Почему в свадебном обряде обязательно присутствовал каравай 4 класс орксэ

Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось «просто так»: любое движение или слово, любая деталь одеяний была исполнена глубокого смысла, и смысла зачастую очень древнего, уходящего корнями опять-таки в язычество. И вот что интересно. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден христианский, церковный обряд, но не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир» — на всю деревню (то есть типично языческих элементов) — общественное мнение упорно отказывалось принимать этот брак, считать свадьбу действительной. И наоборот: если «языческие» элементы были исполнены честь честью — с церковным венчанием, считалось, можно и повременить, приурочить его, например, к крестинам ребенка.

Я не буду рассказывать о свадьбе подробно. Учеными написано о ней такое количество книг, что мы с вами захлебнемся в поверьях, обычаях и просто интересных подробностях. Да и задача моя вовсе не в том, чтобы рассказать все возможное о язычестве древних славян и его современном наследии. Я хочу лишь разбудить ваше любопытство, хочу, чтобы почаще звучало «почему?» и открывались умные книги, которые если и не все объясняют, то, во всяком случае, подсказывают, где искать.

Слово, обращённое к себе

Наверняка вам приходилось видеть свадьбу, но вот знаете ли вы, почему на свадьбе главное действующее лицо, центр общего внимания — невеста, а не жених? И почему на ней белое платье? А зачем фата?

В древности каждый человек был членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» — в смысле, выходят из своего рода, покидают его.) Вы уже знаете, что означал для язычников такой переход.

Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» уже в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия — это знак рода. Отсюда и обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат.

Теперь ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — граница миров, а невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».

А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует «чистоту и скромность» невесты, но это неправильно. На самом деле белый — цвет траура. Да, именно так. Черный в этом качестве появился сравнительно недавно.

Белый же, как пишут ученые — историки и психологи,— с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был. красный, «черный», как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест.

ОРКСЭ коллектив 4 классы

Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.

Теперь про фату. Еще совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак ее считали «умершей», а жители Мира Мертвых, как правило, невидимы для живых (и наоборот: помните «Вия» Н. В. Гоголя? «Подымите мне веки: не вижу!»).

Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае опять-таки нарушалась граница, и Мертвый Мир «прерывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями. По той же причине молодые брали друг друга за руку только через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всем протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».

. На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных — тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слез, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем в прежние времена, вернее не только в них. Ведь невеста покидала свой род и переходила в другой.

Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родней и ее сверхъестественным покровителям — умершим предкам, а в еще более отдаленные времена — тотему, мифическому животному-прародителю.

А «коса» — девичья краса»? С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею навеки и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. А если девушка убегала с любимым против воли родителей (именно такой брак назывался «браком против воли», воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой невесты, как думают иногда), молодой муж обрезал драгоценную девичью косу и предъявлял отцу с матерью жены вместе с выкупом за «умыкание» девушки. И в любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор, значило нанести колдовской ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности — штраф, если не кровную месть. А свадебный выкуп назывался в Древней Руси «вено», и эт слово родственно словам «венок» и «венец» — девичий головной убор.

Актуальность работы. Изучение традиционного русского свадебного обряда остается одним из важных направлений современной отечественной этномузыкологии. Интерес к теме- обусловлен важнейшей ролью данного ритуала в жизненном цикле человека, принадлежностью к архаическому пласту этнической культуры.

Проблема понимания свадебного ритуала как целостной этномузыкальной системы особенно актуальна для поздних фольклорных традиций, основанных на культурном опыте переселенцев. При этом’ определенную сложность представляет выявление механизмов устойчивости и сохранения фольклорного наследия, осознание принципов взаимодействия полистилистических элементов внутри одной этнокультурной зоны.

Особое внимание к свадебному комплексу также обусловлено процессом угасания самобытного ритуала. Социально-политические и экономические условия развития общества приводят к разрушению традиции, уходу из современной народной праздничной культуры многоэтапного свадебного действа, сохранившегося в наши дни лишь в памяти пожилых людей.

Настоящее исследование посвящено свадебному обряду, бытующему на территории русского села Исит.

Целью исследования является обоснование концепции возникновения стабильной музыкальной традиции свадебного обряда на исторически сложившейся территории русского селения , как поздней фольклорной культуры смешанного типа.

Исходя из заявленной цели, ставится ряд взаимообусловленных задач:

— выявить культурно-исторические предпосылки формирования музыкально-фольклорной традиции исследуемого региона с позиций системообразующих компонентов;

— установить структурные закономерности драматургии свадебного ритуала;

— рассмотреть музыкальную драматургию обряда, жанровый состав напевов;

— охарактеризовать основные музыкально-стилевые комплексы

Свадебный обряд, включает следующие основные составляющие:

Источник: nsportal.ru

Почему в свадебном обряде обязательно присутствовал каравай 4 класс орксэ

Привет Лёва Середнячок

triolana

Почему на свадебном обряде обязательно присутствовал каравай

4 (3 оценки)

Polinik2004

Polinik2004 6 лет назад

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

— Свадебный каравай издревле считается символом будущего семейного счастья. По традиции его выпекают умелые и уважаемые женщины, а руководит процессом крестная мать жениха или невесты

Источник: vashurok.com

Что символизирует каравай на свадьбе

Когда молодожены переступают порог родительского дома, матери по традиции выходят им навстречу с пышным и румяным свадебным караваем, искусно украшенным цветами и фигурками из тонкого теста. Чтобы молодожены жили в любви и достатке, они должны отщипнуть по кусочку свадебного каравая, обмакнуть его в соль и накормить друг друга.

Что символизирует каравай на свадьбе

Статьи по теме:

  • Что символизирует каравай на свадьбе
  • Как украсить свадебный каравай
  • Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью
  • Как встречать гостей хлебом-солью

Традиция подношения молодоженам хлеба и соли весьма символична, с древних времен она считается лучшим способом защитить новорожденную семью, поскольку хлеб – это мощный оберег, символ достатка и семейного очага. Соль считается универсальным средством против злых духов. Каравай подносится на рушнике – вышитом полотенце. Считается, что жизнь молодых должна быть такой же гладкой, как поверхность рушника.

Что символизировал свадебный каравай в старину

Традиция подносить молодоженам каравай уходит своими корнями в седую древность. В Древнем Риме жених и невеста становились супругами только после того, как съедали по куску круглой лепешки, замешанной на соленой воде и меде. Куски лепешки жених и невеста передавали друг другу одновременно, при нескольких свидетелях. Русский свадебный каравай является потомком древнеримской медовой лепешки.

Круглая форма каравая издревле символизировала Солнце или языческого бога Солнца, который считался главным покровителем славян. По преданию, бог Солнца спускался на землю, чтобы одарить молодоженов, вступающих в счастливую семейную жизнь, своей лаской. С тех далеких времен каравай стал символом плодородия и богатой жизни.

В старину караваю отводилась важная роль в церемонии подношения даров молодым. Родственник сначала принимал и отведывал кусочек каравая, а в благодарность он что-то дарил молодоженам. Делили каравай крестные родители, а дети разносили кусочки гостям. Было негоже уйти со свадьбы домой без кусочка каравая. Считалось, что тому, кто отведает свадебный каравай, будет сопутствовать удача во всех начинаниях.

Что символизирует свадебный каравай в наши дни

В наши дни хлебосольная традиция на свадьбе сохранилась. Как и в далеком прошлом, родители встречают жениха и невесту румяным караваем на расшитом вручную рушнике. Считается, что чем каравай пышнее и красивее, тем богаче и счастливее станут отведавшие его молодожены.

Современные караваи украшают красивыми узорами из тонкого теста: цветами, колосками, ягодами, плетеными сердечками, кольцами, птицами. Цветы на каравае символизируют чистоту невесты, колоски – благосостояние и достаток молодой семьи, ягоды – сильную и крепкую любовь, плетеные сердца, кольца и птицы – верность и преданность молодоженов друг другу.

Молодые вкушают свадебный хлеб с середины, эта традиция олицетворяет зарождение новой жизни и скорое появление у семейной пары детей. Деление свадебного каравая на части символизирует потерю девственности. Украшения с каравая раздают незамужним девушкам. Считается, что если девушка получила и отведала такое украшение, вскоре она тоже выйдет замуж. Существовало поверье, что если незамужняя девушка положит на ночь под подушку кусок свадебного каравая, во сне она увидит своего суженого.

Малоизвестные факты о свадебном каравае

С древних времен каравай отождествлял статус будущей семьи, поэтому его пытались сделать максимально пышным и высоким. На богатых свадьбах можно было увидеть огромные караваи размером со стол. Порой каравай поднимался высоко и получался таким пышным, что его было невозможно вытащить из печи и приходилось вынимать из печной кладки несколько кирпичей.

Для выпечки каравая приглашались каравайницы – замужние женщины, живущие с мужьями в добре и согласии, любви и счастье, у которых были отзывчивые и работящие дети. Считалось, что каравайницы одарят семейным благополучием и молодую семью. Выпекая каравай, женщины пели обрядовые песни, зазывая счастье и удачу в дом молодых.

Традиция выпекать на свадьбу обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. У украинцев и белорусов также существуют каравайные традиции, у татар на свадьбу пекут губадью – пирог из слоеного теста, обрядовое значение которого полностью идентично караваю.

Источник: www.kakprosto.ru

Оцените статью
Добавить комментарий