Иные даже утверждали что свадьба слажена

Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха:
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.

Эта ноздревская слабость «у иных» к деталям– «…модных колец не достали», заставляет вспомнить Николая Васильевича Гоголя. А ласковость остального, — «судить не без греха»? Гончаров? Тургенев? Нет, пожалуй, это чисто пушкинская ласковость.

Коренная русская жизнь была так широка, что Пушкин от любви и презрения к ней был вынужден давать ее разными способами – это важно сознавать, в куче это – эклектика, бессмыслица, поодиночке – глупая ложь.

Как-то Пушкин (только один он) умел так все наше соединить, — благородно и смешно, вот, как в этой строфе.

Источник: i-love-onegin.livejournal.com

Бывший испортил свадьбу!

Иные даже утверждали что свадьба слажена

Книги → Поэзия → Александр Сергеевич Пушкин → Евгений Онегин → страница 16

Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.

Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни, и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,[36 — Юлия Вольмар – Новая Элоиза. Марек-Адель – герой посредственного романа M-me Cottin. Густав де Линар – герой прелестной повести баронессы Крюднер.]

Четыре свадьбы ► Свадьба в стиле «Унесённых ветром» VS «Hand made» свадьба ► 21 выпуск / 3 сезон


Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

Источник: knijky.ru

tanja_tank

У Пушкина роковая ссора Ленского и Онегина дана в пересказе автора, т.е. без реплик героев. Вкратце так: Ленский, шокированный ухаживанием друга за Ольгой и получив от нее очередной отказ в танце, покидает бал и затем шлет обидчику вызов на дуэль.

А вот в опере Чайковского «Евгений Онегин» столкновение друзей подано очень драматично и в форме диалога. Эта сцена особенно показательна в разрезе нашей темы. Выходка Онегина становится для Ленского ледяным душем, и он прямо заявляет другу, что не желает с ним больше знаться.

Онегин долго пытается выехать на газлайтинге, но Ленский разоблачает все его манипуляции. Правда, платит за это самую высокую цену.

Посмотрим, как газлайтит Онегин и противостоит Ленский. В скобках полужирным — мои ремарки.

Онегин (про себя)

Зачем приехал я
На этот глупый бал? Зачем?
Я не прощу Владимиру услугу эту!
Буду ухаживать за Ольгой,
Взбешу его порядком!

(Начинается мазурка. Онегин танцует с Ольгой. Ленский
ревниво следит за ними. Кончив танцевать, Онегин
подходит к Ленскому.)

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?

(«Ты на что-то обиделась?» — хлопая честными глазами, спрашивает нас абьюзер, вытворив какую-нибудь гадость в отношении нас или «просто пошутив». Варианты: «Что-то случилось?» «На что ты надулась?» С такого прощупывания начинает газлайтинг и Онегин. И нередко жертва идет на попятную. Криво улыбается. Говорит: «Нет, ничего, это я так, соринка в глаз попала».

Убедившись, что путь открыт, абьюзер чуть пережидает и усиливает давление. Газлайтинг «проканал».

Ленский дает газлайтеру отпор с первых же попыток запудрить ему мозги. Но, возможно, еще и потому, что ледяной душ Онегина очень уж силен и однозначен.)

Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!

Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?

(«Ты все не так понял! Потанцевать с «чужой» девушкой — это ничотакова! Ты смешон в своей беспочвенной ревности, не позорься!» — вот что примерно транслирует Онегин Ленскому.)

Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовней
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же. Ах, как честно это!

(Ленский отказывается признавать, что танцы Онегина с Ольгой — это нормально. Да, можно потанцевать с чужой невестой, но не так, как Онегин. Его поведение непорядочно, рассчитано на «вскруживанье головы» и «смущение покоя». И ничто не заставит Ленского считать иначе.

Ленский дает волю гневу.)

Что?! Да ты с ума сошел!

(Классическая фраза газлайтера, которому не удалось убедить жертву, что черное — бело.)

Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь —
И меня же ты зовешь помешанным!

Гости (окружая Онегина и Ленского)

Что такое? В чем там дело?

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я. я презираю вас!

Онегин (отводя Ленского в сторону)

Послушай, Ленский, ты не прав, ты не прав!
Довольно нам привлекать вниманье нашей ссорой!
Я не смутил еще ничей покой
И, признаюсь, желанья не имею
Его смущать.

(Онегин понимает, что перегнул палку, и ситуация выходит из-под его контроля. Привычный грубый напор «да ты с ума сошел!» вызывает у жертвы реакцию, противоположную ожидаемой. Вместо кислых улыбок и бормотаний «ах, я ничего, я, кажется, погорячился, мне надо работать над своей паранойей» Онегин наталкивается на открыто выраженный гнев, решительный отпор и называние вещей своими именами. Нужно попытаться это замять.

Но Ленского уже не остановить. Слишком велик шок от вероломства «друга» и от его последующих попыток вывернуть ситуацию в свою пользу — вместо извинений.)

Тогда зачем же ты ей руку жал,
Шептал ей что-то?
Краснела, смеясь, она.
Что, что ты говорил ей?

(Оружие против газлайтинга — факты. И Ленский приводит их. Он верит своим глазам. И видит, что поведение Онегина с Ольгой — не просто следование светским приличиям, но именно «вскруживание головы».)

Послушай, это глупо.
Нас окружают…

(Еще одна манипуляция: мол, неприлично выносить сор из избы, это дело интимное, не надо позориться перед людьми. Но Ленский отказывается переваривать втихую оскорбление, которое было нанесено ему прилюдно.)

Что за дело мне!
Я вами оскорблен
И сатисфакции я требую!

В чем дело?
Расскажите, расскажите, что случилось.

Просто. я требую,
Чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки.
Он не желает этого,
И я прошу его принять мой вызов!

(Даже в пылу негодования Ленский понимает, что Онегин забалтывает его — вместо того, чтобы признать свою вину, принести извинения, объяснить свое поведение пусть не злонамеренностью, но легкомыслием.

Ленский выбирается из череды ловушек, расставленных Онегиным. Своими словами и поведением он транслирует обидчику: «Я вижу именно то, что вижу, верю своим глазам и совершенно точно знаю, что это называется так, а не иначе. И то, что я вижу, несовместимо с понятием «дружба».)

Онегин (подходя к Ленскому)

К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!

(Почему в этот момент Онегин выключает газлайтинг? Да потому что конфликт вылился «на люди». И нужно срочно обставить дело так, что он, Онегин, человек чести, и готов преподать урок «неадекватному» другу. Если бы «друзьям» удалось продолжить выяснение отношений кулуарно — думаю, Онегин бы нашел какой-то вариант, чтобы «успокоить» Ленского. Пусть даже наигранным раскаянием.)

Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы.
Вы — бесчестный соблазнитель!

Замолчите. иль я убью вас.

(Нарцисса прилюдно изобличили в непорядочности, отвергли все его манипуляции, и он впадает в стыд и ярится. Газлайтинг не прошел. Зависть и презрение к Ленскому обретает законченную форму — ненависть. Вот почему Онегин не выстрелил ему ни в руку, ни в ногу, а уложил наповал. Он шел убивать.)

В следующем посте я размещу вопрос читателя насчет газлайтинга.

Источник: tanja-tank.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий