Как проходит свадьба у таджиков

Таджикская свадьба имеет ряд своих национальных особенностей и традиций. В культуре страны с раннего возрасте ребенка воспитывают по всем законам, сохраняя уникальные обычаи на протяжении веков. И свадебные традиции в стране сохранились столь долгое время именно благодаря любви народа к своим корням и желанию сохранить свою уникальность.

Современный поиск невесты в Таджикистане

Основной целью каждой уважающей себя дамы Таджикистана — удачно выйти замуж и родить минимум двоих детей. Но перед таким важным шагом юных девочек ждет долгий путь обучения и наставничества со стороны старшего поколения.

Свадебные обычаи считаются в стране очень важной частью культуры. Потому готовить детей, особенно девочек, тут начинают порой буквально с самого рождения. Если рождается сын, родители сразу начинают заботиться о будущем калыме, если дочка-то о приданном. И никакой кризис и жизнь за чертой бедности не будут мешать жителям страны нарушить традиции выкупа и приданного.

Свадьба в Таджикистане, Канибадам. Традиции и обычаи. Выпуск 4. Легендарное путешествие 2.0

Даже в современное время в стране действуют патриархальные законы и молодое поколение лишено самостоятельного выбора своей второй половинки. Нередко в поиске потенциального кандидата принимает участие не только вся семья, но и община. Обсуждение возможных кандидатов происходит во время сбора в чайхоне или прочих предназначенных для такого дела местах. После установления кандидатов срабатывает сарафанное радио и к родителям потенциальных невест и женихов начинают съезжаться посыльные из разных уголков страны.

Несмотря на то, что социальные сети есть и в Таджикистане, старшее поколение настроено порой излишне консервативно и предпочитает соблюдение традиций непроверенным новаторским методам, что не лишено оснований хотя бы с точки зрения безопасности.

Современный опыт предполагает возможный взаимный отказ семей от калыма. Также некоторые города отказываются от традиции выкупа при нехватке финансовых средств. Однако, традиция сбора приданного до сих пор себя повсеместно не изжила и пользуется большой популярностью. По мнению старшего поколения, такая подготовка к самостоятельной жизни идет на пользу современному молодому поколению.

Однако, находятся и противники устоявшихся традиций. В частности они утверждают, что излишнее богатство и пышность торжества заставляет семьи необоснованно влезать в долги и уезжать на заработки на чужие страны, оставляя молодые семьи без отца и мужа на долгое время, что вовсе не практично.

свадьба в Таджикистане

Таджикская свадьба — этап сватовства

Даже в современном мире в стране не изжил себя обычай сватовства. Нюансом проведения сватовства в таджикских семьях является возможность проведения церемонии даже в случае очень маленького, грудничкового возраста потенциальных кандидатов. При этом церемония сватовства новорожденных детей в стране носит название Говорбахш, а малолетних — Доманчок.

В случае сватовства новорожденных детей матери должны разделить лепешку во время чтения молитвы. В это время дети находятся рядом, а матери, немного надорвав подолы, соединяют из узами или узлом. Если дети повзрослевшие, то их сватали либо родители, либо специально обученные свахи. В обязанности совчей входило не только проведение сватовства, но и сбора сватов в случае согласия обоих сторон.

Помолвка в Таджикистане

После сватовства наступает этап помолвки, который в стране носит название ноншиканон. Причем первым о данном этапе узнает мужчина, ему со стороны сообщают имя его будущей жены. Мать со стороны жениха приходила в дом к невесте с национальным пловом, который был устлан сверху лепешками. После чего созывалось чаепитие с присутствием большого количества родни и соседей. Во время застолья приглашенные осведомлялись о будущей свадьбе, а самый почтенный гость разламывал лепешку с молитвами о счастье молодой семьи.

таджикская свадьба обычаи

Выкуп невесты — обычай таджикской свадьба

За день до предполагаемой выдачи калыма традиции таджикской свадьбы предполагают устройство праздника теста в доме молодой для будущего свекра. Процесс включал в себя выпечку лепешек, а также пошив подвенечного платья. Окончательно размер калыма устанавливался только на следующий день.

В этот же вечер обычно начиналось приготовление к пиршеству по поводу свадебного торжества. Жених присылал ткань, которую кроили в виде рубахи к торжеству, а также сшивался дополнительный наряд.

Стоит помнить, что традиционно свадьбы в Таджикистане проводятся в осеннее время года после сбора последнего урожая.

Что такое сюзане и как это связано со свадьбой

Сюзане считался главным подарком к свадьбе, который берегли всеми силами от посторонних глаз, опасаясь сглаза и дурного влияния. Однако, покрывалу придавали силу определенные узоры и вышивки, которыми оно украшалось в процессе создания. Также следовали ряду предписаний.

Во время шитья читался Коран, а процесс начинала женщина, у которой много детей. Еще один момент – это специальное допущение брака на узоре во время вышивки. Традиция предполагала, что во время хвалебных речей брак заставит его спутать мысли и нечестивые намерения при их наличии обойдут молодую семью стороной. Покрывало, которое признавалось лучшим, вешали в комнате молодой пары.

жених и невеста

Традиции таджикской свадьбы

Свадьба в Таджикистане начиналась с приготовления национального плова, на церемонию которого приглашались все гости. Сперва блюдо подавалось мужчинам, а затем дамам с малолетними детьми. Вечером приглашался священник, который был ответственен за заключение брачных уз. Далее жены и подруги звали соседок и знакомых, которые в благодарность за приглашение дарили по стакану муки для семейного счастья. Свадьбы были пышными и с обилием подарков.

После речей и праздничного застолья девушка с подругами уходила за специальную ширму. Далее начинался процесс наряживания невесты с молитвами и танцами. Далее свидетели должны были спросить согласия женщины на брак и ответ передавался посланнику-мулле. После чего начинался процесс соблюдения обряда, который носит название Акди Никох.

После окончания свадебной церемонии жених направлялся к молодой супруге, дорогу ему освещали факелами, поскольку время было обычно позднее. Перед тем, как войти в дом супруги, жених прыгал через костер чтобы очиститься от любого рода негативной энергии. Девушку облачали в паранджу, в которой она ожидала мужа за занавесом.

После женщина прощалась с отцом и отправлялась в дом к новому мужу. Перед домом мужа невеста прыгала через костер. Которые освещали дорогу молодым в знак очищения их от прошлого и любого негатива.

Перед порогом нового дома отец мужа разрезал козленка, по крови которого должна была пройти невеста. После прохождения по крови она должна была встать на специальный пойандоз, которые помогали держать две женщины преклонного возраста. После получения поклона от свекрови, женщина заходила за заранее заготовленную занавеску. Приглашенных гостей со стороны женщин было принято угощать национальным пловом.

Проведение первой брачной ночи

Первая ночь супругов традиционно проводится в доме мужчины. После традиционного застолья молодых провожают до автомобиля, который запланировано направляется к дому мужчины. На месте их должна ждать заправленная кровать. В стране считается, что чем меньше пафоса и украшений, тем больше целомудренности будет в дальнейших отношениях молодой пары и самого мероприятия.

Невеста даже в этом случае должна придерживаться скромной модели поведения. Перед близостью в мусульманских странах принято читать молитвы. Одна считается пожеланием спокойствия в духовном аспекте, а вторая с пожеланиями семейного счастья и благополучия. Считается, что после прочитки таких молитв супруги смогут спокойно насладиться совместным времяпрепровождением.

Таджикская свадьба предусматривает обычай, в котором молодые могут не сразу вступать в связь, а сделать это на 3 или 4 день. Подобное целомудрие, предусматривающее возможность молодым сперва узнать друг друга лучше с учетом того, что до момента первой ночи они не были вообще знакомы, даже поощряется.

Источник: psvadba.ru

Она – белокожая, стройная, городская: как выбирают невест современные таджики

Свадебные традиции и обряды – это довольно важная часть культурного багажа нации и державы. В нашей стране все сравнительно просто – давно ушли в прошлое сословия, люди могут пользоваться разными инструментами (включая Интернет), чтобы найти себе вторую половинку. В селе к заключению браков относятся строже, в городе — проще. Разводы тоже стали обычным делом.

А что происходит у наших соседей? Например, как принято заключать брак в Таджикистане?

Образ жизни и мечта

Считается, что любая женщина в Таджикистане мечтает стать невестой и женой, родить не менее двух детей. Добиться этого непросто: придется доказать, что стоишь такого статуса. Зачастую семья начинает готовиться к замужеству дочки, когда та только-только появляется на свет. И то верно, нужно накопить на калым и приданое.

Для родителей момент свадьбы их детей – долгожданное событие, ради которого они существуют. Этот день почитают за самый счастливый в жизни женщины.

Город и село

Для жителей городов старинные принципы заключения брака не столь важны, как для сельских обитателей. В городах живут более современные люди. Традиции сельской, горной местности подчиняют себе всю жизнь людей в этих частях державы. В Таджикистане очень сильный патриархат. Крайне редко молодежь в силах сама подобрать себе подходящую пару. Поиск супруга – это задача семьи.

Мероприятия по заключению договоренностей проводятся в чайханах. Именно тут старшие собираются и рассказывают, у кого какие дети выросли. Здесь же обсуждают, кому уже пора замуж, кому еще рано. Обговаривают преимущества и возможности, предлагают кандидатов. Родители будущих молодоженов, прослышав о перспективной партии для ребенка, берут все в свои руки.

Обычно «засылают» представителей семьи девушки к потенциальному супругу.

О времена!

Сегодня жених и невеста могут найти друг друга, пользуясь современными технологиями. Люди пользуются социальными сетями и специальными ресурсами для знакомства. Виртуальность стала довольно востребованным местом знакомств, но их редко рассматривают как базис будущей жизни. Жители Таджикистана довольно осторожно относятся к тем, с кем знакомятся посредством Интернета.

Кое-что остается в прошлом

Раньше в Таджикистане невозможно было себе представить свадьбу без приданого и калыма. В последние годы это перестает быть столь важным атрибутом. Конечно, родители должны договориться об отсутствии калыма заранее. Раньше свадьбу без калыма просто не играли. Первыми на путь отказа встали городские жители.

Приданое более актуально, нежели калым, поэтому от него отказываются реже. В Таджикистане принято отмечать пышные свадьбы, но все чаще молодежь выступает против. И то верно: расходы велики, ноша обременительна. Многие семьи, пытаясь сыграть свадьбу так, как принято, берут долги, которые потом не могут покрыть.

Все по правилам

Власти Таджикистана не так давно приняли новые законы. Они регламентируют, как должны проводиться обряды и торжества. Указаны требования к планирующим свадьбу, нормы празднования. Власти вынуждают жителей снижать траты на религиозные обряды, требуют тратить меньше на бракосочетание. На государственном уровне постановлено делить расходы на празднество поровну между семьями невесты и жениха.

И не только это!

Законами Таджикистана определено, что вступать в брак могут только те, у кого оформлены медицинские книжки. Нужно пройти все врачебные осмотры. Нельзя заключить брак, имея скрытые болезни. Закон устанавливает время празднования, количество приглашенных, объем угощений. Строго определено, какие именно торжества можно проводить.

Смотрины, например, под запретом. Отказались от девичников, мальчишников. Праздники проводятся в выходные дни. Можно начинать мероприятие в восемь утра, а закончить нужно не позднее десяти вечера. В будни праздновать свадьбу можно лишь в период с шести до десяти вечера.

Длительность проведения – не более трех часов.

А где взять девушку?

В Таджикистане специалисты по этому вопросу – свахи. Девушек ищут в вузах, заведениях средней ступени. Есть негласные рейтинги – они неофициальны, но все про них знают. Например, в Худжанде факультет родного языка – это место поиска перспективной жены. Вторым по значимости считают факультет иностранных языков.

Третий в списке – медколледж. Лишь после этого смотрят на студенток технологического и коммерческого университетов. Все строго регламентировано. Филологию выбирают девушки без амбиций – у них нет желания делать карьеру. В будущем они будут работать в школе, вести дом, воспитывать хороших детей. Иняз выбирают перспективные дамы, желающие построить карьеру.

Среди местных студенток ищут невест выходцы из обеспеченных семей. Вероятно, потенциальный жених учится, работает за пределами родного Таджикистана. Медколледж предпочитают рассматривать те, в чьих семьях были врачи. Прочие вузы интересны обеспеченным семействам, желающим в качестве домохозяйки видеть женщину с неплохим образованием – то есть ту, которая может заработать.

О деньгах и внешности

Финансовый аспект в Таджикистане – один из ключевых. Нередко девушки учатся по договоренности. В некоторых вузах учеба стоит дешево. После замужества платить за образование жены придется семейству жениха, поэтому помнят об этом факторе, присматривая перспективную девушку.

Сваха обязательно опрашивает преподавательский состав, чтобы узнать о воспитании, поведении и вежливости всех студенток. Важна внешность. Высок спрос на белокожих, высоких и худощавых, красивых черноволосых девушек. Потенциальных женихов интересуют только длинноволосые городские уроженки.

А как в селе?

