Описание фигаро из оперы свадьба фигаро

а характер того или иного персонажа. Именно характер героя стал главным в выборе выразительных средств для создания его музыкального портрета.

Поэтому Моцарта занимал только один вопрос: какие новые силы высвобождают отдельные фазы действия в характере того или иного персонажа. Замечательным примером реалистической музыкальной характеристики является образ Фигаро. Это совсем не маска, а личность, с весьма сложным духовным миром, в котором причудливо смешиваются самые различные черты:

  • жизнерадостность
  • хладнокровие
  • приступы всякого рода мрачных настроений
  • изобретательность

Ловкий и лукавый Фигаро – опаснейший и, в конце концов, удачливый противник Графа. О том, что он — камердинер, полностью забываешь, так как он мастер на все руки, не теряется ни при каких обстоятельствах, ведет себя, подобно дворянину, и обладает склонностями и манерами знатного человека.

Прекрасным примером характеристики Фигаро является его Каватина из I действия, которая наглядно демонстрирует эти черты. Крайние разделы Каватины построены на теме галантного Менуэта, и отражают готовность Фигаро включиться в интригу Графа и нанести ответный удар. Играя роль простака, Фигаро готов взять инициативу в свои руки. Дух интриги витает в каждой фразе, текст дышит иносказательностью, а сам герой как будто надевает маску угодливой покорности.

Моцарт, опера Свадьба Фигаро

Зато в среднем разделе Каватины картина иная: маска галантности исчезает. Здесь отражена взрывная, жизнерадостная энергия Фигаро. Он разрабатывает свои правила игры и готов к решительным действиям, проявляя ум и изворотливость. Этот раздел высвобождает взрывную энергию Фигаро.

Прекрасным примером соединения трагического и комического является последняя, третья по счету, Ария Фигаро из III д. «Мужья, откройте очи!».

В пьесе Бомарше в этом месте находится знаменитый монолог Фигаро, отражающий, как в зеркале, политическую картину эпохи. Это была как раз именно та сцена, которая побудила Людовика XVI запретить всю пьесу.

Да Понте превратил этот монолог в гневную «филиппику о женщинах». Эта ария особенно значительна в музыкально-драматургическом контексте оперы. На этом этапе пройдены все препятствия к свадьбе, победили здравый ум и любовь Сюзанны и Фигаро. Казалось бы, именно здесь мог бы быть момент торжества достижения цели и счастья.

И вот, внешняя ситуация побуждает Фигаро усомниться в самом драгоценном своём достоянии – в любви Сюзанны. Непоколебимая жизнеутверждающая сила подверглась сомнению. Это момент крушения всех его надежд! До сих пор он с достоинством и успехом справлялся со всеми ролями, которые его заставляла играть судьба.

Теперь же ему предстояло сыграть ещё одну – самую трудную и неблагодарную — роль обманутого супруга. В сознание входит мысль о непрочности достигнутого, о невозможности удержать его. И всё комедийное отступает перед серьезностью этой идеи.

Итальянцы превратили бы подобную ситуацию в блистательную шутку. У Моцарта же возникает удивительная смесь серьёзности и комизма — своего рода, мрачный «смех сквозь слёзы», незнакомый итальянцам. Уже начало арии обнаруживает психологическую угнетённость, разочарованность и возмущение, которое неожиданно появляется в конце основной темы.

Однако характеристика героев оперы не ограничилась только ариями. У Моцарта она складывается в процессе самого действия, в соотношении характеров различных персонажей. Если бы характер был раскрыт только в ариях, то нельзя было бы судить даже о Сюзанне или о Фигаро, как о главных героях оперы. Их характеры проявляются в контакте с другими персонажами и раскрываются по ходу действия.

«Свадьба Фигаро» – это не только опера характеров, но ещё и опера яркой действенной драматургии. Поэтому огромную роль в ней играют ансамбли. Они подразделяются на три категории: малые, большие и сложносоставные.

Малые ансамбли — это дуэты. Их в опере 6 и во всех дуэтах участвует Сюзанна:

— два дуэта Сюзанны и Фигаро I д.

— Сюзанна и Марцелина I д.

— Сюзанна и Керубино II д.

— Сюзанна и граф Альмавива III д.

— Сюзанна и Графиня III д.

Источник: studfile.net

Описание фигаро из оперы свадьба фигаро

«Свадьба Фигаро» была написана Моцартом в 1786 году по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, Женитьба Фигаро».
Моцарта привлекла смелость и острота комедии. В доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна. И он всячески пытается отсрочить свадьбу. Ум, находчивость и ловкость Фигаро ломают все преграды. Слугам удается даже одурачить своего господина и поставить его в неловкое положение.

День, полный тревог, заканчивается веселой свадьбой.
Сюжет комедии был особенно близок Моцарту, которому пришлось самому испытать всю тяжесть бесправия. Возможность показать в опере превосходство простого человека над богатым и знатным вельможей особенно привлекла его к этой комедии.
Либретто оперы принадлежит итальянцу Лоренцо Да Понте. Несмотря на то. Что Да Понте был вынужден сгладить наиболее острые моменты комедии Бомарше. В опере осталась её главная мысль – превосходство слуги над господином.
Главный герой Фигаро (баритон) показан в опере очень разнообразно. Арии Фигаро и ансамбли, в которых он участвует, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие.
Первый сольный номер Фигаро – его каватина из первого действия. Только что от Сюзанны он узнал, что граф не прочь поухаживать за ней.
Первая и третья часть каватины выдержаны в жанре галантного менуэта – это мысленное учтиво предупредительное обращение Фигаро к своему барину:

Ноты

А вот средняя часть каватины рисует подлинный, без маски, портрет самого Фигаро – смелого, напористого, энергичного:

Ноты

Еще более выпукло музыкальный портрет героя очерчен в его арии, завершающей первое действие:

Ноты

Фигаро обращается здесь к пажу Керубино, который по приказанию графа должен отправиться в полк. Остроумно, добродушной усмешкой рисует юному Керубино его будущее.
Чеканная маршевая музыка с характерными трубными возгласами образно передает картину походной солдатской жизни. Ария написана в форме рондо. Основная маршевая тема повторяется в арии три раза, каждый раз с одними и теми же словами., а в заключении звучит у всего оркестра forte. В промежутках между проведениями основной темы появляется то легкая, изящная музыка, то фанфарная.

Источник: diary.ru

Фигаро

Фигаро — персонаж трех пьес Бомарше, первоначально — цирюльник, а позже — слуга графа Альмавивы. Этот смышленый герой — живая иллюстрация излюбленной мысли автора о том, что судьба личности определяется не обстоятельствами, а ее возможностью сопротивляться сословным предрассудкам и другим скверным влияниям. На протяжении трилогии Фигаро претерпевает весьма впечатляющую эволюцию от лукавого и беспечного парня до философа, проникнувшегося идеалами Просвещения.

История создания персонажа

Создателем неугомонного насмешника и плута стал Пьер-Огюстен Бомарше. Французский драматург ввел колоритную фигуру в пьесу под названием «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Фигаро не просто веселит публику — комический герой стал центральным персонажем комедии.

Автор пьесы вложил в образ балагура несколько собственных черт. Фигаро саркастичен, но оптимистично смотрит на жизнь, в точности как тот, кто написал «Севильского цирюльника». Вслед за нашумевшей пьесой Бомарше создал продолжение комедии — «Женитьба Фигаро».

Пьесу показывали в театре, когда Франция находилась в предреволюционном состоянии. Вопросы, которые Бомарше завуалированно затрагивает во второй части сатирической комедии, понятны каждому. Фигаро — представитель низшего сословия — с легкостью обманывает вельмож и посмеивается над представителями власти. Наполеон, посетивший премьеру, оценил едкую сатиру автора и написал близкому другу:

..Это уже была революция в действии.

Не меньший успех ждали приключения Фигаро в России. Комедию обсуждали в модных салонах и на приемах. Подвиги плута стали любимой книгой Пушкина:

Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Насколько популярной стала вторая часть об испанском слуге, настолько же провальной оказалась третья пьеса о похождениях Фигаро. Нравоучительную драму в пяти действиях, где любимый Фигаро изменился до неузнаваемости, публика не приняла. В «Виновной матери» (другое название — «Преступная мать, или Второй Тартюф») герой утратил значительную долю обаяния, постарел и поубавил изобретательности. Читатели посчитали его заурядным моралистом, подчиненным интересам своего господина.

Для тех, кто познакомился с насмешливым слугой, герой останется ловким повесой, который всюду успевал. «Фигаро здесь, Фигаро там» — эта цитата из известной оперной арии стала крылатой фразой: так говорят о предприимчивом, хитром человеке.

Образ и биография Фигаро

Фигаро — сирота, который с детства скитается по дорогим домам в поисках заработка. Некоторое время герой прослужил в Мадриде у графа Альмавивы. После мужчина отправился в Андалусию, чтобы работать помощником ветеринара на конном заводе.

Вместо работы Фигаро пишет любовные песни, поэтому ветеринар увольняет ленивого работника. Попробовав заработать сочинительством и не справившись с конкуренцией, герой возвращается в Мадрид. Теперь Фигаро — бродячий цирюльник и лекарь.

Случайная встреча с бывшим работодателем меняет привычную жизнь героя. Мужчина берется помочь графу Альмавиве жениться на Розине. Девушка живет в доме местного доктора и строго охраняется опекуном.

Преодолев сложности и преграды, выпутываясь из нелепых ситуаций и постоянно насмехаясь над богатеями и их причудами, Фигаро осуществляет задуманное. Граф счастливо женат на любимой женщине, а бывший слуга снова принят на должность домоправителя в имение дворянина.

