«Свадьбе в Малиновке» — уже больше пятидесяти лет, но комедия не надоедает до сих пор. Лихие танцы Пуговкина, зажигательная Гапуся — Зоя Федорова, смешная и нелепая Тамара Носова, обаятельный Водяной, неуклюжий Алексей Смирнов, голосистый Сличенко. До сих пор их шутки смешные, а «картинка» современная. Почему же не увядают старые песни о главном? И почему картина получилась такой веселой?
То ли сельский воздух был слишком пылок, то ли настолько тиха украинская ночь, но веселье и кураж, творившийся на съемках, перекочевал и на экран. Просто какое-то волшебство. А ведь действительно — была тайна. Но – обо всем по порядку.
— Поносил? Дай теперь мне поносить
Историю про Малиновку знали задолго до появления фильма. Еще в 30-х постановка с таким названием шла на сцене Московского театра оперетты. Она была так популярна, что из театра велись прямые трансляции по радио. Ее слова знали наизусть. Но ко второй половине шестидесятых народный хит стали забывать.
Свадьба в Малиновке.»Неизвестная версия». 16.9/720SD
Возможно, свадьба атамана Таврического окончательно канула бы в Лету, если бы не юбилей Великого Октября. 1967 год, 50 лет Советской власти! Веселую «Малиновку» сразу вспомнили и решили воскресить на «Ленфильме».
Сделать это поручили режиссеру Андрею Тутышкину. В то время его знали не как режиссера, а как артиста. В фильме «Волга-Волга» он целовался с самой Любовью Орловой.
Андрей Тутышкин и Любовь Орлова. «Волга-Волга»
После бешеного успеха фильма Тутышкин быстро свернул карьеру артиста и пошел по пути режиссуры. Он много работал с Аркадием Райкиным, снял фильм «Мы с вами где-то встречались». После этого сотрудничества за режиссером закрепилась слава мастера комедийного жанра. Хотя, среди маститых режиссеров у Тутышкину было снисходительное отношение. Ну какой-то водевильщик.
Зато народ его фильмы обожал!
За полтора года до громкого юбилея стали готовиться к съемкам. Больших проб Тутышкин не объявлял. Он просто выбрал самых ярких звезд того времени и пригласил в свой фильм. И ему никто не отказал. Владимир Самойлов, Николай Сличенко, Тамара Носова, Зоя Федорова, Алексей Смирнов.
Они были согласны даже на эпизод.
— У вас бывают мигрени? — У нас никого не бывает. Одна только скука
Загвоздка вышла только с Михаилом Пуговкиным. Его режиссер тоже буквально назначил на роль. У Тутышкина не было сомнений: его любимый артист примет предложение. Но от Пуговкина не было никаких известий. Ни «да», ни «нет».
Ассистентка по актерам говорила, что никак не может дозвониться до народного артиста. Прошел месяц, затем другой. В результате Тутышкин сам набрал номер, и Михал Иваныч взял трубку. Оказалось, что ему никто не звонил, а ассистент хотела протащить в фильм своего знакомого артиста по блату.
— Ты кто же такой? — Я Яшка-артиллерист, Третий справа. Трубка 15, прицел 120, батарея огонь. Бац-бац, и мимо.
Как только Михаил Пуговкин узнал, где будут проходить съемки, он тут же взял билет в Ленинград. Съемочной группе предстояло отправиться в Украину. В тех краях Михаил Иваныч воевал, а в 42-м, под Луганском получил тяжелое ранение в ногу. В госпитале началась гангрена. Его уже стали готовить к операции, но к счастью, нужные лекарства доехали до фронта.
Кино о кино. «Свадьба в Малиновке». Вашу ручку, битте-дритте. Документальный фильм
Так карьера артиста была спасена. Но все же тяжелое ранение давало о себе знать всю жизнь.
Главную роль – красавицы Яринки, Тутышкин предложил Ларисе Голубкиной. Он хотел, чтобы все артисты пели своим голосом, а Лариса обладала хорошими музыкальными данными.
Актриса специально приехала на пробы в Санкт-Петербург, после которых тут же была утверждена на главную роль. Начались репетиции. Но тут режиссера ждал неожиданной удар. Накануне съемок Голубкина отказалась сниматься. Поговаривали, что актрису пригласили за границу, и она не могла упустить такой шанс.
Визит за рубеж был несбыточной мечтой для советского человека.
Лариса Голубкина. Такой могла бы быть Яринка
После отказа Голубкиной судьба повернулась к другой актрисе – Валентине Лысенко, тогда еще студентке театрального вуза. Но петь она в кадре не смогла. За нее, и за ее партнера – Гелия Сысоева, все партии пели артисты ленинградской оперы.
Андрейка и Яринка
Но где развернется комедийное действие? Режиссер и оператор объездили всю Украину, прежде чем выбрать подходящее село. Подходить оно должно только одному критерию – крайней степени заброшенности. На местности и духа не должно быть от электрических проводов, асфальтированных дорог, телевизионных антенн и прочих благ цивилизации.
Подходящее место нашли в Полтавской области, в селе Пески. Летом 1966 года в глухое украинское село въехало несколько огромных машин с техникой, персоналом, артистами, декорациями и даже передвижной электростанцией. А вслед за трейлерами стали подъезжать и знаменитости.
Тамара Носова. Зоя Федорова. Михаил Пуговкин и Алексей Смирнов появились перед ними во плоти. И этих звезд расселили по обычным хатам. Гостиниц, понятное дело, в селе не было тоже. Артисты, которых они видели только на экране в кинотеатре по большим праздникам, стали жить с ними бок о бок.
Это было потрясение!
Несколько дней сельчане и киношники присматривались друг к другу, а затем началось бурное знакомство. Народные артисты и народ стали единым целым. Пуговкин, Водяной, Абрикосов в обнимку сидела со своими хозяевами на берегу речки и смаковали крепкий самогон.
Встретить дорогих гостей пытались самым лучшим. Но артисты и сами проявляли инициативу. Как вспоминает сын Владимира Самойлова, каждое утро в Песках начиналось так.
«Утро, артисты просыпаются. Полотенчико в руки и во двор освежиться. Хозяйка в это время вытаскивает яичницу с ветчиной, потом идет в сени. в сенях стоит бочка с брагой, литров 200. И висит ковш. И значит, все туда подходят по очереди.
— А ну сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!
Сыну Владимира Самойлова тогда было 14 лет, но он с мамой был на съемках. Это была вынужденная мера. Из-за бурных застолий отца съемки никак не могли начаться. Дело в том, что бдения местных и артистов продолжались с вечера до утра, и на съемочной площадке никто не появлялся. Чтобы утихомирить пыл, режиссер вызвал жен загулявших артистов.
Камера, наконец, заработала. Но спустя месяц режиссера ждал очередной удар. Актриса Людмила Люлько, которая исполняла маму Яринки, тяжело заболела. Находиться в глухом селе, где нет ни врача, ни больницы, она не могла.
Людмилу Люлько обожал весь Ленинград. Она снималась в кино, играла в Театре Комедии. За четыре год до съемок Людмила родила сына – будущего солиста группы «Секрет» Максима Леонидова. «Свадьба в Малиновке» стал ее неоконченным фильмом. Она умерла в 44 года, так и не дождавшись премьеры.
Людмила Люлько. Такой могла бы быть Софья Михайловна Дума
Люлько уехала по уважительной причине, но так или иначе – съемочный процесс зашел в тупик. Прошел уже месяц съемок. Отснята половина фильма. Где сейчас, в украинском селе, искать новую актрису? Съемки остановились.
Пробы начались вновь.
Валентина Лысенко-Николаенко: » И искали, приезжали много-много актрис, приезжало в Полтаву, все пробовались. Я сцену «Мама, замуж выходить не страшно» ненавижу. Потому что я ее играла на пробах с Люлько, и потом, наверное, человек 8-10 еще приезжали актрисы, и мы опять эту… играли эту сцену, поэтому она мне в зубах навязана. Д аже жена Самойлова пробовалась.
Но режиссеру никто не нравился. Он искал актрису, похожую на Люлько».
