Баталхаджинцы кто такие и свадебный обряд

После задержания одного из лидеров сектантского преступного сообщества «Батал-Хаджи» Мустафы Белхароева, возглавлявшего Контрольно-счетную палату Ингушетии, а ранее занимавшего пост министра сельского хозяйства республики, обыски у членов группировки продолжаются.

По данным источника РЕН ТВ, силовики наведались к экс-депутату Микаилу Алиеву и Тхаматхану Зязикову, которые финансировали секту, 1 и 2 ноября, а также 28 и 31 октября. Специальные мероприятия состоялись в городах Магас и Назрань, а также в селе Сурхахи, которое служит своего рода «духовной базой» для «баталхаджинцев» и вмещает их «личную» мечеть и музей.

Поделиться
У членов секты «Батал-Хаджи» прошли обыски
У членов секты «Батал-Хаджи» прошли обыски

Как выяснилось, подрыв «Невского экспресса» в 2009 году и убийство главы ингушского Центра «Э» Ибрагима Эльджаркиева, в причастности к которым подозревают членов секты – лишь одни из немногих темных пятен в ее истории. Функционирующее в Ингушетии ОПС ныне распространило свое влияние на Московский регион и ряд других субъектов России.

Потомки устаза Батал-Хаджи Белхороева из Ингушетии провели благотворительную акцию в ЧР

Рассекреченные правоохранителями архивные документы и справки свидетельствуют о попытках лидеров вирда нарастить могущество организации и использовать религиозный фактор для «узаконивания» преступной деятельности и политического влияния.

Вирд «Батал-Хаджи Белхороева» основан в 1870-х годах Батал-Хаджи Белхороевым и является ингушской мусульманской сектой. Ее отличают как введение новых обрядов, так и допустимость насилия в отношении не входящих в организацию людей. «Баталхаджинцы» объединяют около 20 тысяч человек и имеют строгую иерархию. Лидером является внук Батал-Хаджи – Якуб Белхороев – ингушский депутат, арестованный 10 июля прошлого года по делу о присвоении и растрате свыше 10 миллионов рублей из бюджета.

Несмотря на активную пропаганду с привлечением ангажированных научных и религиозных деятелей и экспертов, бесчисленные заказные статьи и крупные мероприятия, призванные создать вокруг «Батал-Хаджи» ореол борца с царским режимом, анализ архивных материалов опровергает все доводы лидеров секты о святости ее основателя. Прикрываясь канонами ислама, Белхороев фактически сформировал особое преступное сообщество, имевшее в своей основе фанатизм и религиозную нетерпимость и перенявшее признаки разбойной банды.

Материалы показывают, что формируемая из пожертвований и безвозмездных работ адептом казна использовалась для подкупа чиновников и правоохранителей, позволяла сектантам уклоняться от уголовной ответственности, давить на свидетелей и расправляться с неугодными. В разный период времени бандиты убили пятерых членов семьи, почтенного старика, сельского старшину и других видных людей села, а также поджигали у мирных жителей зерновой хлеб и стога сена.

Баталхаджинцы идут на войну | 4K

Семью Белхороевых с 1892 по 1914 год не раз высылали за пределы Северного Кавказа, но тщетно: вирд не только не распался, но и приобрел силу. Преступную деятельность потомки Батал-Хаджи продолжили и после революции.

Сейчас СК расследует уголовные дела о теракте приверженцев «Батал-Хаджи» в Москве – убийстве начальника Центра по противодействию экстремизму МВД Ингушетии Ибрагима Эльджаркиева. По подозрению в причастности задержаны 12 членов группировки.

Кроме того, в 2004 году во время нападений боевиков Шамиля Басаева на силовиков и чиновников члены «Батал-Хаджи» активно пособничали террористам, снабжая их оружием, боеприпасами и транспортом, а также давая им укрытие. В частности, братья-«баталхаджинцы» Магомед, Тухан, Татархан и Тархан Картоевы укрывали в своем доме члена террористической организации «Имарат Кавказ» и идеолога радикализма Александра Тихомирова по прозвищу «Саид Бурятский».

Весной 2010-го в селе Экажево Назрановского района республики спецназ ликвидировал и братьев Тухана, Назира, Ахмета и Магомеда Картоевых, и Тихомирова. На месте боестолкновения обнаружили большое количество оружия и взрывчатки.

Уничтоженные боевики находились в федеральном розыске по подозрению в причастности к теракту 27 ноября 2009 года, когда при взрыве поезда «Невский экспресс» на железной дороге Москва – Санкт-Петербург погибли 28 человек. Позже силовики нашли и ликвидировали виновных – проповедника Саида Бурятского и четверых его подельников. Еще десять человек осудили.

Но «баталхаджинцы» не остановились. На современном этапе сектанты специализируются на заказных убийствах, вымогательствах, разбоях и экономических преступлениях, а также вовсю занимаются коррупцией. Под руководством прямых потомков «Батал-Хаджи» преступники распространили свое криминальное влияние на Московский регион, Якутию, Астраханскую, Магаданскую, Курскую, Нижегородскую области и другие субъекты России.

По данным правоохранительных органов, за деньги члены сообщества умудряются «откупать» своих соратников от ответственности за убийства, в том числе сотрудников правоохранительных органов, и способствовать возбуждению «заказных» дел.

Отметим также, что в настоящее время через Минкультуры, СК и Генпрокуратуру РФ инициируется процедура исключения из реестра памятников федерального значения «зиярата» «Батал-Хаджи». Кроме того, представители власти намерены полностью запретить деятельность секты в России. Для этого готовятся судебные иски о признании организации экстремистской или террористической.

Источник: ren.tv

Самая скрытая община на Северном Кавказе-мифы и реальность!

Самая скрытая община на Северном Кавказе-мифы и реальность! - http://magas.su/

На международном информационном телеканале Russia Today (Раша Тудэй — Россия сегодня), вещающем на английском, арабском, испанском языках и рассчитанным на зарубежную аудиторию, вышел сюжет известной международной журналистки Надежды Кеворковой, в котором рассказывается о жизни братства шейха Батал-хаджи Белхороева, а также специальный корреспондент Russia Today развенчала мифы вокруг самого сплоченного братства на Кавказе.

Перевод статьи специально для русскоязычной аудитории.

«Они с тобой разговаривать не будут. Во-первых, ты не из них, во-вторых, ты женщина», — знакомые отговаривают ехать в селение, описывая братство как «секту», которая подмяла местный бизнес и отбирают любую понравившуюся машину у ее хозяина. Что ж, прежде о них говорили как о мафии, по ночам танцующей на могилах…

Они живут на Юге России в республике Ингушетия, на Кавказе и следуют законам, установленным в 19 веке шейхом Батал-хаджи Белхороевым.

Они не особо раскрывают стиль своей жизни и традиций даже для ингушей, что и служит богатой почвой для самых разных спекуляций.

На Северном Кавказе в России сосуществуют две параллельные реальности. Есть картина, которую создают СМИ, официальные и оппозиционные. И есть спрятанное от чужих глаз хитросплетение родственных и религиозных связей.

При таком дуализме особой силой обладают слухи, иногда трагические, иногда гомерически смешные. По сути – море слухов – единственное, что роднит необычайный в своем разнообразии кавказский мир России.

Один из излюбленных слухов, которым любят поражать приезжих, это туманные намеки на существование в Ингушетии «закрытой религиозной секты воров автомашин».

«У них в домах поднимается пол, а там в подвалах несколько этажей – и все заставлены ворованными машинами, самыми дорогими. Не веришь? Люди видели», — говорит без тени улыбки уважаемый человек.

Прежде об этих же людях говорили как о торговцах оружием.

«Люди своими глазами видели оружейные подвалы: надо только у нужного человека спросить – он отведет. Даже гранатометы есть. Даже, говорят, танк был», — рассказывает другой. Сам не видел, правда…

«Надеюсь, ты знаешь, что их нельзя называть «батлаками», как некоторые их называют? – предупреждают меня. – Для них это звучит как оскорбление. Только батал-хаджинцы!»

Сурхахи расположено на пологих холмах в предгорьях. Здесь дома спрятаны за 2-3-метровыми заборами из красного и розового кирпича, с башенками и рельефными украшениями.

