Какая должна быть свадьба по шариату

Свадьба по Шариату

VK Twitter Contact

Посланник Аллаха ﷺ устроил свадьбу, женившись на Зайнаб, накормив людей хлебом и мясом.
(аль-Бухари).

И, согласно этому хадису, Сунной Посланника Аллаха ﷺ будет устраивать свадьбу, то есть приглашать и угощать гостей по случаю заключения брака.

У разных народов принято по-разному устраивать «валима», то есть свадьбу. Конечно, традиции и обычаи народов, не противоречащие Шариату, дозволены, и в них нет проблем.

В каких-то местностях принято совершать мавлид и кормить гостей, где-то просто родственники собираются.

Свадьба по шариату | 20 Хадис | 40 хадисов о женщинах

Молодой глава семейства должен знать, что в вопросах харама и халяля не может быть компромиссов
и что мусульманская свадьба – это уже начало ЕГО личной жизни. Поэтому недопустимо, чтобы на свадьбе играла музыка, не говоря уже об алкоголе.

Еще одно дурное новшество на наших свадьбах – это показное расточительство, которое, к сожалению, свойственно нашим народам и которое в корне противоречит духу нашей религии.

Если мы посмотрим хотя бы на поколение наших дедушек и бабушек, то увидим, какой баракат был в их жизни, хотя они жили в бедности и нужде. А какие большие семьи у них были!

Это то, что никак не может понять поколение «родителей 90-х», которые в своей молодости перескочили из формации «очередей и дефицита» в формацию «рыночной экономики» и которых одурманило «изобилие капитализма».

Поэтому «побольше и подороже» в их сознании служит безусловным знаком качества. Но это никак не соответствует основам нашей религии.

Баракат – в умеренности и скромности, бедные семьи дружнее, крепче, они более сплочённые.
А если денег так много, что их некуда девать, то, вместо того, чтобы потратить их на еду, половину которой никто не будет есть, лучше эти деньги подарить молодоженам. Они точно найдут, как правильно их потратить в своей новой семейной жизни.

Источник: islamiconline.ru

Мусульманская семья в современном мире: Заключение брака

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вступление в брак – моя Сунна»

Вступление в брак, согласно Шариату, это договор, делающий дозволенным для мужчины наслаждение женщиной, которая является для него посторонней и не запрещена ему по причине кровного или молочного родства или родства по браку.

Как свататься по сунне?

Для заключения брака необходимо присутствие опекуна невесты (вали) и двух справедливых свидетелей. Пророк сказал:

«Не может быть брака без покровителя и двух справедливых свидетелей» (Ад-Даракутни; Ибн Хиббан).

Жениху предлагают жениться на девушке, и он принимает это предложение, отвечая согласием, причем должны использоваться выражения, указывающие на то, что заключаемый брак будет постоянным, а не временным. При этом необходимо, чтобы покровитель невесты и жених встретились – предложение и принятие его иным способом, например по телефону, недействительно.

Например, человек говорит сам или же ему диктует знающий человек: «Отдай себя мне в жены на основе такого-то махра (брачный дар)», а женщина (разумная и достигшая совершеннолетия) отвечает: «Я принимаю твое предложение», или ее покровитель говорит: «Я принимаю твое предложение от имени моей подопечной такой-то».

Или покровитель говорит: «Я отдаю тебе в жены мою дочь (или сестру) такую-то в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника и на основе такого-то махра, выплачиваемого сразу, и такого-то махра, отложенного на потом, и Аллах – Свидетель того, что я говорю». А мужчина говорит: «Принимаю женитьбу на твоей дочери (или сестре) на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, и на основе этого махра, как выплачиваемого сразу, так и отложенного, и Аллах – Лучший из свидетелей».

Присутствие опекуна (вали) при заключении брака рекомендуется по Шариату. Но нужно спросить разрешения у самой девушки.

Также советуйтесь с матерями относительно замужества их дочерей. Так будет лучше и деликатнее, это позволит избежать обид, да и согласие девушки будет более искренним, потому что девушки обычно больше тянутся к матерям. К тому же довольство матери и дочери согласуется с принципами свободы, сохранения достоинства и равноправия. Женщину нельзя выдавать замуж без ее согласия, следует предоставить ей выбор. Ибн Аббас передает, что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла девушка-девственница и сказала, что ее отец выдал ее замуж без ее согласия, и он предоставил ей выбор (Ахмад; Абу Давуд; Ибн Маджа; ад-Даракутни).

Церемония заключения брака начинается с произнесения хутбы – это желательно. Лучшая хутба в этом случае – та, которую приводят Абу Давуд, ат-Тирмизи и другие, которой научил Пророк:

«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, у Него просим помощи и прощения, и ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник».

Далее следуют аяты:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе как будучи мусульманами!» (Коран, 3:102).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (Коран, 4:1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Коран, 33:70-71).

Желательно также, чтобы покровитель невесты сказал вместе с этим: «Я отдаю ее тебе в жены на основании веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника удерживать по-доброму или отпустить с благодеянием» или: «. на основании Книги Аллаха и Сунны Его Посланника». К вышесказанному можно добавить несколько хадисов, например, слова Пророка (мир ему и благословение):

«Вступление в брак – моя Сунна, и кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения» (Аль-Бухари; Муслим).

«Женитесь на любвеобильных и рожающих много детей, и, поистине, я превзойду вашей численностью остальные общины» (Абу Давуд; ан-Насаи).

«Самая маленькая хутба в этом случае: «Хвала Аллаху, благословения Посланнику Аллаха. Завещаю вам бояться Аллаха в тайном и в явном, и прошу Аллаха соединить вас во благе и привязать вас друг к другу так, как привязал Он друг к другу Адама и Хавву»».

Эта хутба – сунна, и если даже человек не произнесет ничего из нее, брак будет действительным. В редких случаях будущий супруг не произносит никакой хутбы, но как только покровитель невесты скажет: «Я отдаю тебе в жены такую-то», он должен сразу же сказать: «Я принимаю женитьбу на ней».

Затем подписывается брачный договор, который регистрируется в Шариатском суде, или в другой структуре (загс), с целью сохранения прав обоих супругов.

Препятствия для вступления в брак с точки зрения шариата

Еще одно непременное условие при заключении брака – чтобы женщина не была запретной для мужчины в силу временного или постоянного запрета. А иначе брак не может быть заключен. Мужчина не может вступить в брак с женщиной, которая является запретной для него в силу временного запрета или запрета, относительно которого имеются сомнения или существуют разногласия между учеными-правоведами. Например, женитьба на женщине во время идды (срок, в течение которого разведенная или овдовевшая женщина не имеет права вновь выходить замуж), после окончательного развода, женитьба на сестре женщины, с которой развелись и идда которой еще не кончилась, женитьба на двух женщинах, на которых запрещено жениться одновременно – например, на женщине и ее тете по отцу или по матери.

Кроме того, не будет действительным брак, заключаемый с кровными родственницами (относящимися к категории махрам), которые являются запретными для мужчины в силу вечного запрета – он не имеет права жениться на них до конца своей жизни. Это сестра, дочь, тетя по отцу и по матери и так далее.

Женщины, на которых мужчине запрещено жениться до конца жизни

Постоянный запрет имеет три причины: кровное родство, родство по браку и молочное родство. Все три причины упомянуты в Словах Всевышнего:

Источник: www.islam.plus

Как заключается брак в Исламе

nikah

В современном мире отношение к традиционному браку неоднозначное. Люди, не желающие отвечать за свои поступки, предпочитают не обременять себя брачными узами. Гражданский брак, которым сегодня называют банальное сожительство, легко разрушается при малейших разногласиях и конфликтах. Для людей верующих брак — это не просто дань традиции, но способ заслужить благоволение Господа. В исламе институт брака имеет огромное значение, и семейно-брачные отношения четко регулируются Шариатом.

Препятствия для заключения брака

Для законности брака необходимо, чтобы не было никаких причин, препятствующих соединению мужчины и женщины, а также их обоюдное согласие, после чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а тот берет ее в жены.

Вопреки расхожему мнению, шариат категорически запрещает выдавать девушек замуж против их воли. В достоверном хадисе говорится: «Нельзя жениться на женщине, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, не спросив ее согласия» (ал-Бухари и Муслим).

Что же мешает сочетанию браком мужчины и женщины? В Священном Коране подробно расписано, с кем мужчина не может состоять в браке. Причиной может быть кровное или молочное родство, а также свойство, то есть близкие отношения, вытекающие из брачного союза.

Кроме того, Ислам запрещает жениться на замужних женщинах. Казалось бы, это очевидно. Для чего вообще говорить об этом? Дело в том, что муж может пропасть без вести или бросить жену без объявления развода. В таких случаях женщина не может выйти замуж до тех пор, пока ее предыдущий брак не будет аннулирован в судебном порядке.

Мусульманину также запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до истечения идды, то есть срока выжидания после развода или смерти мужа. Есть ситуации, когда шариат не позволяет бывшим супругам повторно вступать в брак. Например, если муж развелся с женой три раза, то они не могут жениться снова даже по взаимному согласию, пока женщина не выйдет замуж за другого мужчину.

Но если таких причин нет, то для узаконивания отношений между мужчиной и женщиной необходимо провести обряд бракосочетания (никах). Он сопровождается заключением брачного договора, который действителен лишь при выполнении нескольких условий.

Условия никаха

Первое условие — это согласие жениха и невесты.

Ранее мы уже отметили, что ни мужчина, ни женщина не могут быть принуждены к вступлению в брак. Этого мнения придерживались имам Абу Ханифа и многие другие. Если отец выдал девушку замуж вопреки ее воле, она имеет право остаться замужем, если пожелает, или обратиться к кадию с просьбой расторгнуть брак.

Второе условие — это согласие опекуна невесты.

Именно он выдает замуж свою подопечную, и без его согласия брак недействителен. Этого мнения придерживалось большинство учёных. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и Ибн Маджой, говорится: «Бракосочетание недействительно без опекуна, и султан — опекун той, у которой нет опекуна».

Кто же может быть опекуном невесты? В первую очередь, это отец девушки. Его присутствие при сочетании браком дочери обязательно. Если по каким-либо причинам отец не может присутствовать на бракосочетании, он должен уполномочить кого-либо выдать его дочь замуж с его согласия. Если отца нет, то право на опекунство переходит поочередно к деду по отцовской линии, потом к сыну, потом к родному брату (по отцу и по матери), потом к брату по отцу, потом к сыновьям братьев, потом к дядьям со стороны отца, потом к их сыновьям и т. д.

Родственник, не исповедующий ислам, также не может выступать опекуном мусульманки. Если у девушки нет родственников-мусульман со стороны отца, то выдать ее замуж может имам мечети или официальный представитель религиозной организации мусульман. Желательно, чтобы он пользовался авторитетом среди верующих и мог позаботиться об интересах девушки перед замужеством и впоследствии, если возникнет необходимость в этом.

Третье условие — это присутствие двух свидетелей.

В хадисе сказано: «Бракосочетание недействительно без опекуна и двух праведных свидетелей» (ал-Байхаки). Свидетельства одного мужчины и одной женщины или одного мужчины и двух женщин недостаточно для заключения брака.

Четвертое условие – это брачный подарок (махр).

В Коране ясно говорится, что при женитьбе муж должен преподнести жене махр. Так называется подарок, который жених преподносит невесте по поводу бракосочетания: «Вам разрешено жениться на женщинах, если вы предоставляете им ваше имущество» (сура 4 «Женщины», аят 24).

Шариат никак не ограничивает размеры махра, и Коран свидетельствует, что махр может равняться целому кинтару (сура 4 «Женщины», аят 20). В прежние времена мусульманки довольствовались малым и соглашались на горстку фиников или на простые сандалии.

В хадисе сообщается, что наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим махром является тот, что не обременителен» (Абу Давуд). Но времена изменились, и родственники невесты стали требовать от женихов дорогие подарки. В одних случаях это оправданно, а в других — нет.

Родственники невесты не должны завышать махр, если достойный жених не способен сделать такой подарок и если это становится причиной откладывания свадьбы. Но бывают случаи, когда махр большого размера становится своеобразной страховкой для женщины. Ведь если махр невелик, а мужчина не отличается благородством, то при неблагоприятном стечении обстоятельств он может без зазрения совести развестись с женой и фактически оставить ее ни с чем. Поэтому шариат защищает интересы женщины и объявляет махр ее собственностью, которой не могут распоряжаться ни ее отец, ни ее муж.

Пятое условие по-арабски называется «иджаб ва кабул».

Это значит, что опекун невесты говорит, что выдает свою подопечную замуж за жениха, а тот в свою очередь говорит, что берет ее в жены. Это должно произойти в присутствии свидетелей на одном собрании.

Мусульманские ученые единодушны в том, что жених и опекун могут произнести слова о никахе на любом языке, необязательно произносить их на арабском языке. Опекуну невесты достаточно сказать: «Я выдаю свою дочь [называет её имя] замуж за тебя». А жениху достаточно ответить: «Я взял вашу дочь [называет её имя] в жены».

После никаха

После сочетания браком мужчина и женщина становятся полноправными супругами, и в шариате не оговаривается срок, который должен пройти между бракосочетанием и началом совместной жизни. Стороны должны решить этот вопрос по обоюдному согласию и на основании обычаев своей страны. Если молодые люди согласны и имеют возможность жить вместе, то родителям и родственникам не следует медлить со свадьбой.

В зависимости от обычаев страны свадьбу устраивают либо до начала совместной жизни, либо после этого. Свадебное угощение не является обязательным с точки зрения шариата, но эта добрая традиция была одобрена и рекомендована нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха. А вот принимать приглашение на свадьбу обязательно, так как в хадисе сказано: «А кто не принял приглашения, тот ослушался Аллаха и Его посланника» (Муслим).

Источник: www.muslimpress.ru

Оцените статью
Добавить комментарий