Тут из массовки вышла женщина и сказала, что она сыграет маму Яринки. На режиссера она сразу произвела впечатление, причем, не только как актриса. Даже дочь режиссера признавала, что между отцом и украинской актрисой промелькнула какая-то искра, разжегшая пламя любви…
Василиса Тутышкина – дочь режиссера Андрея Тутышкина Она такая очень статная. Нем… красивая довольно женщина. Папак ней относился очень хорошо. Это я помню. Мне кажется, даже слишком хорошо.
Ну, такое есть ощущение.
Это была Людмила Алфимова. До «Свадьбы в Малиновке» она играла только в массовке, но тут ей улыбнулось счастье. Только одна проблема – Людмила была уж слишком молода для матери Яринки. Ей было 30 с хвостиком, а ее дочке – 18. В свободное время съемочная группа занималась подсчетами: во сколько же лет Софья Михайловна родила Яринку.
Людмила Алфимова, мама Яринки
Главным партнером Людмилы Алфимовой был Владимир Самойловым. Играть с ним было очень трудно. Все-таки он народный артист, а ее – всего лишь выбрали из массовки. Особенно долго у артистов не получалась сцена поцелуя. По сценарию Людмила не видела мужа 20 лет, а на деле выходило так, будто они вчера расстались.
Тогда режиссер не выдержал и сам жарко поцеловал актрису.
Еще сложнее было играть любовь Яринке и Андрейке. Артист Гелий Сысоев долго не нравился Валентине Лысенко ни как мужчина, ни как партнер.
Много женского внимания досталось артистам и во время съемок. Николаю Сличенко приходилось прятаться от поклонниц. В результате он не выдержал и дал местным ночной концерт. Это было невероятно. Ночь, горит костер, в небе россыпь звезды – и потрясающий голос Сличенко разрывает тишину.
Концерт был спонтанным, поэтому на нем были только жители села.
Николай Сличенко. «Ой, при лужке, при лужке. При широком поле»
Чтобы посмотреть, как играют знаменитые артисты, собирались со всей округи. Сцены с Зоей Федоровой, Тамарой Носовой, Михаилом Пуговкиным, Алексеем Смирновым собирались огромное число зрителей. Особенно всех порадовал танец «В ту степь». Многим кажется, что артисты просто скачут в лихом угаре, но нет. Танец полгода ставили на Ленфильме.
Балетмейстером на картине была Галина Шаховская, которая ставила танцы еще для фильмов Александрова. Ее никак не устраивал Пуговкин как танцор, и она просила его заменить на профессионала из молдавского ансамбля «Жок». Но режиссер настоял на своем. Ведь Пуговкин был его любимый артист.
Режиссер знал, что танец у Михаила Ивановича не получается из-за ранения ноги, который тот получил еще на фронте.
Когда дошло дело до съемки, танец опять долго не получался. Сделали множество дублей, потратили много дорогой пленки, но продолжали попытки. Наконец, Пуговкин не выдержал, снял сапоги и станцевал в носках. Этот дубль и вошел в фильм.
— Вашу ручку, фрау мадам
Самым популярным артистом в селе был Михаил Водяной. Одессит, земляк, хохмач – к нему как магнитом тянуло людей. Мальчишки бегали за ним по пятам и уже тогда сыпали его цитатами из фильма.
— Не пойму, почему я в тебя такой влюбленный
А вот Тамара Носова пришлась не ко двору. Хозяйка в хате, куда поселили актрису, жаловалась, что Носова день и ночь ходит на высоких каблуках. Своими острыми шпильками звезда испортила весь пол…
— Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце.
Cъемки фильма продолжались целых восемь месяцев. Такой продолжительный срок был вызван технической сложностью фильма. Свадьба в Малиновке был первый в истории советского кино цветной широкоформатный фильм. К 50-летию Великого Октября и советский кинематограф хотел показать свои достижения.
Такую технику и дорогую цветную пленку давали картинам, обреченным на успех. И плохо было тому режиссеру, который эти надежды не оправдает.
Премьера «Свадьбы в Малиновке» прошла в 1967 году в кинотеатре «Россия». Это был оглушительный успех. В зале стоял бесконечный хохот. Тогда в кинотеатрах не принято было аплодировать, но на этой картине зритель не мог сдержать свой восторг.
