«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 годы, открыла в русском оперном искусстве новую тему – тему социального неравенства. Как и «Каменный гость», она связана с творчеством Пушкина.
Неоконченная драматическая поэма Пушкина «Русалка» была опубликована вскоре после смерти поэта в журнале «Современник» и сразу же поставлена в двух театрах (для постановки в московском Большом театре музыку сочинил Алябьев – четыре номера). В основе пьесы – достаточно распространенный романтический сюжет. Это история крестьянской девушки, покинутой богатым князем.
Поэт соединил ее с фантастическим мотивом: покончившая самоубийством девушка превращается в могущественную Русалку. Даргомыжского в пушкинском сюжете заинтересовали, в первую очередь, сложные душевные переживания, особенности человеческой психологии. В этом отношении он выступил как художник, воплотивший новую эстетику критического реализма.
Даргомыжский сам написал либретто 1 , о чем упомянул в одном из писем («сам плету стихи»). Ему всецело принадлежит концепция финала, отсутствующего в поэме Пушкина 2 . В оперном финале получает развитие идея мести , от которой поэт отказался 3 . Этот вариант завершения драмы В.Г. Белинский оценил как наиболее верный.
Урок по музыкальной литературе: Оперное творчество А. С. Даргомыжского
Переосмысление основного конфликта драмы (наделение его социальным звучанием) потребовало частичного изменения характеристик действующих лиц и их взаимоотношений. Существенно изменен в опере образ Князя. Князь Пушкина – лицемер, он сознательно обманывает преданную девушку. В сцене свадьбы его волнует лишь скандал.
В оперном либретто Князь мягкий, бесхарактерный, опечален разлукой, искренне не хочет огорчать любимую. Из-за слабости характера расставание с ней не становится для Князя драмой. Виной его разлуки с Наташей Даргомыжский делает не пороки самого Князя, а сословные преграды (« Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать »).
Оперная Наташа – первый трагический женский образ в русской опере. В отличие от героини Пушкина, это более сильный, решительный и последовательный характер. Главное в нем – любовная страсть, порождающая жажду мести. Сильно в Наташе и бунтарское начало, альтернативное женской кротости и терпению.
Пройдет почти полвека, прежде чем подобный образ получит развитие – Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Наименьшим изменениям подвергся в либретто образ Мельника. Восполняя краткость пушкинского текста, Даргомыжский дополнительно ввел в оперу несколько жанровых сцен, рисующих русский сельский быт (крестьянские хоры в I действии, свадебный обряд во II действии). В финалах II и IV актов добавлены сцены Княгини.
Драматургия
- концентрированность драматического действия;
- обилие конфликтных диалогических сцен;
- наличие фантастических сцен 4 и балета;
- декоративность.
Вместе с тем национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Оттолкнувшись от большой романтической оперы, Даргомыжский создал народно-бытовую, лирико-психологическую драму 5 со сквозным музыкальным развитием.
Одна из особенностей драматургии «Русалки» – обилие больших, развернутых, действенных ансамблей. В них сосредоточена основная динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника). В ансамблях широко используется гибкая форма ариозо, возрастает смысловая роль речитатива, который зачастую характеризует переломные, кульминационные моменты драмы. Мастерство певучего речитативного письма является наиболее сильной стороной оперы Даргомыжского.
Наибольшим драматическим напряжением отличается I действие оперы. За исключением выходной арии Мельника и народной хоровой сцены, оно целиком состоит из ансамблевых номеров (два дуэта, терцет и финал с хором). Наташа, образ которой находится в центре действия, не имеет здесь ни одного самостоятельного сольного номера.
Сохраняя в построении оперы «номерной» принцип, Даргомыжский пользуется для обозначения отдельных номеров традиционными определениями: ария, дуэт, терцет. Однако многие ансамбли «Русалки» разрастаются до масштабов целых сцен, в которых песенно-ариозные и речитативно-декламационные элементы тесно переплетаются между собой 6 . Яркий пример – дуэт Наташи и Князя из I акта , характеризующий переломный момент в развитии действия: Наташа догадывается, что Князь женится. Опорными точками в построении дуэта являются три эпизода мелодически-распевного характера:
- « Бывало, издали уже спешишь » (тема побочной партии увертюры);
- « Разве я за тобою вслед »;
- « Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать ».
