Привет, Узбекистан! Привет, друзья мои! Сегодня я впервые попала на туркменскую свадьбу! Свадьба огромная, вчера было 500 человек, идет уже второй день. В первый день было знакомство и танцы. А сегодня невеста уезжает из родного дома. Мы посмотрим интересные традиции и обычаи.
Узнаем, почему невеста закрывает рот рукой при посторонних, зачем друзья жениха покупают туфли невесты и почему невесту должны вернуть домой через 3 дня. Мы увидим огромное количество подарков и приданное невесты. И, конечно, не обойдется без праздничного стола, за которым мы попробуем вкусный плов и туркменские праздничные лепешки челпек! В путь, друзья! Видео снято 23 ноября 2021 г Тахиаташский район, Наиман кул аул , Шатиравук поселок 0:00 Вступление 1:04 Идем в дом невесты знакомиться 3:28 Сели пить чай 5:42 Завариваем чай и готовим плов во дворе 9:54 Приехали сваты, накладываем плов 13:40 За столом пробуем плов 16:20 Распаковываем подарки сватов 17:03 Пришли к невесте 19:54 Невеста уезжает из дома 23:42 Жених встретился с невестой 25:26 Прощание #Узбекистан #Казахстан #Кыргызстан #Каракалпакстан #Узбекскаясвадьба #Восточныйбазар #Национальнаясвадьба #жизньвузбекистане #впуть #солнечныйузбекистан
Традиционная туркменская свадьба в Ашхабаде (с подробным объяснением)
Источник: dzen.ru
Туркменская свадьба почему невесту возвращают через 3 дня
После всех выше перечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям. Караван с невестой состоял из 3-4 верблюдов и сопровождался родителями жениха, завидев которых отец невесты забивал баранов и начинал готовить угощение новым родственникам.
Этот обряд выполнялся в разные сроки после свадьбы (от месяца, до года у разных племен) и считался обязательным. Юную невесту возвращали к родителям, где она и оставалась ждать выплаты всего калыма новоиспеченным мужем, кроме того данный обряд позволял поближе познакомиться родителям молодоженов и соответственно подружиться.
Срок пребывания в отчем доме был для невест различным и напрямую зависел от состоятельности жениха. Эта традиция могла быть нарушена, только в случае беременности молодой женщины. Если жених оказывался неспособным уплатить калым, новые родственники могли взять его в качестве батрака в свое хозяйство (гуйч гиев).
Поэтому, когда в туркменской семье рождался мальчик, его родители сразу же начинали откладывать деньги, в счет уплаты будущего калыма. В небогатых семьях, где рождались девочки, огромные надежды возлагались на удачное замужество и большой калым, хотя появление сына в семье, по традиции, все равно более желанно.
Если же молодой зять сполна выплачивал калым, отец невесты и зять били по рукам и на другой день вызывали его родственников, которые приезжали за невестой. Зятю-молодцу дарили красный шелковый халат (гырмызы дон), не оставались без подарков и остальные приехавшие.
Обычно после получения красного халата молодой муж, в течение трех дней должен был приходить и здороваться со свекром и свекровью (салама бармак), которые по традиции угощали его разными яствами и всячески ублажали. Каждый раз, уходя, зять оставлял на скатерти несколько серебряных монет, в знак благодарности. На третий день отец невесты обычно благодарил зятя за внимание и просил больше не беспокоиться. С этого дня приглашения поступали уже от родителей жениха. Эти традиции очень способствовали укреплению родственных связей между породнившимися семьями.
Сегодня большинство из этих обрядов кануло в лету, однако в целом свадьба продолжает сохранять традиционный характер. Современная молодежь с удовольствием включает в свадебную церемонию и элементы древних обрядов. Например, традицией стало приглашать подруг невесты на девичьи вечеринки. В связи с этим исчез и обычай, когда невесте «полагалось» грустить и плакать в последний день незамужней жизни в доме родителей. Девушки поют, шутят, обсуждают свадебный наряд и прическу невесты, делают последние приготовления.
Традиции женского свадебного наряда сохранены до нынешних времен. Один из наиболее распространенных вариантов это красное платье из шелковой домотканой ткани кетени, усыпанное серебряными или позолоченными подвесками от вышитого ворота до подола, дополняется нарядным распашным халатом, борта которого покрыты, будто изящными доспехами, серебряными украшениями. Голову и волосы невесты украшают расшитая шелковыми нитками тюбетейка и накосные украшения: серебряные цепочки, бубенцы и подвески. По-прежнему предпочтение в убранстве невесты отдается старинным туркменским ювелирным украшениям. Так же, как и в прошлом, головной убор невесты покрывает халат-накидка, почти сплошь расшитый вручную ярким орнаментом.
Обычаи и обряды, связанных с приготовлением к свадьбе, выводом невесты из родного дома и приходом в дом жениха, носит развлекательно-игровой характер. Как говорилось ранее свадебное шествие красочно оформлялась. На сбрую лошадей вешали звенящие бубенцы, платки. Девушки и женщины в праздничных нарядах восседали на верблюдах, украшенных великолепными коврами. Сегодня свадебный кортеж составляют легковые автомобили, причем количество их должно быть четным, что символизирует парность.
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп — сласти, печенье.
Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке). Другой вариант: на халат невесты накидывают «уздечки» из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, после чего на нее сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Этот платок становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.
По обычаю, родители невестки передавали в день свадьбы стороне жениха приданое — (сеп). Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги.
Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды (12 платьев и к ним специальные вышитые штанишки). В новый семейный очаг молодая приносила в качестве приданого, в первую очередь, по два ковровых или паласовых чувала, сумки для хранения различного рода домашних вещей, один или два ковра, паласы, кошмы, торбы, теплое одеяло, кухонную утварь.
Количество их строго определялось обычаем. Выделывали все эти вещи с особой любовью и тщательностью, их высокая добротность была делом семейной чести. В приданое входила одежда — нарядные шелковые рубашки, вышитые штаны, халаты, шелковые и шерстяные шали, накидки и другие принадлежности. Приданое измерялось ковровыми изделиями в новом жилище, подразумевая, что это и богатство, и украшение, и надежный недвижимый капитал.
Ковровые изделия, привезенные невестой, полагалось выставлять напоказ и рассматривалось гостями, которые оценивали, таким образом, мастерство и трудолюбие девушки. Если жених строил новое жилище для своей будущей семьи, то невеста приготавливала полное ковровое «оснащение» интерьера своего очага.
И действительно, развесив шедевры, она как бы расписывала все стены нового дома, дверь и порог. Здесь все было продумано до мелочей. Современный дизайнер мог бы позавидовать непревзойденному вкусу туркменской хозяйки.
К примеру, коврик для колыбели ребенка, с затейливым рисунком мешочек для мальчиков, а для дочери — мешочек для зеркальца и расчески, большой ковровый конверт — для девичьих принадлежностей. В тканые ковровые сундуки, футляры, чемоданы разложит она свою изысканную, расшитую шелком одежду. Кроме того, у девушки должен быть свой узорный сундук, чтобы было, куда складывать вещи.
По традиции молодая преподносила мужу, его родителям и остальным членам семьи подарки: свекру — халат или вышитую тюбетейку, свекрови — головной платок-покрывало. Всем остальным мужчинам, женщинам и детям по тюбетейке, отрезы, платки и другие подарки. Своему мужу она дарила обычно нарядную вышитую тюбетейку.
Поэтому невесты стоили и стоят очень дорого.
P.S
Спасибо всем, кто дочитал эти 2 части!)))) простите, что так много получилось)
Источник: spletnik.ru
Свадебный переполох по-туркменски
На рубеже XIX–ХХ веков традиционная туркменская свадьба сопровождалась множеством обрядов, правильное соблюдение которых влияло, как полагали туркмены, на дальнейшую жизнь молодоженов. Сегодня, кроме установленного, скорее западного церемониального порядка, в стране все еще сохраняется самобытная свадебная специфика, национальные обряды и костюм.
Конечно, многие обычаи уже забыты, но есть и такие, которые, хоть и в упрощенном варианте, все еще играют важную роль в проведении многодневной, многочисленной и веселой свадьбы.
В начале ХХ века у туркмен было принято заключать браки чуть ли не с рождения малышей. Если брачный сговор между семьями происходил до совершеннолетия детей (обычно такая «сделка» удостоверялась в присутствии старейшин), то свадьбу откладывали до достижения половой зрелости девочки.
Как правило, столь ранние союзы по расчету происходили по обоюдному решению двух семейств и на взаимовыгодных условиях. Одни обретали новое положение в обществе, породнившись с семьей более высокого происхождения и социального статуса, другие обеспечивали свою родню крепким финансовым фундаментом на долгие годы, получали право на пользование лишней долей общественной земли и воды.
Случалось, что с помощью раннего брака просто избавлялись от дочери как от лишнего рта, выдав ее за первого встречного. Часто девушку выдавали замуж насильно, дабы расплатиться с долгом (долг выплачивался за счет калыма жениха), а новоиспеченная супруга превращалась в одну из работниц семьи мужа. Ее судьба менялась в лучшую сторону лишь после рождения первенца мужского пола.
А вот заключение браков по взаимной любви случалось крайне редко. Средний возраст замужества девочки был 10–15 лет, хотя в состоятельных семьях мог подняться до 16–17. Возраст жениха не ограничивался: им мог быть и десятилетний мальчик, и старик. Но все же предпочтение отдавали юношам 14–15 лет. По многим позициям обычаи туркмен совпадают с обычаями других мусульманских народов, но есть и живописные отличия.
Итак, выбор сделан. Теперь семье жениха необходимо дать знать другой стороне о намерениях. По традиции к родителям понравившейся девушки засылали сватов, самых уважаемых аксакалов и ближайших родственников жениха – отца и братьев. Семья невесты отвечала не сразу.
Посланцев приглашали прийти за ответом через несколько дней, дабы было время больше разузнать о семье жениха, выяснить имущественное положение и происхождение. Дело в том, что в старину строго соблюдалась племенная эндогамия: браки между представителями разных племен не одобрялись. Нельзя было заключать браки и между чистокровными туркменами иг и нечистокровными гул. Правда, бывали исключения, когда бедный иг выдавал дочь за богатого гула. Также крайне редко совершались браки между земледельцами и скотоводами.
Ну вот, родословная потенциального жениха проверена, родители невесты дают добро. Следующий шаг со стороны семьи юноши – это знакомство его матери и ближайших родственниц с будущей снохой и сватьей. В условленный час в доме девушки устраивалось чаепитие, на котором присутствовали обе стороны, женщины обсуждали приятные темы: назначали день проведения церемонии бракосочетания и свадебного праздника той. Обычно свадьбу назначали на самый удачный день недели, чаще понедельник, и на осень, поскольку к этому времени заканчивались сезонные работы и у людей появлялось свободное время.
Кроме даты, женщины обсуждали приданое невесты и подарки жениха докуз букджа (девять предметов) – несколько шелковых халатов (наплечных и наголовных), бархатный камзол, платья, трехметровый отрез шелка на наголовный платок, красный или черный шерстяной кушак и свадебную занавеску для молодых гелинин туттасы. Дорогим подарком жениха считались драгоценности – серебряные украшения на головной убор и косы, браслеты и прочее.
В свою очередь, девушка готовила вещи для переезда в дом свекрови – ковры, ковровые мешки и торбы, предметы домашней утвари, платки, отрезы материи, а также шила одежду и постельное белье. Если к назначенному сроку она не успевала закончить, то на подмогу приходили родственницы и подружки.
Родители готовили дочери в подарок свадебный наряд – церемониальное платье кетени (его шили из подаренного женихом отреза), наголовный халат курте и серебряные украшения. Свадебный комплекс украшений насчитывал более 20 видов драгоценных предметов. Однако не всегда отцу было под силу выкупить изделия у ювелира. В таком случае за помощью обращались к ближайшим родственникам или соседям, которые одалживали их на праздник.
Следующий визит в дом невесты наносили мужчины со стороны жениха. Они приступали к обсуждению не столь прозаичной темы, как подарки. Их интересовал прежде всего финансовый вопрос – размер калыма, который состоял из денег и скота. Обсудив цену выкупа и ударив по рукам, мужчины расходились. Вскоре жених присылал несколько аксакалов с полной или частичной суммой.
Бывало, что семья юноши не могла единовременно расплатиться, тогда долг разбивали на две части, а свадьбу откладывали на неопределенный срок до окончательного расчета. Чаще в случае неуплаты после праздника, пожив в доме мужа 5–6 дней, молодая супруга возвращалась обратно к родителям. Вынужденное возвращение кайтарма и «заточение» в отцовском доме в ожидании полной выплаты длилось от нескольких месяцев до 10 лет. В случае беременности женщина переезжала назад к мужу. Если оплата вовсе не поступала, то брак расторгали.
Как только все технические вопросы были решены, можно было приступать к свадебной церемонии – мусульманскому бракосочетанию ника, которое проходило в доме жениха в присутствии муллы и небольшого числа родственников. Но имелось одно «но» – от невесты требовалось добраться до жилища будущего мужа. Вот тут-то и начиналось самое увлекательное и необычайно захватывающее свадебное представление. В ожидании приезда жениха и «свадебного поезда», состоящего из нескольких верблюдов (обычно жених приезжал утром), девушку нужно было успеть переодеть в нарядный, но весьма неудобный, сковывающий движения кетени красного цвета, поверх накидывали расшитый узорами курте с длинной белой бахромой, закрывающей все лицо, на ноги надевали обувь из кожи на платформе. Интересно, что свадебное платье в определенные дни шила родственница – обязательно многодетная, дабы невеста родила здоровых детей.
К одежде и головному убору крепили тяжелые и крупные украшения-обереги. Стоит подчеркнуть, что свадебный костюм являлся своеобразным защитным доспехом, где каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку защиты и оберега. Туркмены считали, что в день свадьбы невеста наиболее сильно подвержена сглазу и порче.
А потому разнообразные наголовные, накосные и нагрудные подвески-обереги, браслеты и кольца, нашивки-амулеты из серебра вместе с другими декоративными элементами костюма (цветовой гаммой, вышитым узором, бахромой, отделочной тесьмой и пр.) образовывали сложный магико-охранный «панцирь». Ну и, конечно, чрезмерное наличие драгоценностей подчеркивало социальное положение девушки и ее семьи.
Кстати, полный комплект свадебных украшений мог весить свыше 15 кг, поэтому ходить в нем было практически невозможно. Тогда на помощь новобрачной приходили подруги, которые при необходимости поддерживали ее с двух сторон. Иногда для удобства через юрту натягивали веревку, держась за которую девушка могла встать с ковра и сделать пару шагов. Процесс переодевания сопровождался шуточными обрядовыми играми и песнями.
Наряженную невесту усаживали на ковер и аккуратно переносили к каравану верблюдов. На спине одного из них была приделана украшенная будочка-паланкин – кеджебе, в которую и усаживали девушку.
И караван из нескольких животных, украшенных специальными ковровыми накидками, лентами и колокольчиками, вместе с родственницами и гостями в сопровождении джигитующих всадников отправлялся в дом жениха, где происходили главные обряды. На пути компании односельчане устраивали шуточные препятствия: натягивали веревки, закидывали палками, камнями и даже тухлыми яйцами. Бывало, что вместо верблюдов девушку могли перевозить на лошади или арбе. Если «поезд» приезжал в дом жениха засветло, то бракосочетание ника устраивали в тот же день. Если же караван запаздывал, то церемонию вместе с праздничным торжеством и угощением переносили на следующее утро.
На второй-четвертый день после бракосочетания происходил еще один важный для невесты обряд, указывающий на новый социальный статус, – смена девичьего головного убора и прически на женские. Волосы переплетали из четырех кос в две, украшали красивыми подвесками сачлык, на голову водружали более высокий и плотный нарядный головной убор с серебряными медальонами, который она носила еще какое-то время после свадьбы.
Источник: perspectum.info