Тональность увертюры Ре мажор, размер С-сложный, темп presto. Форма сонатная без разработки с кодой. В увертюре нет музыкальных тем из оперы. В ней передана неукротимая радость жизни, стремительная смена событий «безумного дня». В безостановочном движении увертюры потоком струятся разные образы.
Уже в главной партии — в Ре мажоре — 3 элемента. Первый — пианиссимо (как бы издалека) — шорох, бег — легкие извилистые унисонные пассажи восьмыми у струнных в очень быстром темпе — создается атмосфера легкой таинственности, словно обещание чего-то интригующего и увлекательного. Второй элемент — пиано-с маршевой ритмикой и фанфарными мелодическими оборотами у духовых. Однако это не марш, его жанровые черты сглажены. Третий элемент — на форте вступает весь оркестр — нисходящий бравурный, «рыцарственный» мотив.
Связующая партия состоит из 2-х разных тем. В первой слышны «гневные реплики» (аккорды форте), чередующиеся с «убегающими» нисходящими пассажами (пиано). Вторая построена на энергичном ритме (мотив из 3-х четвертей)- четверть в затакте — 2 четверти и пауза.
Вольфганг Амадей Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» 24.10.2018 БЗФ
Тема побочной партии в Ля мажоре. В ней 3 элемента. Первый — нежно-настойчивая интонация восходящей малой секунды. Второй — утвердительный взлет к тоническому звуку второй октавы (итальянский мотив со шлейфером). Третий — ласково-успокаивающие обороты гобоя. Сначала эта капризная побочная тема вызывает возбужденное, резкое продолжение в tutti оркестра.
Впервые появляется минорный лад. Растет эмоциональная напряженность. Конец побочной партии — настойчиво повторяющаяся фраза в низком регистре, сопровождаемая tremolo скрипок — звучит очень взволнованно. Мелодия передается скрипкам и преображается в робкую, умоляющую. Наступает «критический момент», который без борьбы переходит в «просветление»
Тема заключительной партии в Ля мажоре. Это самая певучая из всех тем увертюры. Она полна задушевного чувства счастья. Вслед за ней под резкие удары доминантсептаккорда возобновляется прежний стремительный круговорот.
Реприза. Темы главной и побочной партий проходят в Ре мажоре.
В большой коде основное настроение еще раз достигает небывалой высоты. Здесь появляется единственное, но очень действенное крещендо мангеймского типа. Нагнетание сменяется могучей разрядкой -здесь в полную мощь раскрывается мотив из 3-х четвертей (из связующей партии). Многократные повторения отдельных тематических элементов «не дают расстаться» с этим воплощением кипучей жизнерадостности. Шумные фанфары завершают увертюру.
По книге Германа Аберта «В. А. Моцарт».
Источник: www.lafamire.ru
В какой форме написана увертюра? Дайте характеристику основных тем.
Идея создания оперы на сюжет знаменитой пьесы Бомарше («Безумный день, или Женитьба Фигаро») в условиях реакции, царившей в Австрии, была чрезвычайно смелой (постановка этой комедии на сценах австрийских театров была запрещена цензурой).
В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» / W.A. Mozart — Le nozze di Figaro — Overture
Какова основная идея оперы?
Основная идея пьесы — духовное превосходство слуги Фигаро над чванливым и распутным аристократом
На каком языке звучит оригинал оперы? Кто автор русского текста?
Либретто (словесный текст) этой оперы в четырех актах написал на итальянском языке Лоренцо да Понте. В 1875 году П. И. Чайковский перевел это либретто на русский язык, и в его переводе опера исполняется в нашей стране.
Жанр оперы «Свадьба Фигаро».
Моцарт назвал «Свадьбу Фигаро» оперой-буффа. «Свадьба Фигаро» — замечательный образец оперного реализма, лирическая комедия характеров. Главные действующие лица обрисованы музыкой как разнообразные живые человеческие характеры.
Главная идея пьесы Бомарше была близка Моцарту. Ибо она состоит в том, что слуга графа Альмавивы Фигаро и его невеста, служанка Сюзанна, оказываются умнее и порядочнее своего титулованного господина, козни которого они ловко раскрывают. Графу самому приглянулась Сюзанна, и он старается отсрочить ее свадьбу. Но Фигаро и Сюзанна находчиво преодолевают все возникающие препятствия, привлекая на свою сторону жену графа и юного пажа Керубино (Паж — мальчик или юноша дворянского происхождения, состоящий в услужении у знатного лица.) В конце концов они устраивают дело так, что вечером в. саду граф принимает за Сюзанну переодетую в ее платье графиню. Пристыженный женой, Альмавива вынужден более не препятствовать Фигаро и Сюзанне справить свадьбу, которой весело и счастливо заканчивается «безумный день», полный всяческих неожиданных событий.
Когда состоялась премьера оперы?
Премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» состоялась в Вене в 1786 году. Первыми двумя исполнениями дирижировал за клавесином сам композитор. Успех был огромным, многие номера повторялись на бис.
В чем отличие увертюры оперы «Свадьба Фигаро» от других опер?
В отличие от многих других увертюр в этой увертюре не используются темы, звучащие в самой опере. Здесь ярко передается общее настроение последующего действия, его увлекательная стремительность и кипучая жизнерадостность.
В какой форме написана увертюра? Дайте характеристику основных тем.
Увертюра написана в сонатной форме, но без разработки, место которой занимает краткая связка между экспозицией и репризой. При этом отчетливо выделяются, быстро сменяя друг друга, пять тем. Первая и вторая из них составляют главную партию, третья и четвертая — побочную партию, пятая — заключительную партию. Все они энергичны, но одновременно у каждой — свой особый характер. Первая тема главной партии, исполняемая струнными инструментами и фаготами в унисон, движется стремительно, с озорным проворством:
Вторая, фанфарная тема главной партии отличается смелой размашистостью:
После связующей партии, наполненной преимущественно гаммообразными пассажами, появляется первая тема побочной партии, мелодию которой исполняют скрипки. Тема имеет ритмически прихотливый, немного капризный, но настойчивый характер:
Вторая тема побочной партии напоминает решительные возгласы:
А тема заключительной партии – самая уравновешенная, как бы все улаживающая:
В репризе побочная и заключительная партии повторяются уже в основной тональности ре мажор. К ним присоединяется кода, еще более подчеркивающая веселый и оживленный характер увертюры.
Источник: poisk-ru.ru
Презентация на тему Увертюра к опере Свадьба Фигаро
Давайте вспомним, что такое опера? «Опера» с итальянского языка переводится как «труд».
- Главная
- Разное
- Увертюра к опере Свадьба Фигаро
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
Цели урока: Закрепить биографию
композитора, познакомить обучаемых с новым произведением В.А.Моцарта.
Слайд 2 Давайте вспомним, что такое опера?
«Опера» с итальянского языка
переводится как «труд».
Слайд 3 Опера — это музыкальный спектакль, где действующие лица
поют в сопровождении оркестра
Слайд 4 Самая известная опера, написанная Моцартом: «Свадьба Фигаро»
Слайд 5 Увертюра — инструментальное вступление, звучащее по замыслу композитора, перед
поднятием занавеса.
Слайд 6 Послушай внимательно увертюру к опере
«Свадьба Фигаро»
Используя слова
подсказки опиши как звучит музыка в увертюре? Какой рисует
характер?
Светлая, тревожная, радостная, стремительная, громкая, удивительная, нежная, веселая, торжественная, грубая,
острая, праздничная.
Источник: mypreza.com