Тут люди знакомы между собой, поэтому поиск невесты – не столь трудозатратное занятие. У уроженцев села меньше требований. Ранее никого даже не интересовало согласие невесты – решение принимали старшие. Сегодня жизнь чуть более демократична. До помолвки молодым позволяют познакомиться и немирного пообщаться.

Воспитание девушек исключает несогласие со старшими, поэтому все потенциальные невесты соглашаются, невзирая на свое мнение.

Много ли дают?

Приданое – один из основных факторов выбора. Чем оно больше, тем желающие многочисленнее. Женихов интересуют богатые и работящие. Нередки случаи, когда богатая жена кормит семью за счет своего приданого и работы, а муж ничего не делает. Традиции сильно влияют на жизнь.

Фактически жена – это служанка, отрабатывающая затраты мужниной семьи на брак. Приданое становится едва ли не выставочным – чтобы показать, что пришло в дом с женщиной.

Источник: fb.ru

Свадебные традиции в Таджикистане

Групповые туры в Узбекистан в 2023-2024

Что предшествует свадьбе? Конечно же, сватовство. Зачастую таджикские семьи сватали своих малолетних и даже новорожденных детей. Существовало два вида подобного сватовства, а именно: говорабахш (гахворабахш) – «сватовство с колыбели», «колыбельный подарок» и доманчок – «сватовство малолетних».

При обряде «доманчок», матери мальчика и девочки разламывали с молитвой лепешку, ставили рядом детей и, соединив подолы их рубашек, надрывали по швам.

Девушек и юношей выдавали замуж и женили либо родители (по своему выбору), либо профессиональные свахи (совчи). Они вели предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, после этого засылались сваты и справляли сватовство.

Помолвка

Свадебные традиции в Таджикистане

После сватовства (через 10 дней или месяц), обряд сватовства повторялся: юноше говорили, кого за него просватали, а под вечер его мать шла в дом невесты с блюдом плова, покрытым свежеиспеченными лепешками. Ее угощали чаем и готовили плов, на который приглашали родственников, соседей, стариков, аксакалов. Собравшимся гостям сообщали, что девушку сосватали.

Перед трапезой кто-либо из старых почтенных людей разламывал лепешки и молился за счастье жениха и невесты. Все обряды сопровождались молитвами. Обряд этот назывался фотиха («открытие», «начало») или ноншиканон – «разламывание хлеба» и являлся официальной помолвкой молодых.

Вручение калыма родителям невесты

Но свадьба не могла состояться без вручения калыма (выкупа за невесту) родителям девушки. Происходило это следующим образом…

В канун назначенного дня для передачи калыма отцу невесты в доме жениха устраивали «тахта пас кунон» (букв. «опускание доски для изготовления теста»). Пекли лепешки (лочира), старухи кроили свадебную одежду, а остальные женщины ее шили. Все это сопровождалось песнями, молитвами и пр. На другой день в доме жениха окончательно согласовывали размеры калыма с отцом невесты.

В тот же день вечером в доме невесты совершался обряд «тахта пас кунон». После угощения и молитвы за счастье молодых девушкам было велено сеять муку и месить тесто для лепешек к предстоящей свадьбе, старшие рассматривали подарки жениха к свадьбе. Одна из старух (из присланной женихом ткaни) с молитвой кроила рубаху невесте, которую молодые женщины тут же принимались шить. Через несколько дней, обычно в четверг, в доме невесты устраивался обряд «латта бурон» — кроили одежду из подаренной женихом материи.

Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.

Сюзане – свадебное покрывало

Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане. Таджики верили, что правильно сотканное покрывало убережет от злых духов и сглаза. При этом, следовало придерживаться определенных правил. Например, брать для работы исключительно белую домотканую материю из хлопка – только такая ткань считалась ритуально чистой и угодной Аллаху.

Кроме узоров, наполненных древней магией, мастерицы и другими способами пытались увеличить волшебную силу вещи. Накануне свадьбы, чтобы закончить к сроку приданое, в доме невесты собирались соседки и родственницы для совместной работы, напоминавшей ритуал. Читали Коран. Шитье торжественно начинала всеми уважаемая многодетная мать.

Несмотря на обилие умелых мастериц, на готовых покрывалах часто встречается небольшой брачок: прорисованный мотив как будто случайно забыли расшить. На самом же деле хитроумные вышивальщицы умышленно допускали оплошность, загадывая про себя: чтобы хвалили, да знали меру; пусть недобрый глаз споткнется о недочет, а счастье молодоженов никогда не закончится, как осталось незавершенным их свадебное покрывало. После свадьбы самое лучшее сюзане украшало комнату молодых.