Ни один из этих трех разделов не вырастает в завершенную форму. Средний раздел, развивающийся с непрерывным нарастанием, приводит к драматической кульминации всей сцены – « Теперь я понимаю все. Ты женишься? ..» (с.79). Слова Наташи звучат почти без сопровождения, вначале робко, вопросительно (3т), затем как крик отчаяния ( f , скачок на ум.7, тремоло в оркестре).
Форма рассматриваемого дуэта незамкнута: он оканчивается тонально подвижным построением, ведущим к дуэту Наташи и мельника. Одно столкновение сменяется другим.
Образы главных героев
Новаторской чертой драматургии «Русалки» является показ главных образов – Наташи и Мельника – в развитии.
Все первое действие «Русалки», фактически, «держится» на образе Наташи (сопрано). В начале оперы ее характеристика выдержана в лирических тонах, преобладают мелодии романсового склада, а также фрагменты, близкие русской народной песне и кантилене глинкинского типа. Примером может служить ариозо « Ах, прошло то время » из терцета I действия (Наташа, Князь, Мельник). Терцет является экспозицией образа Наташи. Второе ариозо из этого же ансамбля – «Ласковым ты словом» (с.40) – легкое, игривое, близко танцевальной музыке.
Заметная перемена в характеристике Наташи происходит в дуэте с Князем . На смену ариозности приходит речитативность, подчеркнутая импульсивными репликами оркестра. В музыке отражается целая гамма чувств – от робости до отчаяния и гнева. Речитативные фразы чередуются с ариозными разделами. Один из них – «Бывало, издали уже спешишь» (с.67) – ласковая лирическая мелодия, настроение светлой грусти.
Наиболее выразительна речитативная сцена Наташи в заключительном разделе дуэта – « Постой, тебе сказать хотела » – где оркестр передает движение мысли героини, находящейся на грани помешательства.
Последней характеристикой Наташи в I действии является драматическое ариозо «Днепра царица» (с.110). Его мелодия основана на подлинном народном напеве, который трансформируется в драматическую декламацию (кульминация образа).
Между характеристиками «реальной» и «неживой» героини помещается гениальная песня « По камушкам » (с.164), звучащая на свадьбе князя. Лирическую протяжную песню о простой крестьянской девушке поет фантастическое существо. Значение этого номера выходит за пределы индивидуальной характеристики Наташи.
Его музыка звучит как голос совести, вызывая у присутствующих на свадебном торжестве тревожные предчувствия, и пробуждая у Князя искорку раскаяния. Во вступлении сочетается жалобная и певучая фраза гобоя (знак печали) и холодные переборы арфы (фантастический элемент). Как и у Глинки, распевность сочетается с виртуозностью (каденции-концовки).
Во второй половине оперы действие происходит через 12 лет. Большая ария в последнем, IV действии «Давно желанный час настал» (с.272) принадлежит уже не прежней Наташе, а фантастическому существу. Ласковая, любящая девушка (реальный образ) превратилась в могущественную Русалку, царицу Днепра, охваченную жаждой мести (фантастический образ).
Этим объясняется заметное интонационное отличие ее музыки от партии Наташи в I акте. Подвижная виртуозная мелодика широкого диапазона, характерная для классических образцов «арий мести», большие скачки перебрасывают арку к заклинанию «Днепра царица». В последнем эпизоде призыва Русалки раскрыта фантастическая сущность образа.
В целом, сольных номеров в партии Наташи немного, но есть многочисленные ариозо в ансамблевых сценах (в терцете это « Да, наконец, ты вспомнил обо мне », « Ах, прошло то время », « Ласковым ты словом »; в сцене с Мельником – « Не верю, не может быть », « Скажи, родимый », « О Боже, он уехал », « Вот, вот венец мой », « Днепра царица »).
Одно из наивысших достижений Даргомыжского в «Русалке» – образ Мельника (бас). В образе первого русского оперного безумца заложено направление, ставшее чрезвычайно значимым для национальной оперной традиции 7 .
Динамика развития образа Мельника направлена от буффонады и водевиля к высотам трагедии. В начале оперы это чисто водевильная фигура; жадноватый прагматик, смотрящий сквозь пальцы на любовную связь дочери, при этом – любящий отец. Первая ария Мельника «Вот то-то, все вы девки молодые» (с.17) близка водевильным куплетам.