Спустя три года Фигаро планирует свадьбу. Избранница героя Сюзанна прислуживает новоявленной графине. Радостное событие постоянно откладывается, так как на прелестную горничную имеет виды женатый граф. К тому же старый аптекарь, которого Фигаро однажды обманул, не упускает случая отомстить слуге.

Старик настаивает на браке Фигаро и Марселины — старой экономки, которой весельчак должен денег. В запутанную ситуацию втянут молодой паж, который неравнодушен к графине. Сама графиня не прочь проучить любвеобильного мужа.

Путаница разрешается неожиданным способом. Марселина узнает в весельчаке собственного сына, потерянного много лет назад. Отцом Фигаро оказывается старый доктор, бывший опекун Розины. Графиня вновь влюбляет в себя ветреного мужа, а Фигаро и Сюзанна получают большое приданое за то, что помогли супругам разрешить проблемы и сохранить достоинство.

Несмотря на череду неприятных ситуаций, Фигаро не покидает графа. Мужчина получает должность камердинера при Альмавиве. Уже пожилой слуга, забыв обиды, отстаивает мир в семье дворянина. Ради спокойствия хозяев Фигаро разоблачает молодого секретаря, который задумал развести супругов и завладеть имуществом семьи.

Так неожиданно меняется характеристика героя — из сатирического шута и балагура Фигаро превращается в преданного друга, забывшего обиды и унижения. Хотя литературоведы видят в преображении мужчины другой подтекст: возможно, Фигаро, наконец, обрел семью, в которой так нуждался.

Фигаро в постановках и фильмах

Первая постановка «Севильского цирюльника» состоялась в 1775 году. Роль Фигаро досталась французскому актеру Превилю, и артист создал образ, от которого позже отталкивались другие исполнители. Следующим Фигаро стал Жан-Жозеф Дазенкур. Артист точно передал замысел Бомарше, поэтому вторая постановка пьесы признана писателем наилучшей.

В России пьесу «Свадьба Фигаро» впервые показали еще при Екатерине Второй. Вновь к постановке вернулись в 1927 году. Образ Фигаро на сцене воплотил Николай Баталов, а режиссером спектакля стал Константин Станиславский. На репетиции и изготовление костюмов ушло полтора года.

Но всесоюзную известность комедия получила благодаря телеверсии спектакля 1974 года. Андрей Миронов, сыгравший главную роль в экранизации, 18 лет исполнял роль Фигаро на театральных подмостках. Артиста похоронили в костюме комедийного персонажа.

Роль великого плута украсила портфолио Дмитрия Певцова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова и других.

Андрей Миронов в роли Фигаро

Не менее известна опера Вольфганга Амадея Моцарта «Женитьба Фигаро». Композитора вдохновило на создание произведения либретто Лоренцо да Понте. Премьера состоялась в мае 1786 года. Интерпретации оперы можно услышать в театрах всего мира.

Одной из наиболее исполняемых партитур в России стала опера «Севильский цирюльник» Россини. Действующие лица остались неизменными, как и весь сюжет комедии. Композитор написал музыку к либретто всего за 20 дней. Партию слуги и сводника исполняли Луиджи Дзамбони, Лев Образцов, Андрей Батуркин, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев и другие.

В 2003 году вышел мюзикл «Безумный день, или Женитьба Фигаро», ставший совместным российско-украинским проектом. Классический сюжет воплотили на экране эстрадные артисты.

Интересные факты

  • Старое значение слова «фигаро» — приталенная короткая куртка. После выхода комедии Бомарше данным термином называют посредника в любовных делах. Еще одно значение — цирюльник (парикмахер).
  • Именем знаменитого плута назван котенок, принадлежавший Минни Маус. Главным врагом хитреца стал пес Плуто.
  • Во Франции существует газета «Фигаро». Это старейшее ежедневное периодическое издание.
  • Впервые Фигаро упомянут в пьесе Бомарше Le Sacritan. Герой появляется на сцене всего один раз. Комедия прошла незамеченной зрителями.

Цитаты

Раболепная посредственность — вот кто всего добивается!

И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое.

Время — честный человек, как говорят итальянцы, а они всегда говорят правду. Вот время-то мне и покажет, кто желает мне зла, а кто добра.

Отколотить человека, а потом, при этом же, на него еще и сердиться — вот черта поистине женская!

Библиография

  • 1765 — Le Sacritan
  • 1775 — «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»
  • 1784 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1792 — «Виновная мать, или Второй Тартюф»
  • 1936 — «Фигаро разводится»
  • 2005 — Le roman de Figaro

Фильмография

  • 1904 — «Севильский цирюльник»
  • 1961 — Le Mariage de Figaro
  • 1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1983 — «Безумный день»
  • 2003 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 2014 — «Севильский цирюльник»

Источник: 24smi.org

Оцените статью
Добавить комментарий