Нас приветствует у широко-распахнутых кованных ворот Юсуп Муцольгов, высокоий красивый человек в папахе, с юношески прямой спиной. Он – один из авторитетных старейшин братства.

Где-то в глубине дома изредка слышны детские голоса, мелькают силуэты. К нам выходит только старший сын и жена Юсупа, которым самим любопытно послушать разговор о братстве.

Ни одного слова за много часов они не проронили и не присели – такова дисциплина.О шейхе Батал-хаджи

Батал-хаджи Белхороев был основателем братства. Он родился в 1821 или 1824 году, а умер в 1914. После поражения горцев в Кавказской войне с Россией (также известной как завоевание русскими Кавказа в 1817-1864 годах), когда ему исполнилось 40 лет, начал проповедь нравственной чистоты и практику особого погружения в молитвенное состояние.

Это называется громким зикром: мужчины становятся вкруг и славят Аллаха, притоптывая и хлопая в ладоши.

«Мы не бегаем по кругу и в транс не впадаем», — говорит Юсуп.

После 4-х лет проповеди шейха Батал-хаджи в 1868 году царская администрация на несколько месяцев сослала его на остов в Каспийском море.

В 1891 году его сослали в центральную Россию в Калужскую губернию в город Козельск – уже на 7 лет. Новая ссылка в Козельск последовала в 1911 году, там он и скончался – в 1914. Тело его перевезли в Сурхахи и здесь похоронили.

На пике Второй мировой войны в 1944 году весь ингушский народ был отправлен в ссылку в Среднюю Азию по приказу Сталина за «сотрудничество с фашистами». Село Сурхахи было уничтожено как «неперспективное», сады вырублены, а могильные плиты пошли на строительство коровников. Только могилу шейха не сумели разорить, а взорвать не посмели.

Ингушам после 13 лет ссылки советское правительство разрешило вернуться. Первым делом последователи Батал-хаджи восстановили могилу и откопали свой главный клад: вещи шейха, его книги, саблю и Коран, которые старики успели спрятать перед выселением 1944 года.

«Все, что не убивает, делает вас сильнее»

«Я 20 раз был в Козельске, где шейх жил в ссылке», — говорит Юсуп. Его прабабушка добровольно последовала в изгнание вместе с шейхом. От его прабабушки ветвь рода Муцольговых пришла в братство.

Баталхаджинцы выкупили дом в Козельске, где шейх жил с многочисленной семьей, найдя его по описаниям и по единственной фотографии 1913 года, которую сделал местный фотограф.

«Мы его выкупили у двух семей, сфотографировали – и он на наших глазах рухнул от ветхости», — говорит Юсуп.

«Мы много думали, почему именно в Калужскую губернию многих ссылали – и имама Шамиля, и чеченских шейхов, и наших? Мы думаем, что это потому делалось, что там были очень сильные христиане – чиновники не хотели, чтобы наши шейхи распространили в России ислам, — говорит Юсуп.

Оптина пустынь, один из самых знаменитых центров Православного христианства, находится возле Козельска. Достоевский описал Оптину пустынь в романе «Братья Карамазовы». В этот монастырь ездили Гоголь, Толстой, Достоевский, философ Владимир Соловьев. Бывал здесь и шейх Батал-хаджи, который здесь много общался с монахами и священниками.

Среди баталхаджинцев живы воспоминания о том, как шейх молитвами исцелял, предугадывал ход жизни и истории.

«Посмотрите, те кавказские народы на Северном Кавказе, у которых не было святых устазов (учителей) и суфиев, ведут образ жизни не кавказский, водку пьют на похоронах и свадьбах», — говорит Юсуп. Он деликатно не называет это «обрусением». Ведь и их шейх не называл этот недуг – пьянство – русской привычкой. Правила жизни в братстве

«Сейчас все более либерально, в тяжелые времена все было строже. В царское, советское время не было и сейчас нет среди баталхаджинцев ни одного коммуниста, комсомольца, милиционера, судьи, прокурора, муллы. В школах чуть до исключения не доходило, но наши дети не вступали в идеологические организации и не работали на государственных должностях.

Врачи, учителя, инженеры – это разрешалось. А милиционером – нет. И так до сих пор», — говорит Юсуп.Членам братства запрещено работать на госдолжностях работать запрещено, а избираться народом дозволено.

Например, внук шейха Батал-хаджи Якуб Белхороев, год назад был избран мэром Магаса, столицы Ингушетии.

Как только пиарщики не называли внука Батал-хаджи и какие только прозвища ему не давали, а выборы он выиграл.

Особые правила распространяются в братстве не только на профессии, но и на еду. Баталхаджинцы едят только то мясо, которое сами режут. Вода из родника, который нашел шейх в селе, считается целебной.

«Наш борец Назир Манкиев на олимпиаде в Пекине взял золото. Он боролся во время Уразы (поста). Мясо сушеное с собой смог провести, хотя это и запрещено – но иначе что бы он там ел?» — спрашивает Якуб.«После смерти шейха ни один человек не может стать членом братства – только через брак. У нас самая большая рождаемость среди братств.

Посвящение автоматически передается от отца к сыну: каждый сын с 7 лет знает все правила. Наши дочери могут жениться только внутри братства, а сыновья могут привести жену и из других братств. Всего у нас пять тысяч дворов, то есть 25-30 тысяч человек», — говорит Якуб. Это почти 6-8% ингушей. Официальные цифры в 2-3 раза занижают численность братства.Откуда рождаются мифы

Издалека начинаю подбираться к слухам о машинах и оружии. Напрямую спрашивать не принято вообще, а о таких постыдных вещах – тем более.

Старики понимают, к чему я клоню. Опровергать слухи никто не торопится – это считается недостойным. Так что разговоры ведутся иносказательно.

«У нас даже обвешивать невозможно, обманывать запрещено – не важно, мусульманин он или христианин. Если у русского украдешь, если он не простит тебя, то с этой ворованной вещью в ад пойдешь» — разговор на тему машин закончен.

Потом мне уже с глазу на глаз обиняками рассказывают истории, как некоторые из баталхаджинцев выступали против могущественных семей, оказывали помощь боевикам – чаще всего из-за невозможности пренебречь долгом гостеприимства и поступиться своими правилами жизни, а в отместку о них сочиняли самые разные слухи – о том, что машины воруют, оружие продают, скупили все бензоколонки, легко могут держать круговую оборону села. Что правда то правда: спецслужбы Рамзана Кадырова хотели арестовать кое-кого из Сурхахи, но его односельчане отбили. Кстати, оружие на Кавказе имеет каждый мужчина, не исключая и баталхаджинцев.

http://rt.com/news/muslim-order-smuggler-mafia-516/

Баталхаджинцы кто такие и свадебный обряд

(Батал-Хаджи Белхороев с семьей)

Шейх Батал-Хаджи Белхороев (1821–1914), родился в местечке Сомйох недалеко от станицы Нестеровская Сунженского района современной Республики Ингушетия [Албогачиев 2010: 39]. Отца его звали Анарбек, мать Райзет (Забия). В раннем детстве он лишился родителей. Ему не было еще семи лет, когда умерла его мать, вскоре умер и отец.

Мальчика отдали на воспитание родственникам матери, жившим в Чечне. Там прошло его детство и юность. В эти годы произошло его знакомство с Кунта-Хаджи Кишиевым, он стал его духовным наставником и учителем. Годы, проведенные в Чечне, не прошли даром для молодого суфия, он часто бывал у шейха Кунта-Хаджи, советовался с ним по многим интересующим его вопросам духовного развития.

Когда Батал-Хаджи решил вернуться в Ингушетию, он спросил у Кунта-Хаджи: «Где бы мне обосноваться?» — и услышал ответ: «В Сурхахах» [Матиев 2006: 8].

В тот период среди ингушей велась активная пропаганда двух мировых религий — ислама и православия. Миссионеры с той и другой стороны пытались обратить народ в лоно собственной религии. Здесь можно было встретить язычника, мусульманина и христианина, религиозный синкретизм был налицо. Ингушское общество находилось в замешательстве.

