Какие театрализованные свадебные обряды вы знаете

После крещения Руси начала зарождаться новая культура, новые обычаи, что, безусловно, отразилось и на порядке проведения свадьбы. На протяжении нескольких веков наблюдалась интересная картина: с одной стороны борьба язычества и христианства — новая религия стремилась уничтожить все остатки старой; с другой стороны, происходило постепенное слияние двух верований, образуя новую своеобразную культуру, характерную только для Руси.

Главной переменой в вопросах бракосочетания стала необходимость освящения брака церковью, без этого брак не мог считаться заключенным. Однако в целом свадьба по-прежнему носила характер массового гуляния, со множеством развлечений, пиром, длившимся 3-4 дня, хотя и со временем приобрела больше официальных, обязательных атрибутов.

В XVI веке сложился порядок проведения свадьбы, четко регламентировавший роль каждого участника, этапы свадьбы, свадебную одежду и даже пищу. В России проведение любого праздника рознилось от местности к местности, а свадьбу вообще проводили, стараясь максимально отличиться и затмить соседей, однако сложившийся порядок, определенные обряды, ставшие уже свадебной традицией, соблюдались довольно строго.

Русские свадебные традиции

Основная масса этих обрядов сохранилась со времен языческой Руси, но были и новые, пришедшие с христианством или заимствованные у других народов. К последним можно отнести существовавшие еще в античности ритуалы, как обмен кольцами, осыпание молодоженов зерном, деньгами.

Даже традиционный русский ритуал «хлеб-соль», по мнению многих, заимствован у древних римлян, лишь слегка видоизменившись. При заключении брака одним из самых важных вопросов был имущественный.

Поскольку браки заключались, в основном, по договору между родителями молодых, любовь между женихом и невестой имела мало значения, в первую очередь оценивалось как общественное, так и материальное положение семьи. Поэтому для многих крестьянских семей рождение дочери означало серьезные траты – семья должна была многие годы во многом себе отказывать, чтобы обеспечить будущей невесте приданное. «Бесприданница» могла остаться без мужа или быть негативно принята новой семьей.

В целом свадебные обряды для славян были не просто способом проведения свадебного торжества, а определенными религиозно-магическими действиями, которые должны были подарить новой семье гармонию в отношениях, здоровье, достаток и, конечно, много детей. Помимо этого, одной из самых главных задач обряда была защита молодых от порчи и сглаза – считалось, что в такой день молодые наиболее уязвимы.

Охранять молодоженов должны были и люди и вещи: фата, например, носила функцию оберега, скрывая невесту от злых духов, которые не должны были ее узнать. Подружка невесты и друг жениха в народных поверьях «подменяют» новобрачных: одеваются сходно, находятся рядом, чтобы духи не смогли понять, кто есть кто.

Помимо этого, на свадьбе назначался специальный человек, который должен был следить, чтобы на вступающих в брак не наслали порчу, не сглазили. Нужно отметить, что соблюдение всех обрядов было обязательным лишь в случае, если брак был первым хотя бы у одного из молодоженов, свадьбы овдовевших людей проводились в упрощенном порядке.

Свадебные традиции и ритуалы народов мира

Третий брак, который в принципе был большой редкостью, проходил без венчания, так как не одобрялся церковью. Четвертый брак и вовсе был запрещен, однако дети от него все же считались полноправными наследниками. В целом Средние века на Руси можно назвать периодом становления свадебных традиций. Даже сейчас, столько столетий спустя, редкая свадьба обходится без традиционного каравая, без фаты, и уж точно сложно себе представить свадьбу без обмена кольцами. Увы, для большинства, традиционные свадебные ритуалы стали скорее театральным действом, нежели верой в их значение, но все же эти свадебные традиции продолжают существовать, являясь неотъемлемой частью русской культуры.

Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Источник: znanija.site

Билет 22. Свадебный обряд, как вид драматической игры. Основные этапы и участники.

Свадебные обряды – самые значительные по всей народной обрядности и их разработанности, и по продолжительности: они могут занимать до двух-трех недель.

1. Сватовство. Участники: родители/сваха. Ходили в темноте, дом был символичен (порог – символ перехода). Сваты садились под балку, в избах был «красный угол» — место, где установлен домашний иконостас. Чтобы сватовство было удачным, за свахой носили решето.

2. Сговор. После заключения договора начинались разговоры о финансовой стороне свадьбы. С женщины требовалось приданое, мужчина оплачивал свадьбу (это называлось «кладка»). «Отбиваться кладкой» — то есть отложить помолвку без отказа. Когда договор заключался окончательно, отцы били по рукам. В избе зажигали свечу и молились.

Молодые не играли в этом этапе важной роли.

3. Подготовка к свадьбе. Невеста-сговорёнка ходила с непокрытой головой, к ней уже никто не мог свататься. Приходят подруги и готовят приданое (наволочки, полотенца, сарафан). Невеста должна «причитать», прощаться с домом. Происходили ритуальный девичник, ритуальный поход в баню. Говорили – «потеряла девица красоту».

Фольклор – песни, причитания.

4. День свадьбы Жених едет со свадебным поЕздом. Тысяцкий (крестный, женатый) бегает с деньгами. Дружка – ведет ритуал, говорит все за жениха, когда забирают невесту. Лагунник – носит алкоголь. Со стороны невесты – подруги, замужние родственники; со стороны жениха – «свадебный поЕзд». Пиршество после венчания.

Сажали мальчика на колени, чтобы родился мальчик. Приехавших от венца жениха и невесту обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми.

5. Послесвадебные обряды. После первой брачной ночи – яичница, если жених ел кусок из середины, — невеста порочная, если с краю – нет. Били посуду. Происходило вхождение молодых в новый статус.

Несмотря на то, что к факту бракосочетания подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка, а как большой и яркий праздник. Выражение «играть свадьбу» выражает праздничность момента.

Жанровый состав свадебной поэзии.

2. Свадебные песни. Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность. Однако причитания исполнялись только до венчания, а песни – и после. Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» — свадебного пира.

Свадебные песни звучали в хоровом исполнении, всегда в той или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повествовательности. Все свадебные песни можно разделить на 2 группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные со свадебной обрядностью, конкретным моментом в ее развитии.

Каждая из песен связана с тем эпизодом обряда, который она сопровождает, комментирует. Песни не только описывают обряд, но и дают четкую поэтическую характеристику его участников. Большинство свадебных песен пронизывает мотив идеализации. Жених и невеста называются «князем» и «княгиней», рисуются людьми роскошно наряженными, необычайно красивыми.

Тенденция идеализации ярко проявилась в величальных (то есть хвалебных) песнях. Корильные песни – своеобразные пародии на величания, ими смешили гостей. В них был возможен оксюморон – в одной строчке хвалят, в следующей ругают. Существовала вторая группа песен – они не были закреплены за определенным эпизодом свадьбы, а могли исполняться в любой момент.

В них говорилось о бракосочетании вообще. В них – широкое использование символики (мОлодец – голубь, сокол; девушка – лебедушка, голубушка). Такие песни часто строятся на принципе образного параллелизма – построение песни, когда в первой параллели картина природы, во второй – картина человеческой жизни.

3. Приговоры дружки. Приговоры – своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы. От дружки зависело, так сказать, «качество» всей свадьбы, поэтому в дружки выбирали человека уважаемого, сообразительного, веселого, бойкого.

Особенность приговоров хорошего дружки состояла в том, что они были высокопоэтичными, органично сливались с другими жанрами свадебного фольклора. В приговорах, как правило, были шутки и прибаутки. Так например, на вопрос о том, как здоровье у родителей жениха, дружка отвечал: «У нашего свата все здоровы, быки и коровы, и телята гладки, привязаны хвостами за грядки, и овцы пестры, как быки толсты, два мерина и бык дойный».