Василиса Тутышкина – дочь режиссера Андрея Тутышкина. Я помню, как аплодировали горящему стогу сена. Я помню, как аплодировали очень Пуговкину, Водяному.
Валентина Лысенко-Николаенко, исполнительница роли Яринки. «С мех был бесконечный, от начала и до конца, восторг нечеловеческий»,
Казалось бы, исполнительница главной роли в таком популярном фильме обречена на успех. Однако на деле вышло по-другому. Валентина Лысенко не успела насладиться славой. Первое, что она увидела в институте – приказ о ее отчислении. Она нарушила строгий запрет театральных вузов.
Студентам запрещалось сниматься в кино. Актриса переехала в Моску и перепоступила в Щукинское училище.
Сейчас Валентина Лысенко преподает актерское мастерство в Щукинском училище. Сорок лет назад к ее фамилии добавилась еще одна – Николаенко. Ее муж – украинец по национальности. Сейчас воспоминания о съемках в далеком украинском селе – одно из самых дорогих для их семьи.
Источник: dzen.ru
Журнал
Оперетту «Свадьба в Малиновке» написали в 1936-м году драматург Леонид Юхвид и композитор Алексей Рябов. Премьера состоялась в Харькове на украинском языке, а вскоре пьеса была поставлена и в Москве. К юбилею Октябрьской революции было решено снять фильм по мотивам оперетты. Так как все события происходят между Полтавой и Киевом — снимать предложили киностудии им. Довженко.
Но руководители студии от работы отказались, посчитав комическое произведение несерьезным и не подходящим к случаю, и тогда за производство взялась киностудия «Ленфильм» и режиссёр Андрей Тутышкин.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
В роли Яшки-артиллериста режиссёр видел только Михаила Пуговкина, он утвердил его заочно и без проб. Однако, у ассистента режиссёра был свой кандидат на эту роль и на протяжении нескольких месяцев она утверждала, что Пуговкина нет в Москве и она не может с ним связаться. В конце концов Тутышкин сам позвонил актёру и с удивлением узнал, что он никуда не уезжал и совершенно свободен. На следующий день Михаил Пуговкин был уже на съемочной площадке.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
Комический танец Михаила Пуговкина и Зои Фёдоровой «В ту степь» (переиначенное название танца Two steps — «два шага») ставила балетмейстер Галина Шеховская. На экране музыкально-танцевальный номер длится всего минуту, а учиться пришлось полтора месяца. Когда Зоя Фёдорова не могла присутствовать на репетиции — партнёршей Михаила Пуговкина была… швабра. Кстати, танец появился в 1920-х годах в Америке, поэтому Яшка, вернувшийся из австрийского плена, никак не мог про него знать.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
Съёмки проходили в Полтавской области, а некоторые сцены были сняты в настоящем селе Малиновка недалеко от Харькова, и почти все местные жители сыграли в массовке. За съемочный день им платили от 50 копеек до 3-х рублей — больше получали те, кто приходил на съемки с гусем или уткой, и умели так хорошо танцевать, чтобы сняться в массовке танцевальных сцен ансамбля «Жок».
В 2013 году в селе Малиновка был установлен памятник колоритному герою фильма — адъютанту Попандопуло. Скульптурная композиция запечатлела момент, когда Попандопуло обнаруживает стащившего сундук бандита Сметану.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
Съёмки «Свадьбы в Малиновке» закончились двумя настоящими свадьбами. Один из местных жителей влюбился в девушку-шофёра, которая возила режиссера фильма, и уехал за ней в Ленинград. А от Людмилы Алфимовой, игравшую солдатку Соню, потерял голову председатель колхоза из села Печёры. Они поженились, и актриса стала хозяйкой усадьбы графа Потоцкого, которую специально для их семьи выкупил муж.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
Источник: www.domkino.tv
За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерами
Кадр из фильма *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: biography-life.ru
13 ноября 1967 г. состоялась премьера музыкальной комедии А. Тутышкина «Свадьба в Малиновке» . Никто не ожидал такого ошеломительного успеха: картину посмотрели 74,6 млн зрителей! Хотя фильма могло бы и не быть: когда кинематографистам студии им. А. Довженко предложили приступить к съемкам, они отказались: идея снимать комедию о Гражданской войне показалась странной, а сюжет – несерьезным.
М. Водяной в роли Попандопуло | Фото: vokrug.tv
Героико-романтическая оперетта «Свадьба в Малиновке» была написана Л. Юхвидом, ее премьера состоялась в Харькове в 1937. А для московской постановки музыку написал Б. Александров. Позже Л. Юхвид в соавторстве с В. Типотом подготовили либретто, на основе которого Б. Александров и создал тот вариант оперетты, который лег в основу фильма «Свадьба в Малиновке».
Кадр из фильма *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: meta.ua
Фильм решили приурочить к 50-летнему юбилею октябрьской революции. На студии им. А. Довженко этот сценарий посчитали несоответствующим случаю и вообще несерьезным. Тогда к производству ленты приступил «Ленфильм». Натурные съемки проходили с мая по октябрь 1966 г. в нескольких украинских селах: эпизоды в графской усадьбе снимали в с. Хорошки Лубенского района, ветряную мельницу – в с. Мацковцы, остальное – в настоящей Малиновке – по одним данным, в Харьковской области, по другим – в Полтавской.
Ансамбль *Жок* выполнял в фильме хореографические номера | Фото: locals.md
В массовках задействовали почти всех местных жителей | Фото: kinopoisk.ru
В массовках были задействованы почти все местные жители. За работу им платили от 50 копеек до 3-х рублей. Особым спросом пользовались те, кто приходил на съемочную площадку с гусем или уткой. Деревенские девушки так лихо танцевали, что почти не уступали хореографическому ансамблю «Жок», задействованному в съемках. Все остались довольны, кроме председателя колхоза: работа на полях останавливалась, все село с утра до ночи толпилось возле съемочной площадки.
Кадр из фильма *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: s-tv.tv
Житель Хорошек, бывший учитель М. Цуканов вспоминает, как проходили съемки: «Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты. Их гримерка находилась в местной школе. И я как-то подсмотрел, как Яринке (артистка Валентина Лысенко) цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была!
Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке? Так это был мужчина-каскадер в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал».
Полуразрушенное здание усадьбы князя Щербатова в Хорошках | Фото: fakty.ua
В здании старинной усадьбы князя Щербатова размещалась школа, и рядом с ней выстроили точную копию фасада для съемок комедии. Отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно. К сожалению, сейчас здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии. Давно уже нет и танцплощадки, которая служила и местом съемок, – заросла травой.
М. Пуговкин в комедии *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: subscribe.ru
М. Пуговкин сыграл эпизодическую роль, но его танец *в ту степь* запомнился всем зрителям | Фото: kinopoisk.ru
В роли Яшки-артиллериста режиссер Тутышкин видел только М. Пуговкина. Его начали снимать сразу, без проб. Несмотря на то, что актер появлялся всего в нескольких эпизодах, этот образ полюбился и запомнился многим.
Знаменитый танец, названный Яшкой «втустепь» (от англ. «two steps» – два шага) Пуговкину пришлось разучивать с балетмейстером Г. Шаховской в течение полутора месяцев, хотя длился он всего одну минуту. Но зато какой получился результат! Кстати, о существовании этого танца, появившегося в Америке в 1920-х гг., в 1919 г. Яшка-артиллерист не мог даже догадываться. Пуговкин стал любимцем жителей Хорошки – актер постоянно шутил и рассказывал забавные истории.
М. Водяной в роли Попандопуло | Фото: liveinternet.ru
В 1968 г. на Всесоюзном фестивале в Ленинграде «Свадьба в Малиновке» получила награду за лучший комедийный ансамбль: приз вручили актерам Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину. Комедия быстро разошлась на цитаты, вскоре весь Союз повторял фразы «И шо это я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац. и мимо!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!» и т. д.
Н. Сличенко и В. Самойлов в фильме *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Свадьба в Малиновке*, 1967 | Фото: kinopoisk.ru
Не меньшей популярностью в 1960-х гг. пользовалась еще одна комедия: секреты «Три плюс два»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru