Какие традиции русского застолья изобразил художник боярский свадебный пир

Содержание

Описание картины Маковского «Боярский свадебный пир XVII века»

В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена.
Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века.
Его творчество можно назвать разносторонним.
Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа.

Эта картина относится к боярскому циклу и тесно связывает художника с историей.
Сам Маковский занимался коллекционированием антикварных вещей, что не могло не оставить отпечаток на его творчестве.
Очень много внимания он уделял изображению старинных вещей.

Эта картина одно из его известных произведений, она была написана 1883 году и имела колоссальный успех на выставке Антверпене.
Мы видим сводчатые хоромы, которые заполнены разнообразной посудой и кубками всяких форм.
Художник запечатлел момент празднования, когда свадебное застолье подходит к концу и выносят традиционное для того времени блюдо «Лебедь».

История и традиции Песах. Что должно быть на праздничном столе?

Критики обращали особое внимание на реалистичность изображенного события, и достоверность картины.
В своей картине художник с особым стремлением старается как можно ближе к оригиналу изобразить быт древнерусского народа, со всеми традициями и особенностями.
Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке.
С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат.
В своей картине он рассказывает нам о традициях той эпохи, как бы проводит ознакомительную экскурсию.
Меня заинтересовало его произведение, и мне более подробно захотелось узнать о том времени, как жили люди и во что верили.
Спасибо Маковскому, что предоставил мне свободу в моих мыслях и рассуждениях на тему обрядов в древней Руси.

Описание картин известных художников

Готовые сочинения по картинам известных художников

Источник: www.sochinika.ru

«Боярский цикл» Константина Маковского

Творчество и жизнь Константина Маковского (1839-1915), одного из самых талантливых отечественных живописцев второй половины XIX столетия, весьма многогранны. Однако прежде всего у широкого круга зрителей представление о нем связано с яркими картинами из жизни патриархальной Руси.

Художник стал создателем совершенно особого предметно-образного стиля, воплощенного в полотнах так называемого боярского цикла (1880–1900-е годы), столь самобытного и убедительного, что эти картины знают в различных странах.
По мнению одного из критиков начала ХХ века, Константин Маковский «…открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников».

Паоло Веронезе, «Пир в доме Левия», 1573 г.

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим «копать вглубь», но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента.

Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц «доделывать» полотно.

При этом Маковский был «актуальным» автором. Это он ввел в конце XIX столетия моду на старину. Его боярский цикл, который называли учебником русского быта, был сверхпопулярен в царской России, но попал под идеологический пресс после революции.
Сам Маковский был объявлен «вредным» художником (потому-то он и оказался забыт), его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.

— Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, — писал сам Маковский. — Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

Погиб художник вполне в духе наступившего XX века — в результате ДТП. Летом 1915 года повозка, на которой он ехал по Питеру, столкнулась с трамваем. Маковский сильно ударился головой, и медики, несмотря на несколько операций, не смогли его спасти.

Константин Маковский «За чаем» 1914; холст, масло. 75×64 см; Ульяновский областной художественный музей. https://zen.yandex.ru/media/id/5a74c00de86a9ebfce7. skogo-5a86f4095f4967c2f80fafe7

Рубрики: фэнтази
фото
картины
история
пейзажи
путешествия
музей
легенды, мифы

Метки: живопись

Процитировано 17 раз
Понравилось: 25 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

n_dank

Вернусь к своей старой теме по боярышням Маковского http://weblog.33bru.com/kommentar20296783_10.html
Речь о картине «Боярская свадьба» «Русский свадебный пир XVII века» (A Boyar Wedding Feast in the 17th Century) – картина русского художника Константина Маковского, написанная им в 1883 году, находится в коллекции музея Hillwood Estate в Вашингтоне.

Размеры картины о-го-го какие: 236,22 х 391,16 см без рамы (254,64 х 408,94 см — с рамой) . Читательницы берлинского модного журнала Der Bazar за 1887 год получили возможность оценить картину, благодаря работе талантливого гравёра — Ричарда Бренд’амура: R. Brend’amour (1831-1915) — полное имя Franz Robert Richard Brend’amour. О нем я рассказала в теме о Леди Джейн Грей: https://n-dank.livejournal.com/92668.html

Я давно подбираю и сравниваю работы художников и гравёров, весьма занимательное занятие! Разворот журнала, к сожалению, не раскрыт полностью. R. Brend’amour nach Gemälde von Proffessor K.E.Makowsky.

«В то время аристократы Петербурга увлекались постановкой «живых картин». В кружках любителей художеств Константин Егорович Маковский слыл блестящим постановщиком, умеющим воплотить в жизнь свои художественные фантазии. Александр Алексеевич Плещеев, часто встречавшийся тогда с Константином Егоровичем в клубе художников, вспоминает: «К.Е.

Маковский использовал сценою для задуманных им картин так называемые «живые». Здесь собирали лучшую публику столицы. Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого живого спектакля. Наблюдал сочетания красок, соответствие лиц с декорациями»
Известия о спектаклях у Маковских мгновенно разносились по Петербургу. Великие князья нередко обращались с просьбой повторить постановки в их дворцах, а живая картина «Боярский пир» и «Аида» были повторены в особняке А.Н. Нарышкиной для государя.» (с) Т.В. Лебедева. Сергей Маковский.

Страницы жизни и творчества.

По заранее сделанным наброскам художник воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и при помощи своей личной коллекции, в которой находилось множество исторических костюмов и предметов быта. Многим художникам этого круга была свойственна страсть коллекционирования. По воспоминаниям сына художника Сергея Маковского: «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…» (c)Татьяна Карпова. Пленники красоты. Журнал «Наше Наследие» (2005)

Фото можно увеличить.

«Выбор Константина Маковского остановился на русской старине, что очевидно, не было случайностью. В 1883* году на Всемирной выставке в Антверпене головокружительным успехом пользовалась его картина «Боярский свадебный пир», удостоенная самой высокой награды — Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник.

При работе над этой картиной художнику позировали жена, её сестра Екатерина, подруга Юлии Павловны В.Афросимова и старший сын Сергей. Картину купил американец Шуман, владелец ювелирного магазина, и, окрыленный ее успехом, заказал Маковскому еще одну работу на тему русской старины — «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».» (с) Т.В. Лебедева. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества.
*год в цитате указан ошибочно? Выставка в Бельгии проходила в 1885-ом: Weltausstellung Antwerpen 1885

Фрагмент картины.

Фрагмент картины.

Этот уголок трудно рассмотреть на репродукциях.

Подпись гравера (точнее, ксилографа): R. Brend’amour Источник: HHU.

1887 год. При описании картины Маковского прежде всего обращают внимание на пышность проводимого с колоссальным расточительством праздника, так порою в прошлые века отмечала русская знать семейные торжества. Расказывают о мастерски переданных художником эмоциях родственников и друзей, культурно-исторических деталях костюмов, утвари, мебели, роскошных столовых приборов.
Особого восторга в тексте я не вижу, пишут: картина производит приятное впечатление (wohlthuenden Eindruck).

В заметке также рассказывается об успехах ксилографии. До недавнего времени речь шла лишь о ксилографическом факсимиле, о факсимильной версии оригинала, тем более ценной, чем точнее воспроизводились детали рисунка. ( В тексте использовано то самое выражение «тютелька в тютельку»: je treuer es die Zeichnung bis auf Strich und Tüttelchen wiedergab. Тут редкое слово «Tüttelchen» означает «Kleinigkeit», «Bagatelle» до мелочей ) Теперь же появилась возможность передавать изображение с полной художественной силой.

По рассказам тётушки Вики (Tante Wiki), Третьяков хотел приобрести картину «Боярский свадебный пир», но Маковский запросил слишком высокую для коллекционера сумму в 20 тысяч рублей. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, в Москве, в Париже и в Антверпене. В августе 1885-го «Боярская свадьба» была продана за 15 тысяч долларов США (10 тысяч фунтов стерлингов, 60 тысяч рублей) американскому ювелиру Шуману. Надо заметить, весьма выгодно продана, даже сумма предложенная российским императором Александром III* выглядела несколько скромнее (*ссылка на The Mentor, 1917, с. 537.)
Какой бы популярностью не пользовалась та или иная выставка, но о наиболее интересных экспонатах не понаслышке хотелось узнать и тем, кто в силу занятости и удаленных расстояний не сумел оценить экспозицию лично.
Гравюры, литографии, ксилографии позволяли тиражировать изображения, донося информацию до массового зрителя, точнее, читателя. Транспортировка полотен такого масштаба – даже сегодня задача технически сложная и затратная, картины не слишком-то любят путешествовать, другое дело – отправить иллюстрированный журнал подписчикам. И это другое дело мастерами штрихов и тютелек XIX столетия было освоено в совершенстве. Степень совершенства я и пытаюсь рассмотреть.
Несмотря на нахваливание новых технологий, качество иллюстраций в подобных журналах ухудшалось с каждым годом по причине не столько новшеств, сколько дорогостоящей работы гравёров, настоящих мастеров своего дела становилось всё меньше. Виной тому были, конечно, фотографии, которыеиздателям обходились существенно дешевле. В 1890-ых в женских и семейных журналах публикуется достаточно много фотографий, там, где раньше работали художники и гравёры, теперь востребованы фотографы. Надо мне примеры поискать.

Почитала о судьбе картины в Америке.
«В августе 1885 г. она была приобретена американским ювелиром Чарльзом Уильямом Шуманом за 15 тысяч долл. США и до 1912 г. находилась в витрине магазина Шумана в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом.

На аукционных торгах по распродаже имущества Шумана в 1936 г. картина была продана за 2500 долларов в частную коллекцию. В 1939 г. картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и в 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли — создателем радио-шоу «Ripley’s Believe It or Not!», ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины. Во время распродажи его имущества 26 августа 1949 г. картина была продана за 2200 долларов. 18 декабря 1968 г. картина снова была продана, попав в коллекцию М. Пост, после смерти которой в 1973 г., была преподнесена в дар музею «Хиллвуд». Коллекция музея Хиллвуд собрана Маржори Мерривезер Пост (1887–1973)» (с)Tante Wiki

Источник: n-dank.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий