Кто такие в свадебном обряде князь и княгиня

Критические, переломные, рубежные точки можно выделить не только в годичном круге (солнцестояния и равноденствия) или сутках (утренняя и вечерняя заря, полдень и полночь), но и в человеческой жизни. Таких основных точек для мифологического мышления три: рождение, свадьба и смерть. С каждой из них был связан определенный — так называемый переходный ритуал, знаменующий собой переход человека в новый бытийный (жизнь — не жизнь), возрастной (ребенок, молодой человек, женатый, соответственно — полноправный человек, старик), а соответственно — социальный, общественный статус.

Вторая критическая точка жизни — как бы ее кульминация, время наибольшей полноты жизненных сил — свадьба. Она характеризовалась, напротив, чрезвычайно сложным и имеющим глубокий знаковый смысл ритуалом. Начнем с того, что далеко не всякое время года считалось благоприятным для свадеб. Одним из «хороших» периодов была Красная Горка — первое воскресенье по Пасхе, вообще — весна, а также октябрь — ноябрь — время после окончания полевых работ, и зима: после Крещения и до масленицы. Подобный выбор времени был продиктован ритмом сезонных работ чередованием мясоедов и постов, но в основе своей, вероятно, уходил во времена языческие.

Царская цыганская Свадьба Княгиня и Вася 1.02.23

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой.

Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные «смотры» («смотрины») невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать «ровню». Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть «девушка на выданье». Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали «перестарками», «вековухами» и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).

Как женились на Руси? История русской свадьбы

Первый период начинался негласным семейным советом — «сходом» в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

После семейного совета начинали свататься. Принятое решение сразу повышало сакральный статус текущего времени, наполняло определенной знаковостью окружающий мир.

«В назначенный день, — пишет прозаик Василий Белов, — выбрав «маршрут» и помолившись, сваты — родители или близкие родственники — шли свататься. Трудно не только описать, но просто перечислить все приметы, условности и образные детали сватовства. Отныне и до первого брачного утра все приобретало особое значение, предвещало либо удачу, либо несчастье, все занимало свое определенное место. Нужно было знать: как, куда и после кого ступить, что сказать, куда положить то и это, заметить все, что происходит в доме и на дороге, все запомнить, предупредить, обдумать.

Даже обметание валенок у крыльца, сушка голиц (рукавиц) у печной заслонки, поведение домашних животных, скрип половиц, шум ветра приобретали особый смысл во внешнем оформлении сватовства. Несмотря на четкость выверенных веками основных правил, каждое сватовство было особенным, непохожим по форме на другие, одни и те же выражения, пословицы говорились по-разному. Традиция. ничуть не сковывала творческую фантазию, наоборот, она давала ей первоначальный толчок, развязывая языки даже у самого косноязычного свата. Впрочем, косноязычный сват — это все равно что безлошадный пахарь, или дьячок без голоса, или, например, хромой почтальон. Потому один из сватов непременно был говорун».

Два основных признака традиционного свадебного обряда, тесно связанные между собой, — его диалогичность и переходный характер. Первый признак связан с тем, что в сценарии свадебного действа принимают участие два доселе чуждых друг другу начала: род жениха и род невесты, которые вступают между собой в диалог, цель которого — снятие, уничтожение в будущем браке противопоставления этих начал, породнение. Обе стороны обряда осмысливают ситуацию в рамках традиционной модели мира, а именно через оппозиции свой — чужой, близкий — далекий, доля — недоля, жизнь — смерть. Это отражалось, например, в свадебных причитаниях невесты, весьма сходных с похоронными, в ее обязательном плаче в строго определенных местах обряда (даже если не хотелось, для чего, по свидетельству Василия Белова, не Севере «безунывной» невесте традиция позволяла тайком натирать глаза луком).

Замужество ритуально осмысливалось как смерть, поскольку точно так же было связано с перемещением в пространстве, предполагало долгий путь в чужую сторонушку, мир иной — таковым представлялся первоначально в терминах обряда дом жениха (а для жениховой семьи — дом невесты) — и точно так же знаменовало собою критическую точку жизни, изменение социального статуса — переход из юношества в полноправную зрелость (в свадебных величаниях молодых не только именовали князь и княгиня, боярин и боярыня, что означало переход в группу старших, выраженный в терминах другой общественной иерархии, но и впервые называли по отчеству, подчеркивая превращение молодого человека во взрослого). Таким образом, перемещение между полюсами своего и чужого, близкого и далекого, живого и мертвого позволяло не только нейтрализовать эти противопоставления в новом единстве, но и перейти на следующую ступеньку общественного положения.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение «дела».

Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней «сторону жениха» приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась «сговоренкой».

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.

При всех предсвадебных перемещениях путь туда не должен сливаться, совпадать с путем обратно: из мира иного, как мы знаем из магических и мистических учений, нельзя вернуться той же дорогой. Понятным становится и обычай преграждать дорогу свадебному поезду, ставить на его пути различные препятствия, требуя выкупа (вином, деньгами): на пути в иной мир, согласно древним представлениям, странника встречают привратники, охраняющие вход; пропуском служит выкуп или знание тайных имен, особых заклинаний.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота.

Это прежде всего шум, стрельба, бросание невозможных предметов, «опахивание» (обметание) веником магического круга вокруг поезда. Оберегали и молодых, для чего могло служить покрывание их головы или лица, рта, рук, а также закрывание дверей и других отверстий в доме, иногда — запрет произносить имена молодых. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки.

Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом.

Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью.

В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Результат совершенного в результате свадебного обряда перехода невесты в иное пространство и социальную группу закреплялся внешним выражением: переплетением кос по-женски и ритуальным обходом молодой вокруг печи в доме мужа, что означало превращение ее в «свою» для этого дома. Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник.
По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе. Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием.

Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести «порчу» на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином.

Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Во многих местностях обряды, связанные с «бужением» сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.

Источник: oppps.ru

Обряд бракосочетания

Русские свадебные обряды — система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку.

В свадебном обряде сочетаются языковой, фольклорно-поэтический, ритуальный, музыкальный, изобразительный и другие планы. Ритуальную функцию могут иметь действия и предметы, которые в них участвуют, а также исполнители этих действий[1].

В селе Тоцкое Тоцкого района на церемонии открытия Аллеи Влюбленных был показан и проведён обряд бракосочетания, впитавший в себя традиции, обычаи и культуру этого района.

В этом объекте приводим отдельные элементы этого свадебного традиционного обряда (встреча, регистрация и благодарность родителям).

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: С.А. Авилова

Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область, Тоцкий район, село Тоцкое.

Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN267

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Сведения об особенностях ОНН:

Описание: Церемония: обряд бракосочетания

Место проведения : Аллея Влюбленных с. Тоцкое.

Останавливается карета. Суженых (Князя и Княгиню), как называли в старину жениха и невесту, встречают под гармонь и со свадебным караваем на расписном рушнике, дорогу молодым осыпают пшеницей, чтобы по жизни им сопутствовали достаток и благополучие. Традиция встречать «хлебом-солью» дорогих гостей берет начало с далёких времен.

При этом рушник обозначает дорогу на свадьбу, которую проделал гость. Кроме того, он символизирует Божье благословение. Хлеб и соль всегда были символами достатка и благополучия, а соли ещё приписываются свойства оберега. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него Божью милость, добавив свои пожелания добра и мира.

Девочки в костюмах ангелочков возлагают на головы жениха и невесты венки, сплетенные из ромашек. Ромашка — это цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюблённых и издревле считается символом молодости, чистоты и нежности.

В это время гости заводят большой хоровод вокруг молодых, который разомкнувшись, превратился в ручеек, плавно перетекает в две колонны. А молодые, сопровождаемые почетными свидетелями, под звон колоколов подходят ко входу на Аллею влюбленных.

У русского народа есть старый, добрый обычай, который сопровождается поговоркой «На свадебный рушник ступить навек с другом милым быть и горе и в радости». Ну а еще говорят «Кто первым на свадебный рушник станет, тому и хозяином в доме быть». Свидетели расстилают перед молодоженами свадебный рушник.

На рушник этот белый

Прошу вас ступить смело

Чтоб на нем клятву дали сердца

И чтоб с этой минуты

Вы супруг и супруга

Были вместе до конца.

Начинается обряд регистрации.

Регистратор говорит:

Самым памятным, незабываемым станет для вас этот день. В этом сложном и простом, таком торопливом мире на счастье на радость вы встретили друг друга. Отныне вы в ответе не только за себя самих, но и за того самого дорогого и любимого и самого неповторимого человека, которому сегодня доверяете свое сердце.

Перед актом регистрации разрешите напомнить вам, что семья – это союз людей, любящих друг друга, идущих по жизни вместе. В прошлом останутся годы юности, впереди – ответственная пора семейной жизни. Отныне вы пойдете одной дорогой, деля поровну радости и печали, удачи и невзгоды. Соединяя свои судьбы, Вы берёте на себя большую ответственность за счастье друг друга, за счастье будущего поколения.

В присутствии своих родных и близких вы даёте слово друг другу быть вместе, и пойдёте долгой и счастливой дорогой супружеской жизни.
Прошу вас повернуться лицом друг к другу и взяться за руки.
Глядя в глаза любимого человека, перед всеми присутствующими
я прошу ответить Вас, хорошо ли Вы продумали свое решение о вступлении в брак? Готовы ли Вы стать верным другом в горе и в радости, в богатстве и в бедности, готовы ли Вы взять на себя ответственность за счастье любимого вами человека?

Нетленное свечение двух свадебных колец. Святое единение двух любящих сердец.

Обручальное кольцо — старинный и многозначный символ. Во-первых, это символ верности: кольцо свидетельствует о том, что сердце человека принадлежит супругу или супруге. Во-вторых, кольцо круглое, то есть не имеет ни начала, ни конца и, значит, символизирует бесконечность. И наконец, обручальное кольцо из золота, а золото — чистый и благородный металл. Таким образом, обручальное кольцо символизирует любовь и верность, чистоту и вечность.

Брачующиеся берут кольца и повторяют за ведущим:

Мужчина — Беру тебя в жены, и этим кольцом обручаюсь с тобой. Обещаю всю жизнь заботиться о тебе, быть верным мужем. Любить тебя я нежно буду до самой свадьбы золотой.

Женщина — Беру тебя в мужья и этим кольцом обручаюсь с тобой. Обещаю любить тебя, заботиться о тебе, быть верной женой.

Музыка…колокола…… Выход Петра и Февронии.

Февронья:

Наши супружеские узы

Были словно сталь прочны.

Петр опорой был в союзе

И защитой для жены.

Разногласий, ссор, кручины

Нас не омрачила тень.

И поэтому в кончине

Все совпало: час и день.

Никогда среди супругов

Не было верней сердец.

Дружбы и любви друг к другу

Петр:

Мой совет мужьям и женам:

Чтоб с утра и до утра

Брать пример жене с Февроньи,(указывает на нее)

Февронья:

Мужу брать пример с Петра!

(Берут в руки голубей, молодые тоже берут голубей в руки.

Запуск голубей).
Феврония: Два голубя в руках молодоженов
Как символ верности, любви.
Вы отпустите их в полет свободный.
Лети, голубка с голубем, лети!
Петр: Молву по свету разнесите,
Что нет счастливей этих двух сердец,
А в дом их счастье принесите,
Обещано что золотом колец!

Регистратор:
Молодожены, поздравьте друг друга как супруги.

(поздравляют друг друга)
Дорогие князь и княгиня!

Сегодня в самый счастливый день вашей жизни собрались ваши самые родные и близкие вам люди. Сегодня Каждый из гостей стал чуточку счастливее и именно благодаря вам. Глядя на вас кто- то из них перенесся в прошлое, кто – то в будущее, кто – то представил себя на этом месте.

И, конечно же, каждый из присутствующих с нетерпением ожидает возможности, когда наконец – то сможет поздравить вас как семейную пару. Только среди присутствующих есть люди, которые сейчас испытывают самые смешанные чувства: счастье с ноткой грусти, радость и нежность перемешанные с переживаниями, люди это , конечно же, ваши родители, чье счастье зависит от вашего счастья, чья радость зависит от вашей радости и чей сон спокоен только тогда, кода у вас все в порядке. И вы знаете, как бы далеко нас не забрасывала судьба, в дни радости или печали мы всегда возвращаемся к родительскому порогу где нас поддержат надежные родительские руки и отогреет тепло родительских сердец.
Подойдите к родителям и низко поклонитесь до земли тем , кто вас так искренне любит и кто так дорог вам.

Поклон родителям нижайший, спасибо им большое за то, что ни знали, ни сна ни покоя.

Уважаемые родители! От имени молодоженов, от всей души хотим поблагодарить вас за вашу доброту и тепло души, за ваше родительское слово и благословение. Как говорится «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют». В этот день мы желаем свекрови и свекру внимательно, бережно и заботливо относиться к своей невестке, теще с пониманием и уважением относиться к своему зятю и тогда счастье всегда будет в вашем доме.

Регистратор:

Чтобы узы семейные были крепки,

Нужно чтоб обряд мы специальный провели!

Прошу молодых сюда выходите,

Себя красивых покажите!

(жених и невеста выходят к ведущей)

Регистратор:

Прошу вас дать мне по одной руки,
Его свяжу священным полотенцем,
Чтоб ваши чувства были на века крепки,
Чтоб шли по жизни рядом сердце к сердцу!
(звучит русская народная музыка, свидетели обвязывают руки жениха и невесты полотенцем)
Ну а теперь мы усложним процесс,
Чтоб больше вы не знали женихов и невест,
Теперь вы должны выпить без рук,
И не будет в вашей жизни горя и мук!

Регистратор: Дорогие молодые! Есть такой древний свадебный обычай: чтобы семья была крепкой и никогда не распалась, нужно, признаваясь друг другу в любви, закрыть замок счастья и сохранить от этого замка ключ.

( молодые вешают замок на дерево)

Пускай как вешняя вода

Еще сто лет бегут года
А вы живите, молодейте,
Душой и сердцем не старейте!
Пусть царствует в семье согласье,
И верность, и любовь, и доброта.
Желаем Вам немеркнущего счастья,
С законным браком, новая семья. Многие лета.

(свидетели за концы рушника уводят молодых.

Гости образовывают « ВОРОТА СЧАСТЬЯ»: встают «коридором», бросают рис, зерно, мелкие деньги.

Тип действия: Сохранение.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: русская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): Свадьба, обряд, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 день

[1] Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. — М.: Индрик, 2012. — С. 936. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 978-5-91674-150-6.

Источник: rcrkoo.ru

id77

Здравствуйте уважаемые.
Закончим с Вами разговор, начатый на прошлой неделе: https://id77.livejournal.com/1790648.html
Итак.
С утра готовились к самой свадьбе. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха -в ее обязанности входило обсыпание свадебного поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, а также приятели и родственники жениха. В разных областях состав свадебного поезда мог различаться. Интересный момент: родители жениха на венчании обычно не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру.

За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию — украшали. Обычно ленточками, колокольчиками, бубенчиками, а сани (брички) застилали коврами, подушками.
Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. Помнится в детстве это называлось «Перепой». Во дворе алкоголики ждали свадьбу как ману небесную :-))

У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Все эти традиции, за исключением пожалуй, кнута — до сих пор используются 🙂
Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан.

Затем гостей приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених — с тысяцким (главный предводитель). Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали почему-то.
Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор. Сейчас такого точно нет 🙂

Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Сейчас это 2 процедуры.
Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства.

Дальше возвращались к родителям жениха и начинался свадебный пир, он же Княжий стол (он же венчальный или красный стол). По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях — поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей — «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни.

Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги.

По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших.

Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. Ну и подарки :-)))
Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.
Брачная ночь (или подклет) — это физическое и правовое скрепление брака. Нет секса — нет брака 🙂 Это та самая консумация, о которой мы с Вами говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/1635739.html

Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек.

Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом. Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену.

Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей.

Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги.Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт.

По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Кстати, традиции девственности до свадьбы невесты не имели большого значения. Хотя позже почему то на этом начали делать акцент. Даже простыню начали вывешивать. Со всеми вытекающими. Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане.

Унижению подвергалась и сваха.
На утро было еще 2 традиции

Окручивание молодой — обряд, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником. Кстати, о головных уборах женских мы говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/352376.html

Ну и Хлебины- застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

Источник: id77.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий