Почему раньше не было свадеб

Люди старшего поколения говорили фразы типа «мы не знали, что такое развод!». Но времена меняются. Люди становятся богаче, потребности растут. И, вроде бы, качество брака должно улучшаться. Но в тоже время, жизнь становится сложнее.

В чем же причина пугающей статистики разводов и демографического кризиса в России?

Согласно статистике разводов на конец 2018 года, распалось 65% браков. Хотя каких-то 60 лет назад разводиться было «не принято». И, из года в год, тенденция к росту разводов только растет. Хотя стоит признать, что пик разводов пришелся на начало двухтысячных: в 2002 году распалось 84% браков. Позже, конечно, пары расходились реже, но тенденция сохранилась.

Это привело страну к демографическим проблемам.

Брак-статус

Еще несколько десятилетий назад, отсутствие брака к определенному возрасту (условно, после 25 лет), порицалось обществом. В то время, чтобы быть «нормальными», к 30 годам люди должны были иметь двоих (или больше) детей, стабильную работу на заводе (условно), постоянную профессию, собственное жилье и крепкий брак , который длился к этому времени уже несколько лет.

БЫДЛО СВАДЬБЫ

Сегодня же немногие люди к этому возрасту имеют все вышеперечисленные блага. Люди начали позже «взрослеть». Современные тридцатилетние только приходят к стадии осознанности. До этого они, как правило, предпочитают путешествовать, развиваться и «искать себя». Вроде бы мы должны становится умнее, так как не торопимся в ЗАГС или заводить детей, как делали это наши родители, но нет.

Хотя и стоит признать, что наличие брака до сих пор является показателем некого статуса. В вопросах трудоустройства, например, в выборе между «семейным» кандидатом и не женатым, предпочтение будет отдано первому. Так как он, в глазах работодателя будет казаться более ответственным и надежным человеком. Но это касается только мужчин.

Отношение к браку так же изменилось. Браки по контракту или расчету, потому что человек удобен для дальнейшей жизни, по «залету», потому что «так получилось» и в связи с мимолетной влюбленностью, стали абсолютной нормой. Не стоит объяснять, что быт, рано или поздно возьмет свое и никакое «удобство» не сможет удержать партнеров. Никто больше не удивляется подобным случаям.

Никто больше не осуждает. «Женился-развелся-женился-развелся». Люди перестали относится к институту брака как к чему-то «священному» или «навсегда». Общество ослабило свою хватку в этом вопросе, давление спало и поэтому брак стал просто промежуточным периодом в жизни, а не основополагающим фактором.

Квартирный вопрос

Во времена СССР, люди могли позволить себе смело заводить семью и детей в любом возрасте, потому что главную проблему на себя брало государство – наличие собственного жилья. Глядя откровенно на современное общество, мало кто из молодых людей может похвастаться наличием своей квартиры. Поэтому многие берут ипотеки, которые выплачиваются в течение 20-30 лет или снимаю жилье. Это серьезные причины для ссор внутри семьи и финансовой нестабильности.

Кража невесты девушка попыталась ❤️

Также, раньше была довольна распространена практика сожительства с родителями одного из супругов. Современное же общество довольно негативно относится к такого рода практикам. Так как сложности в общении в тандемах «теща-зять» и «свекровь-невестка» присутствуют и в наши дни, что сильно влияет на отношения супругов. Конечно, есть и исключения.

Равенство

Влияние феминизма не могло обойти стороной современные правила семейного быта. Нынешние женщины повально отказываются от голубой мечты наших мам и бабушек – быть «хранительницей очага». В прошлом все было проще – жена дома, муж на работе. То есть, на женщину взваливались все домашние обязанности начиная от стирки и готовки заканчивая уходом за детьми. Это было нормой.

Сейчас же, из года в год, женщины становятся все более эмансипированы. Они занимаются собой, своей карьерой и саморазвитием.

В связи с этим, привычный, выработанный годами пример семейного быта рушится и это, опять же, влияет на регулярность ссор между партнерами. Правильная ли это позиция- решать вам.

Секс повсюду

И действительно. В любой рекламе, клипе или фильме людей призывают к свободным сексуальным отношениям. Понятие «верность» постепенно искажается и пропадает вовсе. И это, опять же, норма в современном обществе. Тем не менее, измена все еще является одной из основных причин развода.

Это происходит из-за доступности сексуальных утех и общения с людьми со «свободными» взглядами на отношения. Конечно, стоит принимать во внимание тот факт, что на инстинктивном уровне абсолютно все люди полигамны. В связи с этим, люди порой разводятся или вовсе не заводят семьи, чтобы сохранить свою свободу в этом вопросе.

Дети

Многие современные пары не заводят детей годами после заключения брака. Появилось понятие «пожить для себя». И никакие разговоры родителей и друзей про «часики» уже никого не смущают.

Тем не менее, по данным статистки на момент 2016 года, у 56% разведенных пар не было общих детей. Также, стоит отметить, что наличие хотя бы одного совместного ребенка сильно снижает вероятность развода, а наличие двух или более детей снижает ее больше. К примеру, на момент того же 2016 года, процент пар, подавшими на развод при наличии двух и более совместных детей составлял всего 12%.

Прочие причины

Подводя итог, можно перечислить статистику причин развода, а также те причины, которые не были упомянуты выше.

На первом месте по-прежнему остаются алкоголизм и наркомания, реже отсутствие собственного жилья и финансовые проблемы, измены, разногласия в жизненный взглядах и характерах (бытовые проблемы), вмешательство родственников в семейную жизнь супругов, отсутствие детей, тюремное заключение, длительные периоды раздельного проживания и продолжительная болезнь одного из супругов. Это основные причины разводов в России в период с 2016 года.

Также никто не застрахован от кризисов в семейных отношениях. Психологи утверждают, что самый «кризисный» период в браке от 5 до 9 лет совместной жизни.

Развод – это крайняя мера и не стоит рубить с плеча при мелких неурядицах в доме. Семья – это большой труд и терпение, которое дано не каждому.

Источник: dzen.ru

4 причины, почему раньше русской женщине обязательно нужно было выйти замуж

4 причины, почему раньше русской женщине обязательно нужно было выйти замуж

Выходить замуж или нет — выбор сегодня добровольный. А вот несколько веков назад от семейного статуса зависело даже не эфемерное счастье, а вполне конкретные «бытовые» условия существования: уважение соседей, возможность не быть изгоем и даже шанс на общение с другими людьми. Суровые слова? Нет, просто реалии нашего отечественного прошлого.

Чтобы не дразнили

Раньше на Руси невестами уже по праву считалась 12-15-летние девочки. Причем к тому времени они уже считались хорошими хозяйками, а также готовыми к материнству. Была и другая причина заключения столь ранних браков. Наши предки полагали, что более юная жена будет и более послушна мужу. Ну или по крайне мере, ее будет легче «перевоспитать» на свой вкус.

Тем же, кто не стал женой вплоть до 20 лет или немного позднее, грозило общественное осуждение, постоянные «дразнилки» от лица детворы и недобрые взгляды всех без исключения окружающих.

Сегодня даже странно счесть старой девой 20-летнюю цветущую девушку, которая только начинает получать образование, строить карьеру, да и вообще познавать этот мир со всеми его красками и новыми впечатлениями. В прежние времена незамужнюю в этом возрасте уже начинали называть «седой макушкой», потому что ей было запрещено носить платок, и первые седые волосы были у всех на виду.

Обидные прозвища сыпались как из рога изобилия. И ответить на них было нечем. Девушка сама мучилась своей долей и даже не защищалась от обидчиков ответной шуткой или дерзостью. Девушки действительно искренне мечтали о замужестве, уповая на счастливый случай или на помощь свах.

«Сваха», 1900-е годы. Константин Маковский

Чтобы было с кем поговорить

«Вовремя» не вышедших замуж девушек ожидало социальное одиночество. Раз и навсегда получив ярлык старой девы, они не имели подруг. Мужчины обходили стороной, родственники обзывали и считали жизнь «непристроенной» вовсе неудавшейся и напрасной. Замужние подруги сторонились их, не делясь сокровенным и часто не снисходя даже до простых бесед «ни о чем».

«Девичник», 1889 год. Алексей Корзухин

Чтобы не стать бесплатной прислугой

По обычаю, после того, как лишалась родителей, такая женщина переходила в дом своего старшего брата и становилась там по сути бесплатной и безотказной парой запасных рук. Она нянчила его детей, следила за домом и не смела лишнего слова сказать жене брата, которая нередко ее тоже недолюбливала.

Порой именно такая перспектива, а даже не обидные прозвища, толкали девушек под венец, пусть с нелюбимым, пусть даже с не вызывающим уважения. Лишь бы не стать бесплатной служанкой в чужом доме с максимумом обязанностей и минимумом прав. Участь, и правда, самая незавидная. А быть хозяйкой в своем доме, пусть и без личного счастья, — более приятный жребий.

«Празднество свадебного договора», 1777 год. Михаил Шибанов

Чтобы избежать многочисленных запретов

Веками формировался целый ряд ограничений, касающийся каждодневной жизни старых дев, как их тогда называли. Абсурдно, но им нельзя было выпекать хлеб или готовить для свадебного торжества даже ближайших родственников, веселиться во время гуляний и даже петь. Не говоря уж о танцах. Принимать роды, своей скотины ли, чужой, было нельзя, как и появляться на поле в первый день жатвы.

Унизительная система запретов не подвергалась сомнениям и была обязательна к исполнению. Сегодня нам, пожалуй, непонятно расстройство девушек по поводу большинства из них, за исключением запрета на веселье. Казалось бы, что плохого в том, что тебе нельзя выполнять определенные виды домашней и сельско-хозяйственной работы? Отдыхай да радуйся.

Но в те времена отношение к труду у женщин было совсем иное, и такие ограничения больно били по их самооценке, делая их «недоженщинами», и по собственному мнению, и в глазах окружающих. И лишний раз усугубляли их печаль.

«Благословение на свадьбу», 1886 год. Сергей Грибков

Иногда действительно жаль, что какие-то наши отечественные традиции ушли в небытие или значительно изменены. Но какое же счастье, что перечисленные жесткие правила и запреты относительно вступления в брак подвергнуты забвению. И больше никто не осудит ту, которая отвечает отказом нелюбимым или не выходит замуж по расчету. Или строит карьеру, поставив на паузу личную жизнь.

Или вообще не хочет связывать себя узами брака. Ведь сколько людей — столько и судеб, и не нужно стричь всех под одну гребенку. А вы когда-нибудь сталкивались с сильным осуждением и моральным давлением на вас окружающих?

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек

Источник: travelask.ru

Почему русские крестьянки поголовно отказывались идти замуж и к чему это привело

Антропологи утверждают, что все формы родства, которые считаются традиционными современной наукой, строятся на обмене родов женщинами. Да, в свете прогрессивных взглядов, к этому сложно относиться как к чему-то само собой разумеющемуся, но на протяжении всей истории женщине отводилась определенная роль. Это сказывалось на ее положении в семье, обществе. Джон Бушнелл в своей книге описывает ситуацию, которую можно расценить как бабий бунт, ведь русские крестьянки отказались выходить замуж, не соглашаясь с отведенной им гендерной ролью.

Представление о том, что дореволюционная Россия – это оплот патриархально-традиционных ценностей достаточно прочно укоренилось в истории. Русские крестьянки рано выходили замуж и всю свою жизнь посвящали служению мужу, работе по хозяйству, рождению детей, предполагалось, что женщина беспрекословно слушается и подчиняется своему супругу, выполняет подавляющая часть работ по дому, работает в поле.

Исследовательская работа о России американского ученого.

Исследовательская работа о России американского ученого.

Но так было не всегда и не везде. Историк Джон Бушнелл в своих исследованиях доказывает, что женщины, поняв весьма сомнительную выгодность брака, стали массово от него отказываться, тем самым пошатнув сложившиеся устои, а точнее даже подорвав патриархальные каноны. Речь идет о крестьянках старообрядцев Спасова согласия, в 19 веке их численность достигала миллиона, а жили они вдоль Волги. Их жизненный уклад заметно влиял на демографию, экономику и быт огромного региона, потому бабий бунт привел к тому, что дворяне стали вмешиваться в личную жизнь своих крепостных крестьянок. Но об этом чуть ниже.

Кто такой Джон Бушнелл и почему он так осведомлен о русских крестьянках

Отказ от брака был весьма неожиданным решением, принявшим массовый характер.

Отказ от брака был весьма неожиданным решением, принявшим массовый характер.

Бушнелл – профессор Северо-западного университета США сам объяснил интерес к этой теме в предисловии к книге «Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок». Он заинтересовался этой темой после того как сделал для себя две неожиданные находки. Ему на глаза попались исповедные ведомости – списки прихожан, которые приходили или не приходили на исповедь. Таковы были нормативы ведения учета в церквях. В них же можно было увидеть, что в некоторых деревнях в конце 18 века очень много взрослых женщин так и остаются в «девках».

Для русской деревни того времени нормальной бы была цифра в 1-2 незамужнюю женщину, но чтобы поголовно, всей деревней! К тому же в работах русских историков можно найти утверждение, что замужество, пусть и неудачное, для крестьянки было неизбежностью. К примеру, в деревне Случково 44-70% женщин (по разным данным) были незамужними. Мужчины при этом, были женатыми, а их жены привезены из других деревень. Как правило, невеста выбиралась из населенных пунктов не дальше 10 километров, по-крайней мере к началу периода отказа от замужества, который приходится на 1970 года, радиус поиска подходящей кандидатуры был именно таким.

Старообрядцы 17 века.

Старообрядцы 17 века.

Однако в дальнейшем он расширился, поскольку проблема лишь усугублялась. Нередко невесту приходилось выкупать из крепостничества, для того девушка вообще появилась в доме.

Традиционные отношения предполагали, что происходит обмен дочерьми между дворами и семьями. Однако если внушительная часть женщин выпадает из числа невест, то намечающийся перекос приводит и к конфликтам. Так, семьи, имеющие сыновей, были возмущены тем фактом, что имеющие дочерей не выдают их замуж. Были обращения к помещикам, с просьбой посодействовать образованию новых ячеек общества. Конечно же, путем давления на семьи, имеющих дочерей.

У женщин был выбор соглашаться на замужество или нет.

У женщин был выбор соглашаться на замужество или нет.

Принято считать, что все решения за девушек в Царской России принимали их отцы, а затем и мужья. Если учитывать, что в некоторых регионах выдавали замуж начиная с 12 лет, то подобное вполне обосновано. Но с повышением брачного возраста растет и решающая роль самих будущих супругов.

В населенных пунктах, в которых наблюдался перекос в сторону незамужних женщин, не сохранилось метрических книг, поэтому нельзя сказать однозначно, в каком возрасте было принято заключать брак у спасовцев. Но зато известно, что в рамках одной семьи некоторые дочери выходили замуж, а некоторые – нет. Этот аргумент говорит в пользу самостоятельности решения, принятого именно женской стороной.

Это делает наиболее вероятным сопротивление браку именно со стороны девушек, причем поддерживаемое обществом и семьей. Говоря проще, девушки не боялись идти в разрез традициям и отказывались от брака по собственному желанию. Если у них было это право, то, с большей долей вероятностью, у них было и право выбрать жениха (тем более, что их больше, чем потенциальных невест).

Велено замуж ходить! А почему же не шли?

Оставаться в девках было не зазорным, если таких вся деревня.

Оставаться в девках было не зазорным, если таких вся деревня.

Император Павел в 1799 году подарил няне своих детей графине Шарлотте Ливен имение с крестьянами. Годом позже было готово распоряжение, которое содержало в себе весьма необычные рекомендации и даже угрозы. Так, отцам было велено отдавать девок замуж. А девкам было велено в этот самый «замуж» идти. На этом бы можно было бы и закончить, но ситуация была уж больно критическая, помещики не могли рассчитывать на увеличение числа своих крестьян, роста благосостояния, если новые семьи образовывались с таким трудом.

Предыдущая владелица имения позволяла родителям самостоятельно решать судьбу своих детей, потому матери не спешили отдавать девок замуж, оставляя их в отцовском доме. Во-первых, подросшая девушка – полноправный помощник по хозяйству, а когда их несколько, то и хозяйство можно расширить. Особенно если в семьях не было сыновей, которые могли бы привести невесток (да и откуда их было взять). Во-вторых, не стоит исключать человеческий фактор, ведь они прекрасно знают всю тяжесть женской ноши, которая ляжет на плечи любимой дочери сразу после замужества.

Свадьбы могли так и не дождаться.

Свадьбы могли так и не дождаться.

Другой причиной отказа от замужества называется слишком дорогая цена за венчание, которую устанавливали местные попы, для большинства крестьян это была неподъемная сумма. Поскольку всем парням от 20 до 35 и девкам от 18 до 25 до ближайшей Масленицы велено было разбиться по парам и женихаться, был предусмотрен и заем, который мог быть прощен, если отцы брачующихся имеют хорошую репутацию.

Девкам также было велено не перебирать и не злоупотреблять своим правом выбора (а то и отберут это право ненароком) и соглашаться на предложения. Если же девица, имея несколько предложений, отвергла их и оставалась незамужней к указанному сроку, то ее грозились отослать в Санкт-Петербург, для получения полезного ремесла (так себе угроза, стоит заметить). Те, что постарше, будут отосланы в господский дом для работ на местах. Если же у них при этом еще и дурная репутация, то их могли выслать вместе с мужиками.

Женщинам и без мужа находилась масса работы.

Женщинам и без мужа находилась масса работы.

Подобные рекомендации к тому времени были отнюдь не редкостью. Уже после 1750 года, помещики стали вынуждены вмешиваться в личную жизнь своих крестьян, устанавливали правила и наказания за их нарушения. Их интерес понятен, чем раньше девушки выходят замуж, тем быстрее образуется тягло. На такие решения помещиков провоцировали и жалобы, с которыми обращались женихи, которые были вынуждены искать невест далеко от своих имений, что создавало дополнительные расходы.

Политика помещиков относительно брачного вопроса была проще некуда – чем больше людей, тем больше он соберет оброка, потому чем больше семей в его владениях, тем прочнее его капитал. Хотя, если рассуждать глубже, то в этом плане интересы помещиков и крестьян совпадали. Для крестьянина большая и крепкая семья – залог крепкого хозяйства, ведь в ту пору вся работа была физической и требовала больше работников. Нередко барин сам выкупал женщину с другого имения, если к нему обращались напрямую с этим вопросом, ведь он и сам был заинтересован в образовании новой семьи.

Почему же все-таки крестьянки игнорировали институт брака?

Нередко в одном дворе жили сразу несколько дочерей, не вышедших замуж.

Нередко в одном дворе жили сразу несколько дочерей, не вышедших замуж.

Но если помещики и главы крупных крестьянских семейств имели свои интересы и воплощали их в жизнь, то у девушек были какие-то свои убеждения, следуя которым они пошатнули основы хозяйского и помещичьего уклада. Иронично, учитывая тот факт, что де-факто, женщины, а особенно молодые, были наиболее уязвимыми в этой системе взаимоотношений.

Бушнелл приводит много цифр и фактов, выдержек из метрических книг, но под этим скрывается некая сила убеждений, так, историк убежден, что от брака отказываются преимущественно спасовские женщины, принадлежащие одному из течений старообрядчества. Если окунуться в историю, то после реформ, старообрядцы условно делятся на два лагеря, те, кто принимали церковную иерархию и принимали отказ от брака только в виде монашества и тех, кто противопоставлялся им – беспоповцам.

Чем больше душ - тем выше оброк.

Чем больше душ — тем выше оброк.

Последние были уверены, что воцарился Антихрист, и даже видели его в лице царя, к тому же они были уверены, что на брак может дать благословение только священник, а раз его нет, то нет и брака. К тому же многие впадают в некий экзистенциальный кризис, в котором не до размножения и продолжения рода. Все таинства потеряли свою актуальность, нет связи с Богом, а потому и брак, заключенный без его согласия – грех.

Возможно, именно из-за религиозных убеждений отцы не перечили дочерям, которые намеренно отказывались от вступления в брак и все сводили к нигилизму. Однако вопрос, который возникает у читателя книги: почему же стремление противостоять Антихристу возникает исключительно у женщин, а у мужчин отсутствует, практически остается без ответа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий