На этой картине художник изобразил старинный торжественный обряд – сговор (рукобитье, обручение), во время которого заключался договор между семьями жениха и невесты о будущем брачном союзе.
Этот обряд проводился через несколько дней после сватовства. Невесту одевали в лучшие наряды и показывали родителям жениха, после чего обсуждали дату свадьбы, предстоящие расходы, количество подарков, приданое и другие вопросы.
На переднем плане картины художник изобразил молодую невесту, стоящую возле накрытого стола. Крестьянка и её родственники одеты в традиционные праздничные костюмы: женщины в нарядных платьях и сарафанах, мужчины — в суконных зипунах. Мастер очень точно и реалистично выписал и сами наряды, и характер вышивки и даже виды тканей.
Все герои картины тоже реальные люди — это жители села Татарова в Суздальской провинции, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста.
«Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов», — гласит подпись.
Сочинение по картине «празднество свадебного договора»
Глядя на эту картину, хорошо бросается в глаза тот факт, что крестьяне в Суздальской провинции жили очень даже неплохо, несмотря на то, что картина написана во времена крепостного права.
Оригинальная картина маслом на холсте размером 199,9 х 244 см в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Источник: dzen.ru
Описание картины Шибанова «Празднество свадебного договора»
Крепостной художник Михаил Шибанов родился и вырос в деревне Мясоедово Суздальской губернии. Он хорошо знал обычаи русских крестьян. Один из них он изобразил на полотне «Празднество свадебного договора».
Оглавление:
- Художник Михаил Шибанов
- История создания картины
- Описание полотна
- Изобразительные средства
Описание картины Шибанова воссоздает старинную русскую традицию и передает настроение торжества, позволяет стать ближе к культуре и истории народа.
Художник Михаил Шибанов
Михаил Шибанов является одной из самых загадочных фигур русской живописи конца XVIII века. О художнике не сохранилось никаких биографических сведений. Неизвестны его дата рождения, происхождение, место учебы. Никто не знает, как сложилась его судьба, и как происходило творческое развитие. Исследователи практически не располагают информацией о его творческой деятельности.
Предположительно он занимался иконописью и выполнял частные заказы. Дошли его картины, на которых изображена жизнь простых крестьян.
Из биографии крепостного художника известно, что он принадлежал фавориту Екатерины — князю Потемкину. Это помогло Шибанову раскрыть талант живописца и регулярно получать заказы от знатных вельмож, одной из которых была императрица. Художник сопровождал царственную особу во время ее поездки в Новороссию. Ее портрет, выполненный мастером, по достоинству оценили современники.
Одной из выдающихся работ Михаила Шибанова стал портрет генерала Дмитриева-Мамонтова.
За всю жизнь художник создал несколько портретных работ и 2 картины, ставшие достоянием отечественного живописного искусства.
История создания картины
Изображение бытовых сцен из крестьянской жизни необычно для русской живописи XVIII века. Художники отводили этому жанру самое последнее место. Именитые живописцы считали недостойным изображать на полотнах простолюдинов.
Шибанов первым из русских живописцев обратился к тематике крестьянской жизни. Ранее образы русских крестьян изображали иностранные художники. Их наброски групповых портретов и сцены из повседневной жизни позже были отражены в гравюрах. Они воспринимали русскую жизнь, как «восточную экзотику», которая была им непонятна. Такие картины не имели познавательного значения и не оказали влияния на развитие этого направления живописи.
Художник не был связан правилами изобразительной эстетики, поэтому воспроизводил на своих полотнах близкие ему сцены из повседневной жизни. Спустя три года после пугачевского бунта Шибанов рискнул запечатлеть на картине крестьянские образы. Это было довольно смело, поскольку государство было сурово по отношению ко всем, имеющим отношение к восстанию Пугачева.
Рассказать открыто о нищенском положении крепостных художник не мог, поэтому он выбирает другой путь. Многие исследователи полагают, что он изобразил на картине не крепостных, а государственных крестьян, положение которых было несколько легче, а жизнь — богаче.
В это время правительство и знать хотели видеть на картинах только счастливых крестьян, которые хорошо живут благодаря мудрому правлению императрицы. Живописцы старательно изображали красивую деревенскую жизнь, которая не имела ничего общего с реальностью.
Картина Шибанова не является фальшивым изображением крестьян. Он намеренно выбирает праздничную тематику, скрывающую другие стороны крестьянской жизни. Именно это делает изображение слишком правдивым. Изображение празднования — это не зарисовка или этюд, это законченное полотно с хорошо продуманной композицией и тщательно подобранными типажами.
Произведение имеет описательные и психологические цели, разъяснение которым автор сделал на обратной стороне картины.
Описание полотна
Картина Михаила Шибанова имеет большое историко-художественное значение. Художник впервые сделал крестьян персонажами художественного произведения.
Автор запечатлел одно из главных событий в жизни молодых людей — празднование свадебного сговора. Традиционно обряд сопровождался смотринами невесты, обменом подарками и обсуждением предстоящей свадьбы. Во время сговора заключался свадебный договор, который ни одна из сторон не могла нарушить.
Действие происходит в избе родителей невесты. В центральной части композиции изображена молодая девушка. На ней надет богатый праздничный наряд: белая полотняная рубашка, сарафан из белой парчи и золотистая душегрея, украшенная красным шитьем. На шее находится украшение из жемчуга и крупных каменьев. Голову невесты украшает девичий убор — расшитая золотом повязка и длинная фата.
Девушка очень скромна, но полна грации и достоинства. Ее лицо выглядит очень бледным, на нем можно прочитать волнение и внутреннее напряжение. Если она понравится жениху — будет свадьба, и у девушки начнется новая жизнь.
Привлекателен образ жениха — молодого парня, который с нежностью смотрит на свою суженую. Его образ проникнут спокойствием и серьезностью. Чтобы поддержать невесту, он держит ее за руку. Жених одет в праздничную вышитую рубашку, нарядный кафтан, из-под которого выглядывает полукафтанье зеленого цвета.
Позади невесты стоят приглашенные гости. Вероятно, это жители деревни, которые не хотят пропустить важное событие. Они, как и главные персонажи, одеты в лучшие наряды. На мужчинах можно рассмотреть суконные зипуны, а на женщинах — сарафаны и кокошники. Их лица озаряют радостные улыбки.
Художник мастерски построил композицию картины: он расположил фигуры таким образом, что зритель может почувствовать общее движение. При этом персонажи на полотне выглядят живо и естественно.
Слева находится стол, застеленный белой скатертью с праздничными блюдами и напитками. За ним сидят 4 крестьянина. Возможно, это отец и братья невесты. Один из них немного привстал и обращается к молодым.
Художник изобразил на картине сватов со стороны жениха и невесты, которые располагаются по обеим сторонам. Они пристально разглядывают девушку. Один из мужчин приглашает сватов за стол, чтобы скрепить заключенный договор.
Описание картины можно использовать для доклада, рассказа о творчестве художника или сочинения.
Изобразительные средства
При взгляде на полотно у зрителя возникает чувство, что он находится в старинной избе и является участником праздничного действа. Картина пропитана подлинной любовью художника к народу, поэтому он так тщательно раскрывает типичные черты русского характера: мужество, душевную красоту, благородство.
Живописец мастерски изобразил каждую, на первый взгляд, незначительную деталь. Описание картины Шибанова передает, насколько важно для крестьян соблюдать традиции.
Произведение имеет сложное композиционное построение. Поскольку сюжет основан на реалистичном изображении, деталей на полотне немного.
К композиционным особенностям относятся:
- простое убранство избы;
- несколько картин на стенах;
- стол, покрытый белой скатертью;
- праздничные блюда, приготовленные для гостей;
- бутылки, из которых приглашенные наполняют рюмки.
Такая обстановка подчеркивает, что семья невесты не является зажиточной и живет очень просто.
Особое внимание следует обратить на изображение праздничных костюмов. Их достоверность подтверждена сохранившимися образцами. Художник настолько точно пишет детали, что можно распознать фактуру и вид материала, этнографическую точность праздничного костюма, тонкость цветовой гаммы одежд и декоративное единство. Это добавляет полотну праздничности и торжественности. Гости, стоящие на заднем плане, сами становятся участниками праздника.
Свет в картине играет особую роль. Он выделяет жениха и невесту и желтыми бликами постепенно рассеивается к краям полотна. Такой прием позволяет сосредоточить внимание зрителей на главных персонажах.
Вместе с чертами реализма в произведении имеются элементы, идеализирующие быт крестьян:
- декоративность в построении композиции;
- большое количество деталей, подчеркивающих торжественность и праздничность;
- зажиточность, нехарактерная для крестьянских семей.
Своеобразие и самобытность творчества Михаила Шибанова ставят его в один ряд с выдающимися русскими живописцами XVIII века.
Его картины отличают наблюдательность, оригинальность и психологизм, которые свидетельствуют о творческой зрелости и художественном опыте.
Источник: www.prostudenta.ru
«Празднество свадебного договора» — описание картины Михаила Шибанова
Михаил Шибанов — один из немногих художников, изображавших на своих полотнах простую сельскую жизнь крестьян. Будучи уроженцем села Мясоедово, он прекрасно знал традиции обыкновенного работящего народа. Описание картины Шибанова «Празднество свадебного договора» помогает людям понять, насколько по-своему пышным было когда-то это торжество, и написать отличное сочинение или рассказ по теме.
История написания
Нарисована картина Шибанова была в 1777 году. Многофигурность требовала от художника создания полотна, способного уместить все элементы. Размеры готовой работы составили 199 на 244 см. Сейчас это произведение искусства находится в московской Третьяковской галерее. Живописные качества рисунка настолько покорили критиков, эстетов, искусствоведов, что он был поставлен в один ряд с другими, более выдающимися картинами XVIII столетия.
Не так много сохранилось сведений о написании произведения. Сохранившаяся авторская надпись на оборотной стороне холста позволяет обозревателю узнать, что рисунок посвящен свадебной церемонии, проводимой в те времена суздальскими крестьянами. Также художник обозначает место создания — писалось произведение в той же провинции. В своих изображениях Михаил Шибанов проявляет острый психологизм, передавая детально черты лица и переживания героев, меткую наблюдательность, творческую зрелость.
Несмотря на проникновенность реализма, на картине «Празднество свадебного договора» можно увидеть идеализацию крестьянской жизни. Существует немало теорий, почему художник выбрал именно такой стиль написания. Так как произведение писалось в Суздали, где тогда проживали государственные крестьяне, считавшиеся более зажиточными и благоустроенными, нежели крепостные их собратья, это оправдывает пышность праздника.
Произведение было написано спустя три года после трагичности судьбы крестьян, пострадавших от войны, возглавляемой Пугачевым. Свирепство репрессий, постоянные казни народа, жестокость царицы — все это не исчезло из памяти простого люда.
Расправившись с крестьянским движением, помещики и правители хотели видеть на картинах поселян, которые благодарны императрице за мудрое правление. Никто не мог говорить правду, даже художники через картины. Возможно, это оправдывает идеализацию крестьянской свадьбы, изображенной на его творении. Но это не меняет того, что Михаил Шибанов стал своеобразным реформатором русского искусства.
Основная тематика
Основная тема крутится вокруг таинства знакомства жениха с невестой и заключения договора о браке, что тогда проводилось повсеместно крестьянскими семьями. Но не так важен сюжет, как тематика, затрагивающая жизненный образ простого люда. Тогда это не было популярно среди художников. Бытовые сцены не рисовались. Русское искусство было представлено пейзажной живописью, автопортретами, картинами с пышно одетыми людьми.
Шибанову удалось произвести в то время истинную революцию. Ведь ранее такому картинному жанру отводилось низшее место. Простой быт считался недостойным художественной кисти мастера. Несмотря на это, домашние упражнения, направленные на изучение бытовой живописи, существовали и практиковались художественными академиями. Но и там грубое изображение народных сцен не допускалось.
Михаил Шибанов первым изобразил на холсте обыденность крестьянских семей. Ранее русских крестьян рисовали только приезжие художники — Лепренс, Эриксен. Но предшественник у него все-таки был — А. Лосенко, использовавший образ простых работяг из села при написании картины «Владимир и Рогнеда».
Так, современная народная живопись вошла в жизнь ценителей русского искусства. Картина «Празднование свадебного договора» выглядит композиционно сложной и представляет собой законченный сюжет, а не вырванный из контекста произведения этюд.
Центральный сюжет
В основу положено празднование заключения сговора между семьями брачующихся. Подробнее о церемонии можно узнать из старинных описаний крестьянского быта в России. Суть договора заключается в обмене колеи, дарении подарков, смотрин невесты. Принятый сговор считался священным и нерушимым. Именно этот торжественный момент из жизни одной крестьянской семьи изображается на картине Шибанова.
Что сразу бросается в глаза при просмотре полотна:
Отдельного внимания заслуживает цветовая интонация художественного произведения. Автор специально осветлил центральную часть, чтобы обозреватель концентрировал внимание на главных персонажах, изображенных и прорисованных более детально. К правой половине свет рассеивается, к левой части он затемняется.
Образ невесты как основа композиции
Наибольшее внимание автор уделил невесте, убранной в народный наряд с богатой росписью и вышивкой. Поверх основного платья на ней надета рубашка из полотна, застегнутая к самому верху, белоснежный сарафан из парчи, расшитый цветочным орнаментом. И завершает ее образ парчовая душегрейка из золотой ткани с красным шитьем. Стоит сказать, что именно одежде автор уделял наибольшее внимание. Качественная прорисовка позволяет понять, что тогда было модным среди крестьян.
Праздничный наряд дополняется девичьим головным убором, состоящим из расшитой золотом повязки, украшенной фатой. На шее невесты непринужденно красуется жемчужное ожерелье, а в ушах сережки.
Приглашенные гости
По правую сторону от невесты и позади нее теснится толпа приглашенных гостей. А за столом уже сидит отец девушки с несколькими мужчинами (вероятнее всего, сыновьями), хвалебно поднимающими бокалы за здоровье и любовь молодых. Мужчины и женщины одеты в богато расшитые и украшенные наряды (сарафаны, кокошники, суконные зипуны). Все гости объединены одним движением, что позволило создать завершенную композицию поздравлений.
Отдельного внимания заслуживают детализированные ткани нарядов приглашенных гостей:
- точность цвета и фактуры;
- возможность распознать тип материала и сорт;
- этнографическая верность праздничных нарядов;
- художественность одеяний с цветовым разнообразием;
- тонкость колористической гаммы;
- декоративное единство костюмов.
Все это добавляет изображенному событию торжественности и традиционности. Словно все гости и сами виновники праздника чтят традиции.
Дополнительные детали
Так как сюжет основан на реалистичном изображении главных персонажей, то деталей на картине «Празднество свадебного договора» Шибанова не так уж много. К числу композиционных особенностей и дополнений стоит отнести:
- небольшой стол, покрытый зеленой скатертью;
- наличие нескольких (видно, что скромных) блюд;
- бутылки с питьем, содержимым которых сидящие за столом люди наполняют свои бокалы;
- простой интерьер, украшенный лишь несколькими настенными картинами.
Все эти элементы подчеркивают то, что люди не такие уж зажиточные, но и не бедствуют. Реалистическое мастерство художника действительно вдохновляет, так как оно переполнено любовью к простому народу. Шибанов любит своих персонажей и раскрывает типичные черты характера обыкновенного русского человека.
Источник: sprint-olympic.ru