходили два-три дня, но иногда свадьбы гуляли и по целым неделям. Ранним утром самого волнительного дня — свадьбы, жених должен был отправить своей избраннице так называемую «женихову шкатулку», которая была наполнена сладостями, украшениями и принадлежностями для венчания.

Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме. Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать.

На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм. В тот транспорт (обычно повозка), на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы. Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты.

В теплые времена года (весна, лето, осень) дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей. И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось.

Само гуляние проходило в доме родителей жениха. Новобрачным запрещалось пить, а есть они могли лишь немного — это была своего рода подготовка к их первой брачной ночи. Первую ночь новоиспеченные супруги проводили, как правило, не дома (говорили, что нечистые силы насылали порчу на дом, где проходила свадьба), а в сенях или даже на сеновале.

Второй день свадьбы праздновался в доме родителей невесты, а третий праздничный день — уже в доме самих новобрачных. Жена угощала гостей блюдами, которые готовила сама, а также дарила каждому гостю вышитый своими руками рушник. Это делалось для того, чтобы гости оценили девушку как хозяйку.

Как на Руси свадьбы играли

2013/07/10
В браке
0 комментариев

В жизни человека брак — исключительное по важности событие, имеющее глубокий духовный смысл и сакральный характер. Христиане должны вступать в брак с главной целью — помочь друг другу спастись и вместе войти в Царствие Небесное. Обычно свадьбы играли в зимний мясоед (т.е. от Крещения до начала Великого поста). Говаривали: «Лето — для старанья, зима — для гулянья».

Реже свадьбы справлялись в начале лета: на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) засватают, а на Троицу обвенчают. Считалось, что если парень или девушка просидят на Красную горку дома, то неудачно женятся или вовсе останутся без семьи.

Осенью свадьбы играли обычно на Покров. К празднику Покрова оканчивались все сельскохозяйственные работы, и наступало время отдыха. Девушки усердно молились Божией Матери в праздник Ее Покрова, чтобы найти своего суженого: «Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня — платком», поэтому сам праздник считался на Руси свадебным днем.

На Руси невест выбирали родители, посоветовавшись с духовником семьи. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями.

Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т.е. неизвестная, неведомая. А «суженый» — от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и ее родителей, посылает Сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.

Крестьяне устраивали смотрины невест на играх-­хороводах, где и девушки, и парни показывали свою сноровку. Умение и выносливость узнавали также на полевых работах. Чтобы узнать, хороша ли девушка лицом, парни подглядывали ее возвращение из бани, когда на лице не было ни румян, ни сурьмы. Когда выбирали невесту, то, прежде всего, обращали внимание на то, как она работает, что умеет делать, — в семье жениха она была нужна еще и в качестве работницы. Белоручку могли и не засватать.

Сватовство было делом очень ответственным и почетным. Сват должен был хорошо разбираться в людях, уметь вести разговор, знать обычаи и быть очень благоговейным и набожным человеком — потому что он соединял судьбы людей по Божией воле. «Не выбирай невесту, а выбирай сваху», — говаривали в старину.

Войдя в дом, сваты начинали иносказательный разговор: «Мы сватами к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ль у вас стог купить, да жеребенка накормить?» Сватов усаживали за стол и, независимо от того, собирались ли отдавать дочь замуж или нет, сытно кормили и оказывали радушие. Этого требовал непреложный закон гостеприимства.

Сваты приходили тоже не с пустыми руками. Они приносили с собой хлеб (традиционный каравай) и вино. Иногда шкатулку или берестяной короб с подарками для невесты («девичьими безделицами»). Отказывали тоже не прямо, опасаясь обидеть хороших людей, а посылали их «коряки лупать», «арбуз испечь» или «чайник навесить». Иногда давали, в знак отказа, тыкву.

Согласия невесты на брак обычно не спрашивали, последнее слово всегда оставалось за отцом, и девушке приходилось смиряться и говорить родителю: «Из вашей воли не выйду». Сваты и родители невесты «били по рукам», т.е пожимали друг другу руки в знак закрепления договора о браке. Этот обряд назывался «рукобитьем» или «сговором».

После того, как девушка была просватана, отправлялись «смотреть углы» — хозяйство жениха. Особенно ценилось обилие хлеба и скота, затем — посуда и одежда. Так же осматривали приданое невесты. В него обычно входила постель (перина, одеяла, подушки), полный наряд невесты, украшения (особенно ценились янтарные бусы, нитки жемчуга и серебряные цепочки), подарки жениху и свекру (рубаха и кальсоны), подарки свекрови (нижние рубашки, ткань на сарафан, платки) и всем родственникам — полотенца собственного рукоделия. За приданым в дом невесты на второй день свадьбы приезжали свашки жениха и выкупали его у младшего брата или сестры, которые сидели на сундуке с добром и «продавали приданое».

После смотрин наступало время подготовки к свадьбе. А на русском Севере существовал очень интересный обычай «закрыванья невесты».

После совместной молитвы перед иконами зажигали свечу, и отец накидывал на голову дочери­невесты платок («фату», «фатку»), натягивал на лицо и после этого говорил: «Просватали!» Невеста пыталась задуть свечу, убегала, пыталась скрыться от отца, избежать закрыванья, но подружки ее догоняли и возвращали. Невесте полагалось причитать до самой свадьбы — то есть несколько дней. Жених приносил невесте подарки, а она долго отказывалась от них, мучая его, но, в конце концов, принимала. И после этого жених получал право поцеловать невесту.

Наконец, наступал главный день — день венчания. На Севере для невесты этот день начинался с бани. В южнорусских губерниях невеста вставала раньше всех и с подружками бежала в дом жениха, чтобы застать его в постели и надеть на него свадебную рубаху. Несколько дней от сватовства до венчания (на Севере — не более одной недели, на Юге — до целого месяца) занимали «посиделки».

Девушки­подружки каждый день сходились в доме невесты, помогая ей шить и вышивать приданое и подарки для жениха и новой родни. Иногда устраивались «вечеринки» — гулянья с играми, песнями и плясками, причем на них мог присутствовать жених и его друзья. Затем наряжали невесту и готовили ее к венцу.

Венчальная одежда была особенной. На Юге — это платье белого, розового или голубого цвета, на Севере — красный сарафан. Невеста снимала свой девичий головной убор (обычно, ленту) и отдавала младшей сестре. На голову ей надевали венок — символ чистоты и целомудрия, поэтому если женщина вторично выходила замуж, венок уже не надевала.

Фата или покрывало — непременная часть свадебного наряда, символ замужества и подчиненности женщины — мужчине. Снаряженную к венцу невесту благословляли родители. Жених также получал родительское благословение.

Затем жених со своими друзьями, на празднично украшенных телегах (летом) или санях (зимой) — это был «свадебный поезд» — отправлялся за невестой, которую ему еще предстояло выкупить. У ворот дома невесты стояли ее родня и подружки, не давая жениху и его свите прохода, пока он не заплатит выкуп. Войдя в дом, жених видел невесту сидящей под образами, а около нее — младших братьев и сестер, которые «продавали ее косу». Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой. Родители благословляли молодых, которые кланялись на все четыре стороны и отправлялись на Венчание.

На Венчание родители жениха и невесты не ездили, молодых сопровождали крестные, родственники и друзья. Чаще всего именно крестные держали венцы либо лучшие друзья. Под ноги молодым постилали то самое вышитое венчальное полотенце, которое было получено от невесты на сватовстве.

Венчальные свечи, большие и украшенные лентами и цветами, по благочестивому обычаю, зажигались от богоявленской (крещенской) свечи. Кольца перед началом таинства освящались священником в алтаре. Причем, по исконному обычаю, кольцо жениха было золотым, а невесты — серебряным.

После возвращения из церкви у дома жениха молодых встречали родители молодого супруга: отец — с иконой, мать — с караваем. Солонка с солью, венчавшая каравай, символизировала будущее благосостояние супругов. На Руси соль была редким, и потому дорогим продуктом. Молодых осыпали хмелем, деньгами, орехами и хлебными зернами. Хлебные зерна символизировали плодородие, поэтому осыпать пшеницей жену и мужа означало желать им многочадия.

Итак, в доме жениха начинался свадебный пир. Прежде всего, на столе присутствовала традиционная еда — большой, круглый свадебный каравай (курник), украшенный веточками «девьей красоты», а также «птичками» и «шишками» из теста, «лежень» — продолговатый хлеб и булочки — «шишки» и «витушки». Каравай всегда разрезала сама невеста и раздавала гостям, его нужно было съесть полностью.

Благочестивой традицией было угощать бедных и сирых, подавать милостыню. Так на молодых призывалось Божие благословение. В старину на княжеских свадьбах жениха и невесту потчевали жареными лебедями. Считалось, что лебедей могли есть только на свадьбе.

Главными действующими лицами свадебного пира, как, впрочем, и всей свадьбы, кроме жениха и невесты, были дружко («старший боярин», «шафер») и сваха («свашка», «сватка»). Дружко — главный распорядитель свадебной церемонии, должен состоять впервые в браке Помогала дружке свашка — тоже состоящая «в браке судьбы», бойкая и острая на язык женщина. Дружко и свашка исполняли обязанности, как бы теперь сказали, тамады. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Молодожены почти ничего не ели, перед ними стоял один прибор, и муж кормил молодую жену.

Непременно на столе стоял бочонок (или чашка) с медом, символизирующим сладкую супружескую жизнь. Объем бочонка доходил до нескольких литров, весь мед молодые должны были съесть после свадьбы. Отсюда и пошло название — «медовый месяц». Спиртного молодожены не пили совсем, хотя перед ними на столе стояли бутылки вина, перевязанные красной лентой. Красный цвет — традиционный свадебный цвет, на Руси он считался праздничным.

В южнорусских краях, у казаков соблюдался красивый и мудрый обычай «повивания невесты». В укромной комнате или прямо за свадебным столом две свашки (со стороны жениха и невесты) снимали с нее венок (или это делал молодой муж), заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, повязывая сверху белым платком. Девушки носили только одну косу — символ непорочности и одиночества, замужние женщины — две косы — знак того, что теперь она не одна, что она нашла свою вторую половинку.

Молодые раньше всех покидали свадебный пир. В первый раз их укладывали спать в нежилом, нетопленном покое, как бы холодно в нем ни было. Постель обычно стелила свекровь. По старинному обычаю невесте полагалось разуть молодого мужа — этим она показывала свою покорность и признавала его власть над собой.

На второй день свадебный пир справлялся в доме невесты, и все гости приносили в подарок курицу или петуха, украшенных лентами и цветами. В последующие дни вся свадебная процессия поочередно обходила всех родственников жениха и невесты, пируя в каждом доме.

Свадьба была незабываемым событием для супругов не только потому, что случалась только раз в жизни, но и потому, что в этот день стирались все сословные и имущественные различия. Жениха и невесту величали «князем» и «княгиней», потому что вступление в брак имело подобие с возведением древних князей в достоинство их власти. Какими бы бедными ни были новобрачные, на свадьбе они считались «княжеской четой», а их друзья и ближайшие родственники именовались «боярами».

В браке, освященном Божиим и родительским благословением и соответствующем традициям благочестивых предков, человек обретал полноту своего существования. Недаром говорили, что «не женат — не человек» или «холостой — полчеловека». Жизнь обретала новый смысл.

Источник: proza.ru

Оцените статью
Добавить комментарий