В это непростое для ингушского народа время проповедническую деятельность стал осуществлять Кунта-хаджи Кишиев, сумевший обратить в ислам ту часть ингушей, которая пребывала в неопределенности [Албогачиева 2007: 107]. Не имея своего духовного наставника, ингуши часто посещали жившего в Чечне Кунта-Хаджи.

В очередной раз, когда они приехали к Кунта-Хаджи, он показал на стоящего в стороне человека и спросил у них: «Вы знаете этого человека?» — «Нет, а кто это?» — в свою очередь спросили они. «Воистину это устаз, шейх из Сурхахов — Батал, отныне вы можете обращаться к нему за советом и принимать тоба [вирдовое братство]», — было сказано им в ответ [Матиев 2006: 10].

Так началась проповедническая деятельность Батал-Хаджи среди ингушей. Обращаясь к человеку, решившему вступить в его братство, он спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?» — и лишь дав утвердительный ответ, тот становился его адептом. Он постоянно повторял своим последователям: «Вы знаете, каким должен быть мусульманин?

Если в силу каких-то причин он согрешит, то должен тут же пожалеть об этом, попросить прощения у Всевышнего, и день ото дня стремиться к хорошему, всеми силами избегая греховного, возможно, Аллах простит его». Также требовал неукоснительного выполнения требований Святого Корана и Сунны пророка Мухаммада [Матиев 2006: 11].

Первыми приверженцами шейха Батал-Хаджи Белхороева стали жители ингушских селений Сурхахи, Назрань, Насыр-Корт, Барсуки, Плиево и Верхний Ачалуки.

О Батал-Хаджи говорили, что он обладает сверхъестественными способностями, что он в течение 2–3 часов мог проехать 200 верст и вернуться обратно; невидимым ходил среди людей [Борусевич 1893: 139]. В народе Батал-Хаджи пользовался особым уважением, так как «отличался широким гостеприимством, умел располагать к себе не только горцев, но и царских чиновников» [Акаев 1994: 94–95].

Батал-Хаджи обладал даром ясновидения, он предсказал предстоящую депортацию ингушей и чеченцев в 1944 г. и последующие 13 лет пребывания их на чужбине. Его внук Якуб рассказывал нам, что его последователи подготовились к ссылке заранее.

После осенней уборки урожая в 1944 г. они начали заготовку продуктов длительного хранения впрок и закопали всю лишнюю утварь в укромном месте, чтобы после возвращения не нужно было все приобретать заново. Так и случилось, в дороге умер от старости только один из его адептов — Цороев Исмаил Экиевич, а от голода, как и предсказывал шейх, в ссылке не ушел из жизни ни один из его последователей (ПМА 2010).

Для своих учеников Батал-Хаджи стал не только духовным наставником, но и примером трудолюбия. Он участвовал в строительстве соборной мечети в Сурхахах, и сам на подводах привозил из Владикавказа кирпичи для минарета (ПМА 2004–2005). Мюриды беспрекословно исполняли требования своего устаза. Баталхаджинцы отличались строгой дисциплиной и воинственностью.

В 1911 г. Б.-Х. Белхороев вместе с представителями чеченского духовенства был арестован и сослан в г. Козельск Калужской губернии, где скончался в 1914 г. После его смерти по ходатайству Павла Алексеевича Гайдукова было получено разрешение на перевозку спецвагоном тела Святого устаза на родину. Он был похоронен 25 октября 1914 г. в Сурхахах. В похоронной процессии участвовали жители не только Ингушетии, но со всех уголков Северного Кавказа [Матиев 2006: 40].

Батал-Хаджи был суфийским шейхом кадирийского тариката, распространившим среди ингушей новое религиозное учение. Суть его заключалась в том, что им были введены некоторые новые элементы в существующие обрядовые практики. Остановимся вкратце только на тех, которые отличаются от обрядовых практик других братств Ингушетии.

Так, в разных братствах имеются различные ритуалы погребальных процедур. В могиле имеется подбой, куда помещают тело покойного, развязав узлы на саване и повернув лицом к Каабе. Так, в братстве Денни Арсанова, которое относится к накшбандийскому тариакату, и в братстве Батал-Хаджи Белхороева кадырийского тариакта обряд захоронения идентичен, т.е. подбой в могиле располагается с левой стороны, как был похоронен пророк Мухаммад. Тогда как кунтахаджинцы делают подбой с правой стороны. Они считают, что тем самым выражают уважение к пророку, ибо подбой получается как бы сзади подбоя Мухаммада (ПМА 2004–2005).

В отличие от кунтахаджинцев последователи Батал-Хаджи исполняют громкий зикр, становясь в круг, ритмично раскачиваясь на месте, хлопая в ладоши, рефреном повторяя «ла илаха илла-л-лахи» («нет Бога, кроме Аллаха») или другие религиозные гимны (назым). Внук Батал-Хаджи Султан-Хаджи отметил, что среди их сторонников нет руководителя ритуальной практики коллективного зикра — «туркха» и руководителя вирдового братства — «тхамад», как у кунтахаджинцев. В их братстве старший почитает младшего и младший — старшего, как завещал Батал-Хаджи [Албогачиев 2010: 126].

Зикр делают в комнате, где умер человек, перед похоронами и после погребения и возвращения участников похорон с кладбища, а также в последующие 7 дней в установленное время. Сороковины не отмечают, не принято делать годовые и последующие поминки. Однако по желанию семьи покойного могут быть внесены определенные дополнения и изменения в существующие обрядовые практики.

Каждый четверг принято вспоминать умерших родственников и читать суру «Ясин» и раздавать четырем, а по желанию и девяти ближайшим соседям какое-нибудь угощение, это может быть приготовленная дома пища или купленные в магазине продукты. Все на усмотрение семьи.

Нужно отметить еще очень важную деталь, характерную для некоторых братств кадырия Ингушетии и Чечни, в которых практикуется женская активность. Женщины участвуют в круговом зикре и даже совместно с мужчинами (чимирзоевцы). Однако в братстве Батал-Хаджи женщины совсем не принимают участия в религиозной деятельности общины.

Данное братство поощряет внутривирдовые браки, хотя мужчинам дозволяется жениться на женщинах других братств. Вместе с тем брачующихся предупреждают, что в Судный день каждый верующий может быть рядом только со своим шейхом, поэтому супруги, принадлежащие к разным вирдам, непременно разойдутся [Месхидзе 1999: 15].

При жизни Батал-Хаджи правом выдавать женщин замуж обладал только он. Внук Шейха Яхья, пояснил, что теперь этим правом пользуются родители, но и им предписано подбирать для своих детей пару из числа баталхаджинцев. Наиболее распространенной формой брака является брак по сватовству.

Главным мотивом для заключения брака служат взаимные чувства и привязанность, основанные, как правило, на общности интересов, взглядов на жизнь, вкусов и привычек. Молодые люди, принявшие решение соединить свои отношения брачным союзом, оповещают об этом родных. Далее инициатива переходит к родителям жениха.

Если они согласны с выбором сына, то посылают сватов, если же нет, то отказывают. В таких случаях некоторые молодые люди игнорируют мнение родителей и решаются прибегнуть к похищению невесты. Этот старинный обычай оказался удивительно живучим, несмотря на то что он в корне противоречит нормам ислама и не одобряется многими членами общества.

Среди молодежи баталхаджинцев похищение девушек не одобряется, имеют место единичные случаи (ПМА 2010). По этому поводу Батал-Хаджи сказал, что «от такого брака не родится благословенное потомство» [Албогачиев 2010: 206].

Относительно того, почему баталхаджинцы предпочитают выдавать своих девушек за членов своего братства, они говорят, что молодые люди в их братстве не курят и не пьют и если совершат аморальный поступок, то вся община будет на стороне родителей девушки, поддерживая ее во всем. Женщина в их братстве имеет высокий экономический статус, так как ее семья даже после потери кормилицы будет под попечительством общины.

У них нет брошенных стариков, женщин и детей. Женщина после свадьбы может по желанию работать и получать образование, а ее обеспечение лежит на плечах супруга. Мужчины не могут сидеть дома и ждать, пока женщина заработает деньги и принесет их в семью, ему не позволит община. Если он сам не найдет работу, ему найдут и предложат ее. Благополучие семьи — одна из важнейших обязанностей членов вирда (ПМА 2010).

Оцените статью
Добавить комментарий