Музыка основана на плясовых попевках народно-бытового склада. Но уже в конце I действия (в дуэте с Наташей, с.84) в его характеристике намечается перелом: «Так вот, что должен теперь я слышать» (с.100). Наташа упрекает отца в том, что он поощряет ее отношения с Князем, ожидая дорогих подарков. Секундовые задержания придают мелодии горестный оттенок.
Трагическую трансформацию образа подготавливает и драматический финал I действия.
В III действии Мельник – трагический персонаж. В его дуэте с Князем, характеризуя безумие несчастного старика, Даргомыжский сохраняет черты прежнего облика, но показывает их в «кривом зеркале». Речь Мельника построена на отрывистых восклицаниях: «Здорово, здорово зять!… Я здешний ворон!» (с.228). Интонации приобретают гротесковый характер.
Сохраняется лейтжанр первого акта – плясовая (« Я продал мельницу », « С тех пор свободно летаю »). Вместе с плясовой остается и штрих staccato – и в вокальной партии, и в оркестровом сопровождении. К этому прибавляется диссонантная интервалика.
Перевозбуждение сменяется эмоциональным спадом (точно подмеченная деталь поведения душевнобольных). В лирическом эпизоде «Да, стар и шаловлив я стал…» (с.236) мелодия Мельника приобретает романсовую напевность, в ней слышится горесть и тоска. Медленная, кантиленная, красивая музыка олицетворяет то лучшее, что было загублено в этом человеке.
Хоровые сцены
Особое место в опере занимают хоровые эпизоды. В I -м действии это большая картина народного быта. Три звучащих здесь крестьянских хора (« Ах ты, сердце », « Заплетися, плетень », « Как на горе мы пиво варили ») основаны на подлинных народных текстах.
Подлинные народные тексты использованы и в сцене свадебного пира из II -го действия, с ее обрядовыми и жанровыми элементами. Среди свадебных песен выделяется шуточный трехголосный женский хор «Сватушка» (с.157). В оркестре – подражание народным инструментальным наигрышам.
Праздничный, радостный настрой этой музыки глубоко контрастирует с финалом I акта, где гибнет Наташа. Ту же функцию выполняют танцы и хоры русалок в двух последних действиях оперы.
Музыкальных цитат в «Русалке» немного. В их числе – плясовая «Как на горе мы пиво варили» (с.57), где звучит плясовой народный напев, записанный самим композитором.
1 забраковав первоначальное либретто Степанова, своего шурина.
2 Пьеса Пушкина заканчивается репликой Князя: «Откуда ты, прекрасное дитя?»
3 Тема мести для русского искусства – явление не типичное. Здесь скорее можно видеть продолжение традиций европейской оперы-seria.
4 Асафьев писал об этих сценах: мир фантазии абсолютно чужд Даргомыжскому, «его русалки – просто милые благовоспитанные барышни».
5 Любопытно сходство «Русалки» с некоторыми западноевропейскими оперными шедеврами – в первую очередь, с «Риголетто» Верди. В обеих операх имеется «нелюбовный» треугольник: страдающий старик-отец (Риголетто, Мельник), обманутая красавица-дочь (Джильда, Наташа), богатый соблазнитель (Герцог, Князь). Даты создания драм: «Русалка» Пушкина – 1829-1832 год, «Король забавляется» Гюго – 1832 год. Даты создания опер на эти сюжеты: «Русалка» Даргомыжского – 1845-1855 годы, «Риголетто» Верди – 1851.
Кроме того, можно говорить и о тенденциях оперного веризма, с характерной для этого направления предельной плотностью и концентрацией драматического действия. По сути, первый акт «Русалки» есть типичный образец веристской одноактной оперной драмы. Он представляет собой образец «оперы в опере» или «драму в драме» – со своей драматургической завязкой, кульминацией и трагическим финалом.
6 Среди западных аналогов – ансамблевые сцены в операх Верди (дуэт Аиды и Амнерис, дуэт Амнерис и Радамеса, 1870; ранее – дуэт Жермона и Виолетты, 1853).
7 далее: Марфа, Борис, Герман, Кутерьма, прокофьевские Алексей в «Игроке», Рената в «Огненном ангеле», Любка в «Семене Котко» и т.д.
Источник: musike.ru
Опера «Русалка»
В мае 1856 года впервые прозвучала опера А.С.Даргомыжского «Русалка». Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. Здесь ощутима и опора на русскую народную музыку, и жизненная правдивость сценических ситуаций, и образов. Вместе с тем «Русалка» — опера новая по своей направленности, в ней проявились демократизм композитора, интерес к простым людям.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил всё значительное, что было в литературе того времени, — образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно — русские народные песни. Он и сам записывал их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его творчестве.
Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Причин тому было не мало. Главная из них заключалась в равнодушии, а подчас, и враждебности со стороны дирекции императорских театров. Первые оперы Даргомыжского — «Эсмеральда», «Торжество Вакха», — несмотря на все усилия композитора, всё ещё ждали своей постановки.
Лишь когда ему удалось выхлопотать дозволение на постановку «Эсмеральды», в Москве он воспрянул духом и горячо принялся за «Русалку». Но, не смотря на единодушно положительную оценку публики и газет, «Эсмеральда» продержалась на сцене недолго и была снята с постановки.
В апреле 1853 года состоялся концерт из произведений Даргомыжского, где участвовали лучшие певцы Петербурга. Концерт имел большой успех, и это придало композитору новые силы.
Теперь композитор вплотную подошёл к созданию оперы. В основу её либретто легла неоконченная пушкинская драма. Даргомыжского она привлекла социальной направленностью сюжета, в осуждении неправедности существовавшего жизненного уклада. Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа — угнетённого и бесправного.
Либретто «Русалки» принадлежит самому композитору и написано умелой рукой опытного мастера-драматурга. Кое в чем оно, правда, сбивается на трафареты музыкального театра первой половины XIX века, например — в заключительном апофеозе, который Кюи считал единственным, но крупным промахом Даргомыжского-либреттиста. Сохранив народные черты драмы Пушкина, композитор развил бытовые элементы пьесы и ввел в оперу несколько бытовых сцен. В некоторых из них он воспользовался народными песенными текстами (крестьянские хоры в I действии, свадебные — во II), в других (например, песня Ольги) свободно компоновал поэтические и текстовые элементы фольклора.
Почти во всех этих случаях Даргомыжский сочинял свои мелодии на подлинные народные слова и, как отмечает М. С. Пекелис, «. большей частью не проявлял интереса к тому, какой в народном искусстве напев с ним (с текстом — А. К. ) связан». В «Русалке», сравнительно немного подлиннных народных напевов. Они встречаются в нетронутом или переработанном виде в хоре из I действия «Как на горе мы пиво варили» (песня, начинающаяся словами «Среди двора, из-под древа»; она имеется среди записей Даргомыжского), в финалах I и IV действий: в обращении Наташи «Днепра царица» (песня на слова «Ах! Девица, красавица» или со словами «Ох-ти, горе великое!»), в призыве Русалки (колыбельный напев «Идет коза рогатая»). Примером свободного претворения опере народно-песенного музыкального стиля может служить хор «Ах ты сердце, мое сердце», интонационно близкий к мелодии свадебной песни « Как не пава-свет».
Несмотря на некоторую условность времени и места действия, характеристики образов отличаются яркостью национального облика. По складу переживаний и чувств, по «приметам» музыкально-речевой интонации действующие лица оперы кажутся «современниками» Даргомыжского, весьма примечательна в этом отношении близость интонационного строя «Русалки» к романсам и песням композитора зрелой поры его творчества.
В мелодике оперы преобладает песенно-романсовое начало, язык городской бытовой песни и романса второй четверти XIX века. Отпечаток современности особенно заметен в речитативах главных действующих лиц — Наташи и Мельника. Они столь же жизненные, психологически правдивые, и музыкально-речевые «высказывания» лирических и бытовых героев романсах и песнях композитора. Как раз господство мелодики городского песенно-романсового склада, обилие замечательных речитативов, лирико-драматических и бытовых, коренящихся в русской народной речи, в житейских повседневных интонациях, заметно отличают «Русалку» от опер Глинки, в которых на первый план выступает широкий распевный склад старинной крестьянской песни, величавая, эпически обобщенная интонация. По мнению Чайковского, в «Русалке» отчетливо проявилась наиболее сильная сторона таланта Даргомыжского — мастерство речитативного письма. «Известно, что сила Даргомыжского, — писал Чайковский,- заключается в его удивительно реальном и вместе с (тем изящно певучем речитативе, придающем его великолепной опере прелесть неподражаемой оригинальности).
Характерная черта драматургии «Русалки» — это сквозное развитие драматического конфликта. Действие в опере протекает, можно сказать, по «гребню» кульминаций, возникающих в каждом действии. Особой, небывалой стремительностью и направленностью драматического развития отличается I действие. Уже во второй его сцене рождается завязка (Князь сообщает Наташе о разлуке).
Во второй половине I действия (после народных хоров) наступает бурное развитие драмы. В сценах Наташи и Князя, Наташи и Мельника достигаются две сильнейшие кульминации, которые в финале действия завершаются трагической развязкой — гибелью Наташи. Как уже заметил Серов, все это придает I действию оперы известную самостоятельность и даже драматургическую обособленность. В нем отсутствуют традиционные вступительные бытовые сцены — опера сразу начинается с важного в драматургическом отношении эпизода, с арии Мельника.
В последующем течении действия драматическими вершинами служат: во II действии — песня Наташи, в III- Мельника и Князя (2-я картина), в IV — сцена, в которой Цариц салок увлекает за собой Князя в волны Днепра (финал оперы «Отстраняющую» роль играют в опере бытовые эпизоды: крестьянские хоры — в I действии; свадебные хоры — во II; песенка Ольги, хоры и танцы русалок — в III и IV. Во всяком случае, они нигде не останавливают надолго действия и занимают подчиненное место в общей драматургии произведения. Оригинальна в «Русалке» и драматургия оперных образов, именно главных героев — Наташи и Мельника. Важнейшая их особенность- сквозное развитие, углубленность психологических характеристик, и, вместе с тем, — цельность и выдержанность индивидуальны музыкальных «портретов».
Источник: vuzlit.com
С помощью чего даргомыжский воссоздает в опере свадебный обряд русалка
А.С. Даргомыжский опера «Русалка»
Литературной основой «Русалки» — оперы Даргомыжского, стало одноименное сочинение А.С. Пушкина. Над созданием этого произведения композитор работал на протяжении семи лет – трепетно, с душой, бережно воссоздавая и углубляя образы пушкинской драмы. И так, нота за нотой, сцена за сценой трагическая история любви дочери мельника была воссоздана композитором в оперном жанре , чтобы с годами стать самым известным и любимым творением в его наследии.
Действующие лица
Голос
Описание
Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.
Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II — III Акт | IV Акт |
45 мин. | 60 мин. | 20 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Как известно, свою драму «Русалка» А.С. Пушкин завершить не успел. Возможно, произведение бы и не закончилось смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таким решил сам Даргомыжский. «Русалка», таким образом, благодаря композитору обрела еще и идею мести, которой не было у Пушкина.
- Премьерный спектакль успеха не имел. Причинами этого стали: сюжет – аристократы не оценили страданий дочери Мельника, сокращение многих сцен, а также совершенно неподходящие декорации и костюмы из другой оперной постановки под названием «Русская свадьба».
- Опера «Русалка» Даргомыжского — не единичная в истории русского музыкального театра. «Русалочий бум» пришелся на XIX столетие, когда была поставлена целая серия оперных спектаклей о Днепровской русалке (например, «Леста, или Днепровская русалка» С.И. Давыдова, «Дунайская русалка» Ф. Кауэра» и др.
- В. Белинский считал, что основной особенностью музыкального творчества Даргомыжского была идея сближения возвышеного с реалиями жизни. Тема, которой пронизаны многие его произведения «натуральная (настоящая) школа» — эта тема подразумевает жизнь простых людей из бедного сословия, в реальных очертаниях. Он также поднимает вопрос о «маленьком» человеке и раскрывает его психологические аспекты. Именно эти темы волновали Дагомыжского и были им серьезно задействованы в опере «Русалка», а также во многих романсах.
- Суммарно, с учетом перерывов, композитор писал оперу около 10 лет.
- Сочинив оперу «Русалка» Даргомыжский внес новое направление в русское оперное искусство: лирико-драматическую бытовую драму. Суть в сложных человеческих характерах, которые переплетены с остроконфликтными взаимоотношениями, а в конечном счете случается большая трагедия.
- Данная опера не единственная работа композитора, написанная по произведению А.С. Пушкина. Многие романсы и некоторые оперы Даргомыжского также написаны на стихи и поэмы великого писателя. (Опера «Каменный гость», романсы: «Я вас любил. «, «Вертоград», и мн.другие).
- Знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов собирал свои сценические костюмы, театральные аксессуары и реквизиты — создавая из этого целую эксклюзивную коллекцию. Народный артист очень щепетильно относился к созданию костюмов, и практически всегда принимал личное участие в процессе шитья одеяний. В числе его первых личных театральных костюмов — образ Князя из оперы «Русалка».
- В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий — это разные люди. Поэтому смотря оперу вы услышите: И. Козловского, В. Борисенко, Е. Смоленскую и др. Интересно, что Алексей Кривченя — оперный певец, оказался таким хорошим актером, что звучит не только его бас, но и в фильме он играет самого Мельника.
Популярные арии и номера
Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молоды» — слушать
Ария Русалки — слушать
Каватина Князя — слушать
Хор »Сватушка» — слушать
Музыка
Драматургию «Русалки» композитор воссоздал, продемонстрировав в либретто большую жизненную правду и показав глубокие проникновенные душевные миры главных персонажей. Даргомыжскому удается передать музыкой характерные черты героев, а также показать все душевные переживания. Диалогические сцены в опере встречаются довольно часто, и с их помощью, композитору удается показать напряженные взаимоотношения между действующими лицами. За счет такой особенности сцен, они занимают особо значимое место (наподобие арий, ансамблей). Все действие произведения протекает на фоне обычной, непримечательной картины быта того времени.
Даргомыжский выделил в «Русалке» значительное место хоровым эпизодам. В действиях есть картины, где показывается народный быт. Большинство хоров крестьян композитор писал используя подлинные народные тексты.
Ансамбли в музыкальной драме чаще всего имеют гибкую форму ариозо, усиливается ценность слова и смысла в речитативах, характеризующие пиковые, кульминационные драматические фрагменты. Даргомыжский пишет оперу по принципу «номерной» партитуры, т.е. он обозначает отдельные номера привычными наименованиями — ариями, дуэтами, терцетами и т.д.. Но, композитор все равно зачастую расширяет ансамбли в «Русалке» до масштабных сцен. В таких сценах наблюдается переплетение песенно-ариозных элементов с речитативно-декламационными.
История создания
Идея о написании оперы на сюжет «Русалки» по поэме А.С. Пушкина возникла у композитора в конце середины 19 века. Уже в 1848 году Даргомыжский сделал первые наброски на нотных листах. Через 7 лет, в 1855 году, музыкальный творец закончил оперу.
Даргомыжский сам писал либретто для оперы «Русалка». Несмотря на то, что досочинить конец поэмы ему пришлось самому, много авторского текста композитор сохранил неизменным. В том числе он добавил заключительную сцену гибели Князя. И с изменениями трактовал образы Пушкина, например, в образе Князя он убрал чрезмерное лицемерие, которое ему присуще в авторском тексте.
Поэт не уделил должного внимания душевной драме Княгини, а композитор широко развил эту тему. Мельник в пушкинском варианте корыстный, Даргомыжский же показал его еще и хорошим, любящим отцом. Образ Наташи, композитор сохранил, показав линию характерных перемен такими же, как в поэме писателя.
Постановки
4 мая 1856 года была первая постановка оперы «Русалка» в Мариинском театре (Санкт-Петербурга). Премьера получилась небрежной, неаккуратной (несоответствующие костюмы, декорации). Из-за этого театральная дирекция была недовольна и враждебно настроена к этой музыкальной драме, да и зрителям опера не понравилась. Меньше, чем через 10 спектаклей «Русалку» сняли со сцены. Только в 1865 году возобновили спектакль, который был восторженно принят новой публикой, в том числе и интеллигенцией.
Эта опера и по сей день пользуется популярностью на оперных сценах России. Уже свыше 150 лет «Русалка» входит в репертуар Российских театров.
В заключении хочется сказать, что «Русалка» безумно актуальна для реалий любого времени. Такие ситуации случаются и в наше время, когда происходят такие казусы в отношениях между мужчиной и женщиной. Даргомыжский сумел своей музыкой выразить всю палитру эмоций так, что слушая эту музыкальную драму, невольно вливаешься в предложенную историю и сопереживаешь вместе с главными героями.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
А.С. Даргомыжский «Русалка»
Источник: soundtimes.ru