Свадьба

В день свадьбы – никох — с утра готовили плов, на который созывали жителей селения. Сначала кормили мужчин, потом женщин с детьми. Невеста и жених с раннего утра (каждый в своем доме) готовились к свадебной церемонии. Под вечер посылали за муллой (священнослужителем), которого приглашали для заключения брачного договора.

Подружки и родственницы невесты приглашали на свадьбу женщин-соседок. Каждая, получившая приглашение, давала позвавшей ее девушке чашку муки, чтобы свадьба была счастливой.

После угощения и молитвы за счастье жениха и невесты в углу помещения против входной двери вешали занавеску, за которую усаживали невесту с подругами. Там же ее одевали и причесывали с молитвой, затем перед занавеской женщины устраивали пляски. Свидетели-доверенные шли на женскую половину, где, получали согласие невесты. Затем сообщали об этом мулле. А он в свою очередь приступал к совершению акта бракосочетания акди никох.

По окончании брачного обряда жениха поздравляли, и друзья вели его к невесте, освещая путь факелами. Перед дверью дома, где находилась невеста, жених прыгал через костер из льняной соломы (как бы очищался огнем). Жених входил в дом по расстеленной материи и останавливался у занавески, за которой находилась невеста.

После ухода жениха на невесту надевали паранджу, выводили ее из-за занавески и подводили к выходу. Звали отца попрощаться с дочерью. После прощания невесты с родными ее везли в дом жениха. По дороге, неподалеку от дома жениха, жгли костры, и свадебный кортеж проходил мимо них. Во дворе дома жениха разжигали большой костер, через который перепрыгивала невеста, когда ее вели к дому.

У дверей дома она останавливалась, и свекор резал у ее ног козленка. Невеста входила в дом по только что пролитой крови жертвенного животного и ступала на расстеленный пойандоз (ткань), концы которого держали две старухи. Невесту встречала мать жениха и кланялась ей земным поклоном. Невесту вводили в дом и усаживали за занавеску. Собравшихся в доме новобрачного женщин с детьми угощали пловом.

Послебрачные обряды

На третий день после свадьбы молодой муж посещал родителей невесты. Это посещение называлось «домод салом» – «зятев поклон». Через пятнадцать дней после свадьбы совершался обряд «смотрения» лица новобрачной ее родными. Обряд этот назывался рубинон, рукушод, рукушои духтар. Устраивался он вечером накануне четверга или воскресенья.

Через двадцать дней после свадьбы, в вечер накануне четверга, пятницы или понедельника, молодая чета посещала дом родителей молодой. Посещение это называлось хона талбон – «приглашение домой».

Рождение ребенка

Период беременности будущей матери, роды и сорок дней (чилла) жизни ребенка были обставлены многочисленными обрядами и обычями. Мать и ребенка не оставляли одних, в помещении с наступлением темноты до рассвета горел свет и всегда поддерживался огонь. У изголовья роженицы клали острые предметы, над постелью в качестве оберега вешали стручки красного перца, головки лука и чеснока.

В период чилла выделялись особые дни: третий, пятый, седьмой, двенадцатый и сороковой, к которым приурочивались обряды, связанные с различными событиями в жизни новорожденного. Например, надевание первой рубашки, первое купание, наречение имени, укладывание в колыбель. Этот период завершался обрядом чилла-гурезон, когда мать с младенцем выходили первый раз из дома и навещали кого-нибудь из родственников, где устраивалось угощение.

Общественные обычаи

Надо сказать, что сохранились многочисленные обряды и обычаи, связанные с хозяйственной деятельностью человека, которые характеризуются сочетанием пережитков древних верований. Среди них — посвященные началу земледельческих работ, Наврузу, деду земледелия — «Бобои Дехкон», празднику урожая и др., а также связанные с культом небесных светил и их влиянием на деятельность и жизнь человека. Сохранились пережитки культов воды и огня.

Важное место в жизни таджиков занимали ремесла, занятия которые нередко переходили по наследству из поколения в поколение. С освоением ремесла тесно связан обычай «камарбандон», напоминающий посвящение в мастера. Посвящаемого перепоясывали, учитель вручал ему орудие ремесла, а посвящаемый устраивал в честь наставника угощение, на которое приглашались все члены цеха.

Источник: www.advantour.com

Оцените статью
Добавить комментарий