Источник: studfile.net

Русская душою: как создать театрализованную свадьбу

У меня есть ощущение, что тренд оглядки на европейско-американские свадьбы уходит, и мы все больше и больше начинаем обращаться к богатому культурному русскому наследию. Я думаю, что вдохновение здесь нужно черпать в литературных произведениях, в великих картинах, музыке, вообще в русской культуре.

Если шагать сюда, в эту сторону, с уважением глядя на всех наших русских великих, то можно увидеть абсолютно новые грани русской свадьбы. Потому что здесь заложено очень много образов, символов, кодов, смыслов, которые можно преподнести совершенно по-другому и найти в контексте того или иного произведения искусства место для конкретных двух личностей жениха и невесты, понять, как они себя чувствуют в рамках этого произведения.

Интересно приглашать гостей к сотворчеству. Я за то, чтобы свадьбы умнели. Чтобы мы, собравшись на свадьбу, понимали, ради чего это событие. Чтобы, как после знакомства с произведением хорошего автора, можно было сделать какой-нибудь вывод, понять в произведении – будь то спектакль, книга или картина – заложенную автором главную мысль. Так и мы: организаторы вместе с парой и гостями создают свадьбу вокруг объединяющей идеи.

Стилей русской свадьбы, если мы говорим о переосмыслении ее через искусство: литературу, живопись, театр, скульптуру, – может быть много. То есть мы можем выбирать все, от Чехова до русского авангарда, и все это будет прекрасно, красиво и по-русски. Но все равно есть какие-то признаки, есть какая-то идея, которая вне зависимости от стилистики и формата свадьбы будет сквозной, будет понятно, что она русская.

Сверхидею русской свадьбы, может быть, стоит искать в реликвиях, которые передаются из поколения в поколение. От мамы к дочери, от бабушки к внучке. Бабушкины серьги, например. Или икона, или рушник. Это некая история семьи, которая как флаг переходит из семьи в семью. Это те детали, культура, которые продолжатели рода должны нести и передавать своим детям.

Даже если о предках мало что известно, если не осталось от них пямятных вещей, молодожены должны понимать, что именно они передадут своим детям традиции семьи, пусть и созданные практически с нуля. Ведь каждый род, каждая семья – это своя память, своя душа. Душа семьи.

Вообще, когда встречаются жених с невестой – встречаются две семьи, две культуры. Наша задача – найти точку пересечения, то общее и те различия, что есть в двух семьях, в разных культурных пластах и что в результате составляет основу русской свадьбы.

Мне кажется, что глазами европейцев Россия видится через «затасканные» образы: матрешки, хохлома, самовары, баранки. А это довольно поверхностное считывание русской культуры. Поэтому, наверное, задача русских и тех, кто обращается к русскому наследию, – это, все-таки, копнуть куда-то глубже. Россия – это не только матрешки. Если говорить про культурный код, это – душа.

Русская свадьба должна быть душевной. В европейских и американских свадьбах очень много внимания уделено внешнему антуражу. Они более холодные, там больше лоска, больше шика. Мы тоже уже этому научились, взяли эту планку. Но если заглянуть вглубь, к истокам, к корням, к душе, к духовности, тогда свадьба переходит в ранг произведения искусства.

Для меня здесь ключевое слово – душа. Мне кажется, современная свадьба это уход от каких-то примет и суеверий, от многого навязанного прошлыми поколениями наших бабушек, прабабушек, мам, пап. Все эти выкупы, следы в подъезде когда-то имели глубокие корни, истоки, но потом от них остался лишь антураж, несколько, скажем так, опошленный. Сейчас свадьба отказывается от примет, суеверий и правил. Современная русская свадьба пока скорее исключение, поскольку новые традиции еще только зарождаются.

Весной мы делали свадьбу в семейной усадьбе. Мы сначала скептически отнеслись к этой затее, потому что площадка казалась непригодной. Но когда увидели, что это усадьба, которой много лет, построенная с огромной любовью, на территории которой прямо в центре растет многовековой дуб, нам стало интересно, и мы предложили концепцию «Дворянское гнездо».

Жених с невестой поставили задачу: в первый день – венчание в храме и ужин, на второй день уже сама свадьба. Мы должны были провести некий церемониал символической передачи невесты жениху через родителей, но не знали этому аналогов. Нужно было придумать некое таинство, соединяющее две семьи.

Мы создали особую атмосферу в деревянной избушке, убранной иконами, старинными книгами, подсвечниками, рушниками, по-русски хлебосольным столом с караваями и пирогами. Родители с образами святых в руках благословляли своих детей перед венчанием. Они – и со стороны жениха, и со стороны невесты – говорили теплые напутственные слова молодоженам. Это было трогательно.

Свою режиссерскую задачу в данном случае я видел в том, чтобы взять нефальшивую душевно-духовную ноту торжества, и чтобы сердца всех присутствующих застучали в унисон. Очень интересный опыт, настоящий отсыл к истокам, для воплощения которого мы изучали русские традиции и обряды XVIII–XIX веков.

У нас есть приличный опыт оформления свадеб в русском стиле. Это и свадьба «Играем Чехова», и «Мастер и Маргарита», и свадьба в стиле модерн. Совершенно разные стили, но очень русские истории.

Каждый раз мы черпаем вдохновение в произведении, пытаемся поймать идею и высказаться на тему того или иного сюжета в рамках торжества. Наверное, основной объединяющий прием во всех этих церемониях – заимствование эстетики. «Вкусная», аутентичная, она легко перекладывается на зрительные образы, декорационные решения, детали и нюансы. С этим интересно работать в визуальном плане.

Нам интересно в этой задаче все: воссоздать стиль, детали, костюмы, переодеть в них гостей. Нырнуть в моду, в понимание того времени, вкуса, традиций, окунуть приглашенных в ту или иную эпоху.

Лично мне ближе всего модерн. Потому что это стык времен, поиски нового. А если говорить про авторов, то это Чехов, и свадьба «Играем Чехова» – один из любимых проектов. Может быть, потому, что я театральный человек.

Очень сложно сейчас найти специалистов, которые могут работать на высоком, как нужно мне, уровне воплощения исторической идеи. Поэтому мне интереснее сотрудничать с киношными операторами, закончившими ВГИК, с фотографами, у которых есть школа, профессиональное образование, база знаний, культура, которую прививали в институте. С театральным человеком, с той же актрисой, мне проще разговаривать, чем с неким свадебным регистратором, с девочкой, которая пришла с радио и в которой нет этой культуры. И с декораторами, которые изучали изобразительное искусство, проще построить диалог, поскольку они понимают, о чем речь.

Чтобы делать свадьбы должного уровня и стилизации, я стал обращаться к представителям смежных областей. Это театральные профессионалы, киношные, цирковые. Они очень скептически поначалу относятся к моему предложению, иногда даже оскорбляются. Но до первого раза, пока не понимают, что то, что мы делаем, действительно интересно.

Я им объясняю, чтобы они не воспринимали наше мероприятие как свадьбу в обыденном понимании. Что для нас это больше чем свадьба. Это творческий эксперимент.

Для меня сделать свадьбу все равно что снять кино, создать другую реальность, в которую попадут гости. Это может быть свадьба и в стиле «Евгения Онегина», и в стиле бала Наташи Ростовой, и в стиле тургеневских романов. Речь о русских кодах, которые считываются на раз, но которые почему-то были до недавних пор не очень популярны в свадебном мире. Сейчас они обретают новую жизнь и новое звучание. Идет мощная волна свадеб, «русских душою», которые отходят от стереотипов, от штампов и несут в себе глубокие социально-культурные смыслы. W

Текст: Лика Длугач

Фото: Надя Колдаева, Дмитрий Федотов, Сергей Запорожец

Источник: www.wedding-magazine.ru

Оцените статью
Добавить комментарий